Угмк-холдинг: экономические позиции; вызовы и решения

В современной экономике доминирующие позиции занимают крупные компании, обладающие гибкостью, динамичностью и высоким потенциалом развития. Вертикальная структура обеспечивает высокую управляемость, сосредоточение значительных ресурсов в головной компании, позволяет быстро и эффективно развивать наиболее перспективные проекты. УГМК - воплощение идеи корпоративного развития металлургии, которое позволяет сократить издержки отдельных предприятий, а значит, повысить конкурентоспособность продукции.

Вертикально-интегрированный характер холдинга, высокий уровень концентрации управленческих, экономических и финансовых ресурсов в рамках компании позволяют ей эффективно и сбалансировано распределять инвестиционные потоки между всеми направлениями деятельности. Это способствует укреплению позиций УГМК на отечественном и мировом рынке, а также росту конкурентоспособности продукции компании.

УГМК объединяет в одну технологическую цепочку предприятия горно-добывающего, металлургического, металлообрабатывающего комплекса, а так же стройиндустрии, расположенные в России.

Включение в сферу влияния УГМК предприятий различных отраслей промышленности позволяет объединять и координировать деятельность предприятий от добычи сырья до получения широкой номенклатуры продукции высокой степени готовности.

Готовую продукцию УГМК можно подразделить на следующие группы:

  • катоды медные
  • продукция из цветных металлов: катанка медная, проволока медная, порошок медный электролитический, изделия из порошка, прокат цветных металлов
  • драгоценные металлы: золото в слитках, серебро в слитках, концентрат металлов платиновой группы
  • химическая продукция: кислота серная, купорос медный, никель сернокислый
  • металлы: цинк в чушках, свинец в чушках, селен технический, теллур технический, алюминиевые сплавы, сплавы свинцовые, бронза, латунь, окись цинка
  • продукция для машиностроения: радиаторы, отопители, домкраты
  • электротехническая продукция: кабели, провода, шнуры
  • продукция черной металлургии: стальной прокат, сталь калиброванная
  • продукция стройиндустрии: кирпич, щебень, керамическая плитка

В 2012 году согласно отчетности МСФО консолидированная выручка от продаж по группе УГМК (без учета угольных активов) составила 195 382 млн. рублей (в 2011 году – 185 391 млн. рублей), чистая прибыль – 32 840 млн. рублей (в 2011 году – 21 471 млн. рублей).

Инвестиционная программа компании в 2012 году (без учета угольных активов) была выполнена в объеме 35 415 млн. рублей (в 2011 - 31 482 млн. рублей).

Стратегическими направлениями производственной деятельности УГМК являются:

  • развитие сырьевой базы;
  • дальнейшее увеличение в структуре продукции доли продукции повышенной степени готовности на основе меди: медной катанки, проката цветных металлов, медного порошка и изделий из порошка, кабельно-проводниковой продукции, медно-латунных радиаторов и т.д.;
  • реконструкция и техническое перевооружение основных фондов предприятий с целью создания современных производств, технический уровень которых соответствует мировым достижениям, и масштабного обновления всего производственного цикла, благодаря которому произойдет повышение эффективности производства, возрастут энергосбережение и экологическая безопасность всех производственных процессов;
  • повышение комплексности переработки сырья, освоение и совершенствование технологий переработки техногенных отходов;
  • развитие полиметаллического направления за счет увеличения производства цинка и свинца;
  • развитие черной металлургии.

Специфика ведения бизнеса в горно-металлургической отрасли требует особого внимания к вопросам сырьевой обеспеченности производства. Во многом планирование долгосрочных стратегий возможно только в условиях полной сырьевой определенности и прогнозируемости, поэтому восполнение и расширение сырьевой базы играет важную роль в развитии холдинга. Около 70% от общего объема инвестиционных ресурсов 2010 года составили расходы на инфраструктуру по добыче и переработке руды. На сегодняшний день загруженность собственным первичным сырьем медеплавильных заводов УГМК составляет 99%.

