Учение С.Сисмонди о доходах: заработной плате, прибыли и ренте
Опираясь на теорию стоимости Рикардо, Сисмонди рассматривал заработную плату как часть стоимости продукта труда, сводя ее к цене рабочей силы, а прибыль и ренту, вслед за классиками, считал вычетами из продукта труда рабочего. При этом он заострял особое внимание на проблеме «ограбления рабочих».
Сисмонди считал, что зарплата должна быть равна всей стоимости продукта труда рабочего. Прибыль возникла, по его мнению, благодаря «первоначальному труду» предпринимателя, которому обязан своим происхождением капитал. Ренту Сисмонди объяснял в духе физиократов как «вознаграждение за выгоды от использования производительной силы ...земли». Исходя из этого, он утверждает, что «национальный доход порождается одновременной деятельностью» наемных рабочих, предпринимателей и землевладельцев.
Теория накопления капитала и кризисов.
Сисмонди утверждал, что при капитализме производство постоянно обгоняет потребительский спрос. Покупательная способность пролетариата крайне низка, она ограничена, по его мнению, предметами первой необходимости. Но вместе с тем, труд рабочих способен производить все больше и больше товаров. Внедрение машин, утверждает «экономический романтик», лишь усиливает эту диспропорциональность. Отсюда возникает и постоянно воспроизводится противоречие между растущим производством и сокращающимся потребительским спросом.
«Итак, народы подвержены опасностям как будто противоречивого характера. Они могут разоряться и оттого, что тратят слишком мало»(Сисмонди). Люди тратят слишком мало в результате «несправедливого» распределения, что ведет к недопотреблению народных масс. Причем, недопотребление трудящихся Сисмонди считал основной причиной кризисов. Общество, в котором существует «чистый» капитализм с двумя классами (капиталистами и рабочими) обречено, по мнению Сисмонди, на постоянные жестокие кризисы. Спасение он ищет в так называемых «третьих лицах».
«Третьи лица» в теории Сисмонди это промежуточные классы и слои, прежде всего, мелкие производители, кустари - ремесленники, крестьяне. Он считал, что наличие «третьих лиц» в экономике необходимо для накопления капитала и повышения платежеспособности общества. Придерживаясь «догмы Смита», Сисмонди считал, что годовой продукт сводится по его натуральной форме к массе потребительских товаров. Он утверждал, что доходы в основном тратятся на потребление. Всем остальным, что производится в народном хозяйстве, можно как бы пренебречь.
Сисмонди игнорировал производительное потребление, затраты общества на средства производства. Такая «шаткая» теоретическая позиция подкреплялась практической программой Сисмонди, которая по существу сводилась к защите мелкого производства, патриархальности, ручного труда.
Ради спасения капитализма он предлагает меры, которые сводятся к искусственному сохранению старых порядков:
призывает правительство не допускать концентрации богатства в руках немногих лиц;
обосновывает необходимость задержать технический прогресс (который гибелен для человечества), для чего он предлагал ввести систему, напоминающую старые ремесленные цехи;
хотел возродить в Англии мелкую земельную собственность.
Этот «экономический романтизм» был утопическим и по сути реакционным, так как отрицал прогрессивное развитие капитализма, тянул назад к патриархальным отношениям.
Критикуя капитализм, Сисмонди защищал интересы рабочего класса и предлагал следующие реформы для улучшения его положения:
введение социального обеспечения за счет предпринимателей;
ограничение рабочего дня;
установление минимальной заработной платы;
участие рабочих в прибыли предприятия.
Для своего времени эти меры были весьма прогрессивны, а порой казались опасно социалистическими. Сисмонди не был социалистом, он пытался разрешить социальный вопрос, не устраняя капиталистического способа производства. Он критикует капитализм, но эта критика носит «сентиментальный» характер.
Сисмонди не разрешил проблему кризисов. Но уже тем, что он ее поставил, он сделал серьезный шаг вперед в экономической науке. «Исторические заслуги судятся не по тому, чего не дали исторические деятели сравнительно с современными требованиями, а по тому, что они дали нового сравнительно со своими предшественниками» (В.Ленин).
