Эволюция развития экономической науки
Тема 1.1 Рыночная система хозяйствования и сущность рынка
План лекции:
1. Понятие термина «экономика».Роль и сущность экономики
2. Главное назначение экономики. Основное противоречие развития экономики
3. Что изучает дисциплина «Экономика и управление в организации»
4. Потребность как экономическая категория. Виды потребностей.
5. Ресурсы. Ограниченность ресурсов.
6. Формы организации экономики: натуральное, товарное хозяйство.
7. Собственность и ее формы. Правополномочия собственника.
8. Виды экономических систем: централизованная, рыночная и смешанная.
9. Преимущества и недостатки рыночного механизма.
10.Понятие и функции рынка. Условия возникновения рынка.
Механизм рыночного саморегулирования.
12. Субъекты рынка. Виды конкуренции.
13. Антимонопольное законодательство
14. Механизм рыночного саморегулирования
15. Эволюция развития экономической науки.
16.Экономические отношения в обществе
17. Общественное производство и его основные стадии.
В результате освоения лекции студент должен
уметь:
- находить и использовать необходимую экономическую информацию;
знать:
- общие положения экономической теории;
-понятие и функции рынка;
- условия возникновения рынка.
- механизм рыночного саморегулирования.
Роль и сущность экономики
Слово «экономика» впервые стали употреблять в Древней Греции в IV в. до н. э. Тогда оно обозначало учение о домашнем хозяйстве. Таким хозяйством было поместье рабовладельца, где подневольные люди создавали для своих господ необходимые им блага.
За прошедшие с того времени 24 столетия экономическое пространство качественно изменилось и настолько расширилось, что стало охватывать каждую страну. Сейчас экономикой мы называем, прежде всего, хозяйственную деятельность семьи, предприятий, населения страны и всего мира.
В то же время слово «экономика» обозначает науку, которая изучает такую деятельность.
Современный человек имеет разнообразные потребности. Он нуждается в реализации себя как творческой личности, в создании семьи, в гарантиях своей жизненной безопасности. Однако осуществление всего этого невозможно без удовлетворения основных материальных потребностей человека — потребностей в воде, пище, одежде и жилье.
Обеспечением этих потребностей, т. е. созданием материальных условий для жизни человека, и занимается экономика.
Главное назначение экономики – обеспечение жизнедеятельности и повышение благосостояния людей.
Несомненно, что такая цель экономического развития затрагивает жизненные интересы всех. Вряд ли кого из молодых людей оставят равнодушными такие, например, вопросы: будет ли заканчивающий среднее специальное учебное заведение иметь достаточные материальные условия для продолжения учебы в высшем учебном заведении? Куда пойти работать после окончания колледжа? Какую заработную плату он будет получать?
В условиях рынка у людей возникает масса вопросов: изменятся ли государственные денежные выплаты студентам, пенсионерам и малообеспеченным людям? Почему растут цены на продовольственные и другие товары, и будут ли возмещаться потери населения от повышения цен? Если человек окажется безработным, то кто ему поможет? Изучение экономики дает ответы и на важнейшие вопросы, встающие перед обществом в целом: как можно успешно развивать отечественное производство товаров для народа? Что нужно сделать, чтобы обезопасить людей от загрязнения воздуха, воды, земли? Является ли острой в нашей стране проблема роста (спада) населения?
Слово «Экономика»происходитот греческого: «экос»-дом, хозяйство; «номос» - правило, закон, а вместе: – правила ведения хозяйства.
Существуют следующие толкования экономики:
• экономика — это наука о хозяйстве, способах ее ведения, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров;
• экономика — это совокупность общественных отношений, связанных с производством и всей хозяйственной деятельностью людей;
• экономика — это хозяйство отдельного района, страны, группы стран, всего мира;
• экономика — это научная дисциплина, изучающая какую-либо область хозяйственной жизни общества.
На их основе можно предложить и наиболее общее определение экономика— это любая деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий их жизни!
Предметом экономики как научной дисциплины является экономическая жизнь, т. е. хозяйственные связи и отношения и экономическое поведение людей.
Конкретно экономическая наука занимается:
вопросами ценообразования, организации и регулирования экономики, инфляции, общественных отношений в процессе производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ.
Экономическое отношение – это имущественная связь между людьми.
Экономические знания позволяют людям чувствовать себя увереннее и самостоятельно принимать оптимальные хозяйственные решения в различных жизненных ситуациях.
Потребности
Человеческие потребности в новых благах практически безграничны, а ресурсы для их создания ограничены, поэтому внимание ученых-экономистов направлено на поиск путей эффективного использования ограниченных (редких) ресурсов в производстве материальных благ для максимального удовлетворения потребностей людей. Это и есть главный предмет экономической теории.
Особенности потребностей:
Первая особенность. Потребности людей изменяются исторически количественно и качественно. Эти изменения заметны при переходе от одной эпохи развития экономики и культуры общества к другой. Возьмем, допустим, людей, живших в начале прошлого века. Они даже в своих фантазиях не предполагали, что могут быть такие необыкновенные вещи, которые для наших современников стали привычными, телевизоры, компьютеры, космические станции и многое другое.
Вторая особенность. Запросы человека очень меняются на протяжении всей его жизни. Одно дело младенец, испытывающий преимущественно физиологические нужды, и совершенно другое – взрослый человек, овладевший определенной специальностью.