Минерально-сырьевая база УГМК включает в себя 24 горнодобывающих и перерабатывающих предприятия, которые имеют 138 лицензий на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и доработки полезных ископаемых на месторождениях. Это разработка месторождений медных, железных и полиметаллических руд.

Ключевое значение придается реконструкции Гайского ГОКа (Оренбургская область), основной на сегодняшний день рудной базе УГМК. В связи с этим разработана стратегическая программа развития комбината. Основные положения программы всесторонне охватывают производственный процесс и заключаются в расширении подземного рудника (за счет разработки глубоких и сверхглубоких горизонтов), освоения Домбаровской группы месторождений и техническом перевооружении обогатительной фабрики. В 2011 году инвестиции УГМК в развитие Гайского ГОКа составят около 4,3 млрд. рублей.

В перспективе обогатительная фабрика должна выйти на показатель по переработке руды в 8 млн тонн руды, из которой 7 млн тонн в год будет добываться в подземном руднике, а 1 млн тонн - открытым способом.

Согласно принятой в марте этого года Программе развития предприятий горно-обогатительного комплекса Республики Башкортостан на 2011-2015 годы, объемы добычи руды на горнодобывающих предприятиях Башкирии должны увеличиться с 7,5 млн тонн до 10,5 млн тонн в год. Чтобы обеспечить выполнение этой задачи, УГМК, со своей стороны, берет обязательства инвестировать 31 млрд руб. в течение пяти лет. Работа будет вестись по двум направлениям: расширение горной базы и повышение эффективности работы горно-обогатительных комбинатов.

Приоритетным для УГМК является развитие ООО «Башкирская медь» (месторождения Юбилейное и Подольской группы). В 2011 года на Юбилейном месторождении введена в строй первая очередь Хайбуллинской обогатительной фабрики. Первый пусковой комплекс рассчитан на переработку 1,5 млн тонн руды в год. При строительстве обогатительной фабрики использовались самые передовые технические решения. Она способна одновременно принимать и перерабатывать медную и медно-цинковую руды. Схема рудоподготовки и обогащения рассчитана на выпуск 20%-го медного концентрата и 50%-го цинкового концентрата с повышенными показателями по извлечению.

По плану развития горных работ вторую очередь обогатительной фабрики с мощностью переработки 1,5 млн тонн руды в год планируется ввести в строй в 2015 году. Чтобы полностью загрузить новые мощности рудой, намечено расширить добычу за счет освоения Юбилейного месторождения и месторождений Подольской группы. В 2010 году «Башкирская медь» выполнила проект строительства подземного рудника «Юбилейный», получила положительное заключение в Главгосэкспертизе РФ и приступила к строительству на руднике двух стволов. Добычу планируется начать в 2015 году, учитывая, что в этом время объемы руды, добытой открытым способом, начнут постепенно снижаться. Одновременно начались проектно-изыскательские работы по группе Подольских месторождений. В скором времени здесь также планирует начать строительство двух стволов.

Весной 2010 года УГМК приступила к строительству подземного рудника на Сафьяновском месторождении (Свердловская область). Подземная добыча станет вторым этапом освоения Сафьяновки, которая в настоящее время разрабатывается открытым способом. Запасы месторождения для закрытого способа добычи составляют около 11 млн тонн, что позволит филиалу “Сафьяновская медь” работать еще 25 лет. Пуск первой очереди подземного рудника запланирован на конец 2014 года.

Наряду с программой по расширению сырьевой базы УГМК решает задачу улучшения качественных показателей по руде и концентратам. В 2011 году планируется выйти на качественный показатель медного концентрата в 20% в среднем по компании, по цинковому концентрату – 52%.

Для выявления проблемной области воспользуемся методом SWOT – анализа, учитывая ранее проведенное исследование.