Если оценивать С.Сисмонди - основателя экономического романтизма, с данной позиции, то можно сказать, что он открыл новую страницу в политической экономии.
Персоналии
Сэй Жан Батист
(1767-1832)
Французский экономист, активно пропагандировавший идеи А.Смита и внесший ряд своих новаций, нашедших отзвук в последующей экономической теории. Основной труд - двухтомный «Трактат политической экономии» (1821).
Прежде всего одна из новаций это «Закон Сэя», в соответствии с которым всякое предложение (производство) создает спрос и экономика, таким образом, самобалансируется, товары производятся только для того, чтобы на вырученные деньги получить соответствующие блага. Идея лежит в основе автоматического поддержания общего равновесия на основе гибкости цен. В этом убеждении Сэя не смутил ни экономический кризис перепроизводства (Англия, 1825), ни мощные выступления пролетариата (восстание Лионских ткачей, 1830).
Второй идеей была так называемая модель трех факторов производства и дохода. Суть ее в том, что капитал дает прибыль, земля - ренту, труд - зарплату. В снятом виде эта идея существует и поныне в западной экономической теории, но резко отвергалась К.Марксом и марксистами, так как не вписывалась в идею эксплуатации труда и понимания его как единственного источника богатства («прибавочной стоимости» по К.Марксу).
И третьей идеей - систематизация всей совокупности производственных отношений по фазам (производство - распределение - обмен - потребление), сначала воспринятой, но потом преодоленной К.Марксом. Не всегда подозревая о первоисточнике, «фазный подход» использовал ряд советских экономистов 70-х - 80-х гг.
Марксистами определен как «вульгарный экономист», то есть поверхностный, описательный, не глубокий. Если же иметь в виду, что кроме генезиса капитализма есть и функционирование, то грехи Сэя будут, возможно, легче. На русский язык в нашем веке не переводился.
Мальтус Роберт Томас
(1766-1834)
Английский экономист, имеющий отчасти скандальную известность тем, что полагал, что большая часть населения Земли обречена жить в нищете, а помощь бедным пособием и жильем только усугубит их страдания, так как нет равновесия между численностью жителей и продовольственными ресурсами, за что марксистами, возможно несправедливо, клеймился как человеконенавистник.
Мальтус, исходя из предположения об ограниченности ресурсов, вывел так называемый «закон народонаселения», суть которого (хотя и не совсем на корректных статданных) в том, что население растет в геометрической прогрессии, а продовольственные ресурсы - в арифметической. Несмотря на то, что в последующем сработали контртенденции (рост продуктивности сельского хозяйства, спад рождаемости в индустриальных странах, социальные программы для бедных), принцип ограниченности ресурсов является основой современной экономической науки.
Существует также мнение, что под влиянием выводов Мальтуса его современник Чарльз Дарвин разработал теорию «естественного отбора».
Мальтус высказывал ряд известных положений и о воспроизводстве («теория третьих лиц»), суть которых в том, что прибыль имеет своим источником продажу товаров выше его издержек и поэтому реализация совокупного продукта нации не может быть обеспечена за счет совокупного спроса рабочих и капиталистов, а нужны непроизводительные потребители («третий класс»). Дж.М.Кейнс поддерживал это положение и развил его в теории «эффективного спроса».
Интересно, что Мальтус, в 1805-1834 гг. был профессором кафедры истории и политэкономии в колледже Ост-Индской компании, где служил и священником.
Основная работа «Опыт о законе народонаселения...» (1798) на русском языке за советский период не издавалась. Основное содержание этого труда дано в «Антологии экономической классики», Т.2. М.: Эконов, 1992.
Задание для самостоятельной работы.
Прочтите в Хрестоматии Т.Мальтуса. Как аргументируется в его работе закон народонаселения? Есть ли признаки его (закона) проявления в современном мире?
