Раздел 1. Экономическая теория как наука

Жмайло А.Ф.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Часть 1 Микроэкономика

Учебное пособие для студентов

Санкт-Петербург

Организация-разработчик: Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж «Императорский Александровский лицей»

Учебное пособие по дисциплине «Экономическая теория» рассмотрено методическим советом колледжа и рекомендовано для использования в учебном процессе – протокол № 1 от 29.08.2016.

Методист колледжа А.Ф. Жмайло

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 5

Раздел 1. Экономическая теория как наука. 7

Тема 1.1. Экономическая теория: предмет и метод, функции экономики. 7

1.1.1. Экономическая теория – наука общественная. 7

1.1.2. Методы экономической теории. 7

1.1.3. Функции экономической теории. 8

1.1.4. Структура экономической теории. 8

1.1.5. История развития экономической теории. 8

Тема 1.2. Производство и экономика. 10

1.2.1. Понятие производства. 10

1.2.2. Товар, его характеристика. 11

1.2.3. Воспроизводство. 13

1.2.4. Понятие потребности. 14

1.2.5. Ресурсы и факторы производства. 15

1.2.6. Экономических системы, их основные типы.. 16

1.2.7. Проблема производственных возможностей и эффективности экономики. 18

1.2.8. Собственность как основа производственных отношений. 20

Раздел 2. Микроэкономика. 23

2.1. Рынок, его механизм и условия формирования. 23

2.1.1. Рынок: понятие, функции сущность рыночных отношений. 23

2.1.2. Причины возникновения рынка. 24

2.1.3. Субъекты рынка. 24

2.1.4. Классификация рынков. 25

2.1.5. Инфраструктура рынка. 25

2.1.6. Элементы рынка. 25

2.1.7.Принцип «невидимой руки» рынка. 26

Тема 2.2. Теория спроса и предложения. 26

2.2.1. Спрос. 26

2.2.2. Предложение. 29

2.2.3. Рыночное равновесие, равновесная цена. 32

2.2.4. Динамика равновесной цены, как результат изменения спроса и предложения. 33

2.4.5. Эластичность спроса и способ ее измерения. 34

2.4.6. Перекрестная эластичность спроса. 35

2.4.7. Эластичность предложения: сущность, методы измерения. 36

2.4.8. Прикладное значение изучения эластичности спроса и предложения. 36

Тема 2.3. Теория потребительского поведения. 37

2.3.1. Понятие предельной полезности и сущность закона убывающей предельной полезности, его значение 37

2.3.2. Кривая безразличия и бюджетное ограничение. 38

2.3.3. Сущность точки потребительского равновесия, ее значение. 40

2.3.4. Реакция потребителя на изменение его дохода и цены приобретаемых благ. 41

Тема 2.4. Рыночные структуры и роль конкуренции в экономическом механизме. 42

2.4.1 .Понятие рыночных структур и их типы (совершенная и несовершенная конкуренция) 42

2.4.2. Понятие «монополия», причины их возникновения. Основные формы монополий. 45

2.4.3. Антимонопольная политика. 47

Тема 2.5. Рынок факторов производства (ресурсов) 47

2.5.1. Рынок труда. 48

2.5.2. Рынок капитала. 50

2.5.3. Рынок земли. 52

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 54

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная дисциплина «Экономическая теория» является обязательной, предусмотренной требованиями ФГОС для подготовки специалистов среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Специфика учебной дисциплины «Экономическая теория» обусловлена ее практической направленностью. Целью дисциплины является, в первую очередь, формирование и развитие у студентов умений распознавать и обобщать сложные взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления. Программой учебной дисциплины «Экономическая теория» предусмотрено проведение теоретических и практических занятий, выполнение самостоятельной работы. Основой для проведения практических и самостоятельных работ являются теоретические занятия, представленные в данном пособие.

Учебное пособие содержит основные темы, включенные в рабочую программу дисциплины. Учебное пособие состоит из двух разделов.

В первом разделе «Микроэкономика» рассмотрено деятельность отдельных экономических субъектов, к числу которых относятся потребители, рабочие, фирмы, землевладельцы или владельцы капитала. Таже объясняется, как и почему принимаются решения перечисленными выше индивидами, например, как потребители принимают решения о покупке товара и как на их выбор влияют изменения цен и доходов; каким образом фирмы, находясь в различных рыночных структурах, решают вопросы об объемах производства, максимизирующих их прибыль, о назначении цен, найме необходимого количества рабочих и т.д. Во втором разделе «Макроэкономика» рассмотрены вопросы макроэкономические проблемы и современные методы их анализа. Рассматривается место макроэкономики в системе экономических наук, система национального счетоводства, общее макроэкономическое равновесие, а именно: совокупный спрос и совокупное предложение, потребление, сбережения, инвестиции и экономический рост. Уделяется внимание проблемам макроэкономической неустойчивости (цикличность, безработица и инфляция) и государственному регулированию рыночной экономики. Особое внимание уделяется кредитно-денежным, финансово-налоговым проблемам развития макроэкономики, а также мировой экономике и проблемам перехода к рыночной экономике.

Учебное пособие предназначено для студентов колледжа, изучающих дисциплину «Экономическая теория».

Пособие можно использовать на учебных занятиях для выполнения отдельных заданий преподавателя, для самостоятельного изучения отдельных тем или для подготовки к экзамену или зачету.

Пособие построено в соответствии с требованиями к уровню подготовленности лиц, обучающихся по данной специальностям, и призвано помочь будущим специалистам выработать умения и навыки выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом действия экономических закономерностей на микро- и макроуровнях.

Раздел 1. Экономическая теория как наука

Экономика – величайшее открытие человечества,

которое привело к колоссальным возможностям

изменения всех сфер жизни в лучшую сторону.

Джон Милтон

Наши рекомендации