Третья особенность. У людей даже одного возраста очень часто потребности, запросы, предпочтения не совпадают. Не случайно в России в ходу народные поговорки и выражения: «На вкус и на цвет товарищей нет», «О вкусах не спорят».
Четвертая особенность. Современная цивилизация (уровень материальной и духовной культуры) знает несколько уровней потребностей человека:
• физиологические потребности (в пище, воде, жилье и др.);
• потребность в безопасности (защите от внешних врагов и преступников, помощи при болезни, защите от нищеты);
• потребность в социальных контактах (общении с людьми, имеющими те же интересы; в дружбе и любви);
• потребность в уважении (уважении со стороны других людей, самоуважении, в приобретении определенного общественного положения);
• потребность в саморазвитии (в совершенствовании всех возможностей и
способностей человека).
Перечисленные формы человеческих потребностей можно изобразить в виде пирамиды.
Эволюция развития экономической науки
Экономика как категория зародилась в глубокой древности и прошла длительный и сложный путь становления и развития. Активное развитие экономической теории началось в эпоху зарождения капитализма. Исследователи этапов развития экономической науки выделяют различные научные школы и направления.
1.Меркантилизм — первая школа буржуазной экономической теории. Основными представителями эпохи заката феодализма (XVI —XVII вв.) были купцы. Им нужны были теории развития торговли и обогащения, и они получили их от меркантилистов. Наибольшего развития меркантилизм достиг в Англии — в стране с самой передовой в то время экономикой. Видными представителями этой школы были англичанин Томас Ман (1571 — 1641) и француз Антуан де Монкретьен (1575 — 1621).
Меркантилисты проповедовали следующие идеи:
• главным богатством общества являются деньги (золото и серебро);
• главным источником этого богатства служит сфера обращения (торговля и денежный оборот);
• государство должно помогать обогащению общества своей активной и целенаправленной экономической политикой.
Недостатком данной теории является преувеличение хозяйственного значения сферы обращения и недооценка сферы производства.
2.Классическая школа физиократов, или классическая буржуазная политическая экономия. Видные представители этой школы —французские экономисты XVIII в. Франсуа Кенэ (1694—1774) и Анн Робер Жак Тюрго (1727— 1781). Физиократия означает власть природы. В отличие от меркантилистов, Ф. Кенэ и его последователи источником богатства общества считали производство, а не обращение. Но при этом единственной производительной отраслью, по их мнению, было сельское хозяйство — сфера, где создается новое богатство (так называемый «чистый продукт»). Промышленность и другие неземледельческие отрасли определялись как «бесплодная сфера», которая не приносит ничего нового, лишь преобразует продукты природы и земледелия. Аграрный сектор Франции находился в то время в кризисном состоянии, а промышленность обслуживала в основном сферу обращения. В этих условиях физиократы выступали за приоритет сельского хозяйства в экономике и его эффективное развитие на капиталистической основе.
3.Рыночная школа классиков. Яркими представителями этой школы были шотландский экономист и философ Адам Смит (1723—1790) и английский экономист Давид Рикардо (1772— 1823). В отличие от физиократов они полагали, что всякое производство (а не только земледелие) увеличивает богатство общества, т.е. служит источником прибыли, и выдвигали ряд новых концепций, из которых наиболее актуальной и в настоящее время является стимулирование хозяйственной деятельности человека. Основные идеи рыночной школы классиков: источник богатства общества — это производство, а наиболее благоприятные условия для его эффективного развития возможны при свободной и конкурентной рыночной экономике, без вмешательства в нее государства.
4.Марксистская экономическая теория. Основоположники теории —немецкий экономист и социолог Карл Маркс (1818—1883) и его соратник Фридрих Энгельс (1820—1895) — дали анализ капиталистической системы хозяйствования. Основные идеи данной экономической теории: капиталистическое производство несостоятельно; частную собственность на средства производства, эксплуатацию рабочих, кризисы необходимо уничтожить и построить социализм с общей собственностью и руководством экономикой во благо всего общества.
5. Неоклассическое направление «экономики», основоположником которого был английский экономист Альфред Маршалл (1842 —1924) возникло в 70-е годы XIX в. Представители этого направления обосновывали и защищали известный классический принцип — конфронтацию (противостояние) в экономике, а главная идея состояла в том, что частнопредпринимательская рыночнаясистема способна к саморегулированию и поддержанию экономического равновесия. Государству не следует вмешиваться в конкурентный рыночный механизм, оно должно лишь создавать благоприятные условия для его действия.
6. Кейнсианское направление «экономики» сформировалось в 30-х годах XX в. и названо по имени английского экономиста Джона Кейнса (1883 — 1946). Разрушительный экономический кризис 1929— 1933 гг. позволил экономистам, представляющим это направление, сделать следующие выводы:
• рынок не способен обеспечить стабильность экономического роста и успешное решение социальных проблем;
•государство должно через бюджет и кредит регулировать экономику, устраняя кризисы, обеспечивая полную занятость населения и высокий рост производства.
Вывод. Ни одна теория не может претендовать на абсолютную и вечную истину. Каждая школа страдает односторонностью и преувеличениями, отражает интересы определенной социальной группы и определенного периода. Следовательно, общество в своем развитии не должно опираться только на какую-либо одну экономическую теорию.