Почему идеи Ж.С.Сисмонди марксисты, прежде всего В.И.Ленин, называли «экономическим романтизмом»? Что имелось ввиду и кто оказался прав?
Уясните из текста лекций какой вклад в политэкономию стремился внести Ж.Б.Сэй?
Почему группу экономистов, чьи труды анализируются в данной теме, марксисты называли «вульгарными» экономистами? Что это значит и какова историческая судьба их теорий?
Постарайтесь законспектировать источник 8, приведенный в списке Литературы. Как Р.Капелюшников (автор главы) отстаивает право этих экономистов на признание их научных заслуг?
Чем покоряли идеи Ф.Листа российского реформатора С.Ю.Витте?
Литература.
Витте С.Ю. Национальная экономика и Фридрих Лист //Вопросы экономики. 1992. №2, С. 140-160; №3, С. 139-148.
Гильденбранд Б. Политическая экономия настоящего и будущего. СПб.: Изд-во В.Безобразова, 1860.
Лист Ф. Национальная система политической экономии. СПб.: Изд-во А.Э.Мертенс, 1891.
Мальтус Т. Опыт о законе народонаселения. Антология экономической классики в 2-х тт. Т.2. М.: Эконов, 1992.
Сисмонди С. Новые начала политической экономии. М.: Гос.соц.эк.изд-во, 1937.
Шмоллер Г. Народное хозяйство, наука о народном хозяйстве и ее методы. М.: Изд-во К.Т.Солдатенкова, 1902.
* * *
Бартенев С.А. Экономические теории и школы. М.: БЕК, 1996. Гл.2.
Капитализм и рынок: экономисты размышляют. М.: Наука, 1993. Гл.5. «О вульгарной политэкономии».
Костюк В.Н. История экономических учений. М.: Центр, 1997. Темы 2,3,4.
Ядгаров Я.С. История экономических учений. Учебник для вузов. 3-е изд-е. М.: ИНФРА-М, 1999. Темы 7, 9 пар.1.
Тема 5. Социалистическая экономическая мысль.
Социалистическое течение уходит корнями глубоко в историю. Его сторонники связывают экономический анализ с принципом социальной справедливости и необходимостью политической переделки общества на выработанных ими принципах коллективизма, солидарности, добровольного труда на общую пользу, имущественной равнодоступности благ. Проекты (доктрины) такого рода влекут за собой исторические попытки «проделать опыт» (выражение Ленина), и, как показывает жизнь, все они суть Утопия («место, которого нет»).
Первым автором, выступившим с идеями «государственного социализма» был Ксенофонт (430-335 гг. до н.э.). В труде «Доходы Аттики» в целях разрешения финансового кризиса, в котором были Афины, он предлагает передать в собственность государства шахты, торговлю, флот.
В это же время с идеей аристократического коммунизма выступал Платон (428-348 гг. до н.э.). Он предлагал передать в коллективную собственность все имущество, включая жен и детей, но оставляя рабство. Во многих деталях просматривается влияние Спарты.
Спустя века, с социальной доктриной, обосновывавшей общность имущества и социальную справедливость, выступил Фома Аквинский (1225-1274). Он исходил из социологии Аристотеля, согласно которой «общество выше индивидуума как целое выше частей». Как классический софист он предлагает весьма тонкую логическую конструкцию, суть которой можно передать так: частная собственность необходима, так как то, что принадлежит всем не принадлежит никому. Но человек должен обладать собственностью не так, как она была бы только его, а как она принадлежала бы всем в том смысле, что его владелец всегда готов поделиться с нуждающимися. Своеобразен и способ рассуждения. Он выдвигает тезис, затем приводит все известные из источников (Библия, античные философы, богословы и др.) доводы «против», затем доводы «за», разбирает их и дает свое заключение. Этот тип мышления стали потом называть схоластическим.
