Товар, его характеристика

Центральной категорией теории рыночного (товарного) хозяйства является товар, которому исторически и логичес­ки предшествовала категория "благо".

Еслиблаго— это все то, что заключает в себе определенный положительный смысл: предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий ту или иную человеческую

потребность и отвечающий интересам, устремлениям людей, то товар— это специфическое экономическое благо.И специфика товара в отличие от блага в том, что он является не просто результатом экономической деятельности (т. е. экономическое благо), а обязательно создан для обмена (Т—Т) путем купли продажи

(Т—Д—Т),

где Т — товар, Д — деньги.

Товар -это продукт труда, способный удовлетворять какую-либо человеческую потребность и предназначенный для обмена.

Из данного определения следует, что товар как таковой обладает двумя свойствами:

· способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность;

· пригодностью к обмену.

Способность товара удовлетворять ту или иную потреб­ность человека составляет его потребительную сто­имость.

Потребительной стоимостью обладает любой товар. Характер потребностей может быть при этом самый различный (физические, духовные). Разным может быть и способ их удовлетворения.

Одни вещи могут удовлетворять потребность непосредственно как предметы потребления (хлеб, одежда и пр., другие — косвенно, опосредованно как средства производства

(станок, сырье). Многие потребительные стоимости могут удовлетворять не одну, а ряд общественных потребностей (древесина, например, используется как химическое сырье, как топливо, для производства мебели)

В качестве товара выступают услуги. В чем их специфика?

· Потребительная стоимость услуги не имеет вещественной формы.

· Потребительная стоимость услуги — это полезный эффект деятельности, живого труда.

· Услуга не имеет вещной формы, ее нельзя непосредственно накопить, она может быть употреблена лишь в момент производства.

Потребительные стоимости составляют содержание богатства всякого общества.

Потребительная стоимость имеет три формы проявления: количество, натуральную форму, качество.

Качество — степень полезности данной потребительной стоимости, степень ее соответствия потребности, ее пригодности удовлетворять потребность в конкретных условиях потребления,

Потребительная стоимость и полезность взаимосвязаны, но не тождественны. Полезность есть потребительная стоимость в себе, а потребительная стоимость — обязательно реализованная (осуществленная) в пользовании.

Следует отличать потребительную стоимость товара от потребительной стоимости продукта в натуральном хозяйстве.

Продукты труда в натуральном хозяйстве являются потребительной стоимостью для самих производителей, а товары обладают потребительной стоимостью для других, общественной потребительной стоимостью.

Потребительная стоимость товара переходит к непосредственному потребителю только посредством обмена.

Товар обладает не только свойством удовлетворять человеческие потребности, но и свойством вступать в отношения с другими товарами, обмениваться на другие товары.

Способность товара к обмену в определенных количественных пропорциях есть меновая стоимость.

Если потребительная стоимость характеризует товар со стороны качества, то меновая стоимость — со стороны количества.

Таким образом, два свойства товара образуют единство противоположностей:

· как потребительные стоимости товары несопоставимы, меновые стоимости — однородны и качественно соизме­римы;

· один и тот же товар не может быть на рынке одновре­менно для одного и того же хозяйственного субъекта и ме­новой, и потребительной стоимостями. Продавца интересует меновая стоимость, покупателя — потребительная стоимость товара;

· прежде чем реализовать потребительную стоимость, товар должен быть реализован как меновая стоимость. Для этого потребительная стоимость отдельного товара должна получить общественное признание. Если этого нет, то товар не будет реализован как меновая стоимость, а следователь­но, и как потребительная стоимость. В этом единство и противоречие товара (по К. Марксу).

К. Маркс утверждал, что двойственность товара, его двуединая сущность как меновой и потребительной стоимости является результатом двойственного характера труда, создающего товар. Всякий труд, создающий товар, — это конкретный труд, создающий потребительную стоимость и определяемый конкретной целью, характером операций, предметами и орудиями труда, результатом. Одновременно абстрактный труд, создающий меновую стоимость, — это затраты человеческой энергии вообще, рабочей силы в физиологическом смысле (расходования энергии, мускулов, т. д.).

Нельзя не подчеркнуть, что основой меновой стоимости выступает не индивидуальный (на единицу отдельного продукта), а общественный (на всю массу товаров) абстрактны» труд, который и составляет субстанцию(или внутреннее со­держание) стоимости.Таким образом, величина стоимости определяется не индивидуальными, а общественно необхо­димыми затратами труда.