Таблица 4 – Анализ сильных и слабых сторон организации

Составляющие внутренней среды Эффективность составляющих внутренней среды Важность (вес)
Очень сильная Сильная Нейтральная Слабая Очень слабая Высокая Средняя Низкая
МАРКЕТИНГ:
Достоверные маркетинговые исследования рынка       +   +    
Отлаженная сбытовая сеть   +       +    
Разумная ценовая политика +         +    
ФИНАНСЫ:
Финансовая устойчивость предприятия   +       +    
Прибыльность бизнеса   +         +  
ПРОИЗВОДСТВО:
Диапазон предоставляемых услуг +         +    
Состояние основных фондов   +         +  
Использование современных технологий +         +    
ОРГАНИЗАЦИЯ И КАДРЫ:
Высокий контроль качества +         +    
Высокая квалификация персонала   +         +  
Внимательное отношение к клиентам +         +    
Молодой, перспективный персонал   +         +  
Эффективная система мотивации персонала     +     +    
Четкое разделение полномочий и функций +         +    

Рассмотрев данные Таблицы 5, можно выявить наиболее значимые сильные и слабые стороны предприятия (Таблица 6).

Анализ внешней среды предприятия, позволяет сформировать список возможностей:

- изменение рекламных технологий в стране;

- возможность развития новых сегментов услуг в регионе, формирование новых рынков;

- рост доходов у населения и предприятий;

- рост требований к экологическим параметрам;

- расширение диапазона услуг для удовлетворения запросов потребителей;

- снижение налогооблагаемой базы.

Таблица 5 – Сильные и слабые стороны предприятия

№ п/п Сильные стороны Слабые стороны
Занимаемая доля рынка Отсутствие единой структурированной информации
Отлаженная сбытовая сеть Недоработки в системе мотивации
Использование современных технологий  
Эффективная система мотивации персонала  
Разумная ценовая политика  

Для оценки возможностей применяется метод позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей (Таблица 6).

Таблица 6 – Матрица «вероятность/влияние» для позиционирования возможностей внешней среды

Влияние Вероятность Сильное Умеренное Малое
Высокая Изменение рекламных технологий в стране - Возможность развития новых сегментов услуг в регионе - рост доходов у населения и предприятий Расширение диапазона услуг для удовлетворения запросов потребителей
Средняя Увеличение объемов рынка в связи с новыми требованиями к экологичности Появление новых инвесторов Рост численности населения
Низкая   Снижение налогооблагаемой базы Развитие рынка трудовых ресурсов

Аналогично сформируем список негативных факторов внешней среды, оказывающих воздействие на агентство недвижимости:

- нестабильная экономическая ситуация в стране;

- изменение законодательства;

- повышение требований клиентов к оказываемым услугам и производимым товарам;

- увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов;

- неблагоприятное изменение курса доллара по отношению к рублю;

- сезонные колебания на услуги;

- сокращение поставщиков.

Позиционируя каждую из угроз по степени ее влияния и вероятности наступления, построим матрицу угроз (Таблица 7).

Таблица 7 – Матрица «вероятность/влияние» для позиционирования угроз внешней среды

Влияние Вероятность Разрушение Тяжелое «Легкие ушибы»
Высокая Повышение требований клиентов к оказываемым услугам Снижение объемов потребления соответствующими отраслями Неблагоприятное изменение курса иностранной валюты
Средняя Перепрофилирование экономики Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов Нестабильная экономическая ситуация в стране
Низкая Сокращение поставщиков   Изменение законодательства

Матрицы, приведенные в виде Таблиц 6 и 7, позволяют выявить только те возможности, которые имеют большое значение для предприятия, и их надо обязательно использовать и те угрозы, которые представляют очень большую опасность для организации. Полученные внутри матрицы возможностей девять полей имеют разное значение для организации. Выделим только те, которые попали на поля «ВС», «ВУ», «СС» и «СУ», и будем их обязательно использовать. Те угрозы (таблица 7), которые попадают на поля «ВР», «ВТ», «СР» и «СТ», представляют очень большую опасность для организации и требуют повышенного внимания.

Затем, для определения основных направлений развития компании, построим проблемное поле.