Два века спустя, после Святого Томаса в раждающемся меркантелизме коммунизм и религия снова предстают в трактате Томаззо Кампанеллы (1568-1639). За свои еретические идеи он более 25 лет проведет в тюрьме, где напишет «Город Солнца», в котором опишет общество без денег, без частной собственности, с коллективным воспитанием детей, мудрыми наставниками и своеобразным отношением полов. Основой коммунизма этого монаха-доминиканца является, как он считает, любовь к Богу и к себе, которая существует в природе.
За 33 года до рождения Кампанеллы в Англии казнят Томаса Мора (1478-1535), английского канцлера при Генрихе VIII, автора «Утопии» (1516). Важность этой книги такова, что ее название станет нарицательным, обозначившим целое направление в социалистической мысли, противопоставлявшееся марксистами «научному социализму». В книге осуждаются деньги и отрицается частная собственность ибо «единственный путь к общественному спасению, т.е. к равенству, это полное исчезновение собственности». Т.Мор объясняет как будет организовано общество без собственности: ручной труд для всех, уничтожение общественных классов.
Большой вклад в теорию утопического социализма внесли французские авторы. Важнейшими были работы графа Анри де Сен-Симона (1760-1825), говорившего, что он «последний из дворян и первый из социалистов». В своих работах «Катехизис промышленности» (1823) и «Новое христианство» (1824) он разрабатывает свою позицию. Им вводится понятие «индустриализм», чтобы показать роль производителей и промышленности как основы развития. Труд обязателен и должен быть организован в целях улучшения «морального и физического состояния самого слабого класса». Политическая власть переходит в руки промышленников, инженеров, банкиров и фермеров. Частная собственность сохраняется в преобразованном виде и предоставляется в зависимости от способностей, наследство упраздняется. В распределении благ дается формула «от каждого по способностям, каждому по труду». Технократический социализм Сен-Симона оставил след в истории науки и использован в теориях «индустриального общества» в ХХ веке.
Индустриальный социализм обогащается идеей кооперативного социализма. Шарль Фурье (1772-1837) осуждает капиталистическую систему и предлагает взамен свободную ассоциацию - фаланстер. Объединяясь в эти сообщества, люди коллективно трудятся, отдыхают, живут. Чтобы иметь доход, нужно работать или иметь капитал, ибо доходы идут по этим каналам. Талант вознаграждается дополнительно сверх труда и капитала. Переживший воочию восстание Лионских ткачей 1830-го года, Фурье действует убеждением, свято до конца дней веря, что его идея пробьет себе дорогу примером. Его ученики пытаются создавать фаланстеры, но они, в лучшем случае, превращаются в производственный кооператив. Н.Г.Чернышевский описал с цифрами в романе «Что делать» мастерскую Веры Павловны, коммуны и кибуцы кое-где возникают и даже функционируют. Фурье осуждает город, буржуа, обличает «язвы капитализма»
Англичанин Роберт Оуэн (1771-1858) выдвигает идею коллективного владения средствами производства (Книга о «Новом нравственном мире», 1842). С 1800-го года начинается работа Оуэна в качестве директора и совладельца большой хлопчатобумажной фабрики с 2000 рабочих в Нью-Мнарке, здесь же начинается и его общественная деятельность. Он борется за фабричное законодательство в пользу рабочих, создает коммуну «Новая Гармония» (в США) (1824-1829). Коммунистический эксперимент в условиях капитализма провалился с неизбежностью, усугубленный внутри общинными личностными противоречиями и недовольствами. В 30-е годы Оуэн деятельно участвует в профсоюзном движении, потом много пропагандирует кооперативное движение, в том числе и в США, а в 1848 году во время революции был в Париже, пытаясь убедить в своих идеях парижских политических деятелей. До самой смерти Оуэн вел неустанную деятельность по пропаганде своих идей, читал доклады, выпускал обращения, излагавшие его моральные и экономические воззрения, имевшие кооперативный и коммунистический характер.