Общественно необходимые затраты труда (ОНЗТ) -это затраты на производство основной массы товаров данно­го вида при общественно нормальных условиях производ­ства, среднем уровне умелости и интенсивности труда, сред­нем качестве продукции и соответствии общественной по­требности.

Стоимость и меновая стоимость — это две категорий которые тесно связаны между собой, но не тождественна.

Стоимость — это имманентное (внутренне присущее) свойство товара, а меновая стоимость — внешнее проявление сущности в процессе обмена.

Стоимость лежит в основе определения цены товара. Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара.

Воспроизводство.

Инвестирование производства - процесс постоянный. Капита­ловложения следуют одно за другим, обеспечивая повторение и непрерывность производства. Непрерывно повторяющийся процесс производства называется воспроизводством.

Воспроиз­водство бывает ПРОСТЫМ (когда производство повторяется в одних и тех же размерах) и РАСШИРЕННЫМ (когда оно идет во все возрастающем объеме).

Расширенное производство может быть достигнуто двумя путями: экстенсивным и интенсивным.

Для современной экономики характерно расширенное вос­производство. Это предполагает, что новые инвестиции в про­изводство не только возмещают израсходованный капитал (использованные сырье и материалы, изношенное оборудование), но и увеличивают его производительность дополнительными или более эффективными средствами производства.

Тем са­мым обеспечивается накопление капитала, т. е. его укрупне­ние за счет добавочных капиталовложений в производство.

В процессе воспроизводства капитал находится в постоян­ном движении и совершает кругооборот по схеме: закупка средств производства, процесс производства, реализация произведенных товаров.

Такие кругообороты повторяются вновь и вновь, образуя оборот капитала.

Современный человек имеет разнообразные потребности: материальные и моральные. Обеспечением этих потребностей, т.е. созданием материальных условий для жизни людей, и занимается экономика.

Понятие потребности

Потребности— это нужды людей, выражающиеся в благах, товарах, услугах, требующихся для жизнедеятельности и развития.

Неудовлетворенные потребности являются для челове­ка побудительным мотивом, стимулом к трудовой дея­тельности по созданию или приобретению недостающих ему благ.

Степень удовлетворения потребностей людей зависит от уровня развития сферы: материального производства и непроизводственной. В первой создаются материальные ценности — товары, а во второй — духовные ценности и услуги.

Потребности людей безграничны, хотя возможность удовлетворения потребности отдельного человека в конкретном благе вполне реальна. Человеческие потребности непрерывно растут количественно и качественно (закон возвышения потребностей), т.к. включают в себя не только индиви­дуальные нужды, но и потребности социальных групп, трудовых коллективов работников, населения и, нако­нец, государства в целом. При этом производство не только удовлетворяет растущие потребности населения, но на основе развития науки и техники предлагает но­вые, ранее не известные виды материальных благ, кото­рые посредством широкой рекламы и маркетинговой де­ятельности фирм расширяют круг существующих потребностей (закон возвышения потребностей).

Производство, откли­каясь на потребности, создает поле для потребления.

По­требление— это процесс удовлетворения потребностей людей, состоящий в использовании продуктов производ­ства по их прямому назначению. При этом само производ­ство, создавая блага, потребляет, расходует определенные ресурсы. Эту часть потребления принято называть произ­водственным потреблением.

В условиях рыночной экономики потребление людей за­висит от величины их доходов и измеряется с помощью та­ких экономических показателей, как: структура потребле­ния, средний уровень потребления, потребление на душу населения и др.

Пирамида потребностей А. Маслоу.

Существуют многочисленные классификации человеческих потребнос­тей. Обычно различают материальные, духовные и соци­альные потребности. Однако в современных условиях наибольшее распространение получила теория американского экономиста А. Маслоу, расположившего потребности в восходящем порядке — от низших (материальных) до выс­ших (духовных).

Товар, его характеристика - student2.ru

Рис 1.1. Пирамида социальных и человеческих потребностей по А. Маслоу

Для удовлетворения всех людских потребностей нужно намного больше ресурсов, чем когда-либо было доступно человечеству. С проблемой ограниченности ресурсов люди столкнулись еще на заре своей истории (тогда единственным, необходимым фактором была земля, т.е. ресурсы самой природы), но и их недоставало.

С тех пор потребности людей и их численность постоянно продолжали расти. Все ресурсы, несмотря на их различие и многообразие, имеют одну общую особенность, – они ограниченны.

Суммируя вышесказанное, можно сказать, что человеческие потребности безграничны, а ресурсы, необходимые для их удовлетворения – ограниченны, и люди в любом обществе сталкиваются с одинаковой проблемой- проблемой ограниченности ресурсов.

Наши рекомендации