Таблица 8 – Формулирование проблемного поля в рамках SWOT-матрицы

  Возможности Угрозы
 
Сильные стороны Выход на новые рынки и создание новых сегментов рынка
Взаимовыгодное сотрудничество с постоянными отечественными поставщиками и клиентами Выход на новые рынки
Повышение качества услуг, исходя из требований потребителей Привлечение денежных средств со стороны (ссуды, кредиты);
 
Слабые стороны Выход на новые стандарты качества

Таблица 9. Каталог рисков

Виды возможных рисков для предпринимательской деятельности Описание возможных рисков
1. Предпринимательский ценовой риск Повышение цен на продукцию поставщиков
Конкурентный риск Появление на рынке новых игроков, занимающих значительную долю рынка
Финансовый экономический риск, связанный с возникновением убытков вследствие сильного обесцененного рубля по отношению к доллару Повышение цен на материалы, рост цены продукции
Несоответствие стандартам качества Рост требований к стандартам качества в первую очередь для зарубежных поставщиков
Кадровый риск Снижение количества профессионалов на рынке труда
Информационный шпионаж Потеря информации, либо передача ее конкурентам

Необходимо рассмотреть мероприятия по снижению рисков, и выбрать стратегию управления рисками или их избегания.

В отношении ценового риска предприятие формирует политику работы с постоянными поставщиками и клиентами, рассматривает индивидуальные подходы по формам оплаты, имеет в наличии значительный объем финансовых вложений для закупки значительных объемов сырья по долгосрочным договорам, в то же время по вновь заключаемым договорам используются варианты заключения договоров франчайзинга.

В отношении изменения валютного курса основным преимуществом является то, что более 80% покупателей – являются резидентами РФ, с ними не возникает необходимость учета изменений валютного курса.

В целях предотвращения несоответствия стандартам качества на предприятии вводится система сертификации.

В отношении кадрового риска проводится политика изменения системы как материальной, так и нематериальной мотивации.

Для предотвращения информационного риска вводится новая информационная система.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы были проанализированы теоретические аспекты экономического роста. За основное понимание его принято изменение уровня реального объема производства во времени за счет влияния различных факторов, таких как дополнительное привлечение в производство ресурсов, загрузка основных фондов (экстенсивный рост), а также повышение производительности труда за счет внедрения новых разработок и инновация (интенсивные факторы).

Далее в работе проведена оценка прогноза роста мировой экономики на основании статистических данных, отметим, что при этом прогноз предшествующего и текущего периодов различаются в пределах допустимой ошибки, за исключение прогноза Европейского банка реконструкции и развития, также его можно назвать самым пессимистическим.

В отношении экономического роста России важно заметить. В период 2010-2012 гг темпы роста ВВП составляли в среднем 104% в год. Правительство в марте 2013 года утвердило сценарии развития экономики РФ на период 2013-2030, где среднегодовой рост ожидался в пределах 103-103,2%, но фактически по итогам 2013 года годовой рост ВВП составил только 1,3%. В 2014 году ВВП стал расти еще медленнее – по итогам двух первых кварталов 2014 г прирост составил только 0,8%, и экономисты предполагали падение темпов роста. Необходимо отметить, что «эффект» Олимпиады в Сочи составил 0,3 процентных пункта от роста ВВП.

Для стабилизации ситуации была выработана политика стимулирования экономического роста РФ на период 2014 – 2030 гг. Но разработанные мероприятия не позволяют говорить о стабилизации ситуации В первую очередь это связано с геополитическими рисками, а также с недостаточным инвестированием средств в ключевые отрасли экономики.

Среди внешних факторов наиболее важными становятся: неопределенность экономической и социально-политической ситуации в стране; несовершенство и противоречивость законодательства о защите прав инвесторов; отсутствие "среднего класса" как традиционного основного инвестора в муниципальные бумаги; отсутствие среди населения традиций вкладывания сбережений в ценные бумаги; несвойственные бюджетам субъектов Федерации и муниципальных образований расходы; непредсказуемость налогового законодательства.

Основные тенденции развития черной металлургии в мире:

1. Сдвиг металлургического производства в развивающиеся страны.

2. Влияние глобализации и транснационализации мирового хозяйства.

3. Влияние интеграционных процессов.


Наши рекомендации