В первой половине XIX века трудовую теорию стоимости стал развивать выдающийся экономист, социолог и философ Карл Маркс. На основе синтеза английской классической политэкономии, французского социализма и немецкой философии он создал учение, обосновывающее необходимость и возможность «экспроприации экспроприаторов» с позиций пролетариата. Экономически обосновал теорию двойственного характера труда и процесс производства прибавочной стоимости. Осталась незавершенной теория воспроизводства, теория конкретных форм капитала, теория кризисов и др., что пытался дополнить Ф.Энгельс (1820-1895), издавший рукописи К.Маркса как 2, 3 и 4 тома «Капитала». Вскоре после этого развивал и перерабатывал марксистскую концепцию В.И.Ленин (1870-1924), дополнивший марксизм теорией империализма, применивший на практике идеи Маркса-Энгельса в России. В целом эта теория получила название «научного социализма» или «марксизма-ленинизма» (термин И.Сталина).
После Маркса марксизм перестал быть единым направлением и разделился на ряд борющихся между собой течений. Одно из них названо марксистами «ревизионизмом», родоначальником которого считают Э.Бернштейна (1850-1932). Он утверждал, вопреки Марксу, что обнищания пролетариата (ни относительного, ни тем более абсолютного) не происходит. Другой вывод состоял в том, что капитализм возможно демократизировать, что массовое распространение акций ведут к росту средних слоев. Наконец, Бернштейн дал прогноз, что будущее в виде коммунизма весьма неопределенно, выразив это широко известным афоризмом «движение - все, конечная цель - ничто».
Крупным социалистом-теоретиком, ревизовавшим выводы марксизма был и Карл Каутский (1854-1938) один из лидеров германского и австрийского социал-демократического движения и 2-го Интернационала. Каутский отрицал диктатуру пролетариата, выступал за классовый компромисс, выдвигал идею «ультраимпериализма» как мирного врастания капитализма в социализм. Последователи Бернштейна-Каутского создали мощное течение социал-демократии и много раз в XX веке получали власть в странах Европы (Швеция, Австрия, Франция, Испания, Италия, Англия), стараясь в своей экономической политике соединить противоречия: план и рынок, частную и коллективную собственность, распределение по труду и по капиталу, демократию и государственное управление. Ряд этих идей восприняты так называемыми «реформистами» из числа идеологов буржуазии, отстаивающих классовый компромисс.
В русле марксизма последующая разработка его теории велась В.И.Лениным (1870-1924), вождем Октябрьской социалистической революции, основателем Советского государства и коммунистической партии. Его взгляды заметно эволюционировали и он пришел к выводу о возможности революции «в слабом звене цепи империализма», о резерве мировой революции со стороны стран Востока (Китая, Индии). Считал, что концентрация производства вплотную подводит к социализму, развил идею «диктатуры пролетариата» и представлял социализм как одну единую фабрику с жестким контролем за мерой труда и мерой потребления. В период «Военного коммунизма» был сторонником жесткого централизованного управления. Явился инициатором первой в мире перспективной комплексной программы электрификации России (план ГОЭЛРО). В период НЭПа сделал уступку мелкому предпринимательству, торговле и кооперации, которую в своем «Завещании» поставил очень высоко. Наиболее радикальные ленинские идеи подхватил и диктаторски осуществил И.В.Сталин (1878-1953), выдвинув концепцию, вопреки Троцкому, построения социализма в одной, отдельно взятой стране. Сталин был автором идеи обострения классовой борьбы по мере продвижения к социализму, что предопределило массовые репрессии. Игнорируя интересы крестьянства и за счет населения претворил вместе со своими сторонниками мощную индустриализацию, выдвинувшую СССР на 2-е место в мире по промышленному производству. Как считают некоторые авторы (в частности, Г.Курашвили) Сталин оставил завещание в виде работы «Экономические проблемы социализма в СССР», где трактовал социалистическое производство как «товарное производство особого рода», указывал на необходимость «рациональной организации производительных сил в диалектическом единстве с производственными отношениями», делая вывод о втором этапе общего кризиса капитализма. Однако «технология власти» сталинизма была перестроена последующими руководителями СССР, а сам Союз через 38 лет после смерти главного своего создателя рухнул под грузом внутренних противоречий и внешнего давления. На этом эпоха марксизма-ленинизма, просуществовавшего около полутораста лет, завершилась его глубоким кризисом. Сама же социалистическая мысль живет, хотя и в разной степени в программах и действиях социалистических партий и коммунистических партий. В то же время возможность появления неомарксизма вполне реальна.
Персоналии
Маркс Карл Генрих
(1818-1883)
Крупнейший мыслитель-энциклопедист, экономист и социолог своего времени, автор, развивший трудовую теорию стоимости до революционных выводов об «экспроприации экспроприаторов». Всемирно известен его труд «Капитал», 1-й том которого (1867) опубликован при его жизни, а остальные (2-й, 3-й и 4-й исторический, - «Теории прибавочной стоимости») опубликованы его другом и сподвижником Ф.Энгельсом (1820-1895), который в молодости и подтолкнул Маркса к занятиям экономической теорией за счет философии и права - его первого научного поприща. У Маркса был грандиозный замысел экономических исследований - «План 6-ти книг», который он за всю свою жизнь так и не успел осуществить даже наполовину.
С именем Маркса связана крупнейшая идея построить общество без частной собственности и экономику, регулируемую общим национальным планом. Историю он понимал как борьбу классов, как антагонистическое противоречие, а ключ к смене общественно-экономических формаций (крупнейший вклад в философию истории) видел в развитии производительных сил и в революциях как «локомотивах истории».
Главными своими достижениями сам К.Маркс считал открытие двойственного характера труда, исходя из чего выводил стоимость как величину «общественно-необходимых затрат труда», обосновании концепции «прибавочной стоимости», согласно которой ее конкретные формы представляют прибыль, процент и ренту и создаются неоплаченным трудом рабочих, а норму и массу эксплуатации можно подсчитать, для чего вывел формулы. И в-третьих, выработал и применил метод материалистической диалектики, оказавшейся, правда, не совсем доступным последующим поколениям марксистов.
Развил теорию воспроизводства, показав как «совокупный капиталист» эксплуатирует совокупного рабочего, придав этому конфликту мировой характер («Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»). Вывел условия реализации совокупного общественного продукта по натуре и по стоимости в рамках двух подразделений общественного производства. Глубоко развил теорию денег. Описал, хотя и в сложном стиле, но замечательно образно, капитализм как «живой организм».
Всех предшественников делил на приближающихся к понятию прибавочной стоимости и не подозревающих об этом. Последних заклеймил как «вульгарных экономистов», апологетов капитала и некоторых - как продажных писак.
Открыв, как ему представлялось, всеобщий закон капиталистического накопления, предсказывал ухудшение положения рабочих несмотря на то высока или низка будет их заработная плата, их выталкивание из сферы производства в «резервную армию труда», т.е. в безработные и на этой основе рост национальных и мирового полюсов нищеты и богатства. Кроме того, выводил из кризисов перепроизводства неизбежность укрупнения производства, материально обеспечивающего наличие этих полюсов. Совершенно отказывал капиталистам в общественной полезности их существования. Очень тонко и глубоко применил диалектику, продемонстрировав «метод изложения» в разворачиваемости категорий «от простого к сложному» и «от абстрактного к конкретному». Тайну же «метода изучения» (первую сторону материалистической диалектики) унес с собой в могилу. Ни Энгельс (три попытки), ни другие экономисты (считая и В.И.Ленина, и Н.Н.Бухарина, и некоторых социал-демократов - Р.Гильфердинг, Р.Люксембург и др.) не смогли более или менее системно развить теорию Маркса в условиях современности. Как бы предчувствуя это, Маркс однажды обмолвился по поводу германских товарищей и их взглядов «...если это марксизм, то я не марксист». Ныне многие выводы и прогнозы Маркса, по видимому, не проходят проверки историей (два класса, обнищание, победа крупного производства, классовая борьба и неизбежность революций, гибель капитализма, экономический фактор как единственная детерминанта развития, метод диалектики и некоторые другие).
Будучи человеком принципиальным, Маркс ни дня не работал «на капиталистов», хотя и не возбранял это Энгельсу, бывшему его «денежным спонсором» в период примерно с 1848 года и почти до самой смерти (правда, добровольно и с дружеской любовью, в их системе «разделения труда», где Маркс занимался одними группами наук и практической революционной деятельности, а Энгельс - другими, в том числе, например, военными - в семье Марксов имел прозвище «Генерал»). Признательность Маркса Энгельсу за это зафиксирована с особой силой в письме от 16 августа 1867 года с пометкой «2 часа ночи»: «... итак, этот том готов. Только тебе обязан я тем, что это стало возможным» (К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч. Т.23. С.1).
Вместе они создали «Интернационал. Международное товарищество рабочих», который много лет координировал создание рабочих партий Европы, Северо-Американских соединенных Штатов и по признанию современников «сотрясал троны».
Маркс прожил большую и драматическую жизнь: глубокую любовь к баронессе Женни фон Вестфален, замечательную дружбу с Энгельсом, до смерти жил в эмиграции, бился в идейных схватках, ненавидимый противниками, терял любимых детей, доходил порой до грани нищеты, болел. Тихо уснул в своем любимом кресле 14 марта 1883 г. Похоронен на Хайгетском кладбище в Лондоне.
В СССР Маркс был возведен до роли божества и его с Энгельсом «Сочинения» в 50-ти томах пылились в шкафах рабочих кабинетов партократов всех рангов, не читаемые. «Капитал» был обязателен для изучения во всех советских вузах, техникумах, кружках и т.п., но именно как Библия, как система догм наподобие библейских. Особую роль в догматизации «вечно живого учения» сыграл И.Сталин. Не развиваясь, марксизм ныне переживает всемирный и системный кризис.
Задание для самостоятельной работы.
Сформулируйте основные принципы и идеи, общие для всех социалистических авторов.
Почему часть социалистических учений стала называться «утопический социализм»?
Чем, на Ваш взгляд, социализм Маркса, или научный социализм, отличается от утопического?
Можете ли Вы оценить прогностическую результативность марксизма?
Раскройте основные идеи К.Маркса в области механизма капиталистической эксплуатации.
Почему марксизм-ленинизм трансформировался в СССР 30-х гг. в сталинизм? Были ли для этого причины и какие из них - субъективные или объективные - преобладали? (Для ответа на этот вопрос просмотрите также тему 11).
Почему социализм привлекателен как идея?
Какие несовпадения можно зафиксировать между идеалистическим и реальным социализмом?
Что из суммы идей утопического социализма перешло в марксистскую доктрину?
Как Вы представляете себе главные идеи неомарксизма или «нового социализма»?
Литература.
Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Тт. 35-45. М.: Политиздат, 1964-1977.
Маркс К. Капитал //К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. тт. 23-26. М.: Политиздат, 1960-1964.
Маркс К., Ф.Энгельс. Манифест коммунистической партии //К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. Т.4. М.: Политиздат, 1955.
Мизес Л. Социализм. Экономический и социалистический анализ. М., 1984.
Мор Т. Утопия. М.: Наука, 1978.
Оуэн Роберт. Избранные сочинения. В 2-х тт. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1950.
Платон. Сочинения. Т.1-3. М., 1968-1972.
Сен-Симон А. де. Избранные сочинения. В 2-х тт. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1968 .
Сталин И.В. Экономические проблемы в СССР. М., 1953.
Фурье Ш. Избранные сочинения. В 4-х тт. /Общ.ред.акад.Волгина В.П. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1951-1954 гг.
Шумпетер Й.А. Капитализм, социализм и демократия. М.: Экономика, 1995.
* * *
Аникин А.В. Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. 4-е изд. М.: Политиздат, 1985.
Курашвили Б.П. Историческая логика сталинизма. М.: «Былина», 1996.
Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М.: Дело, Вита-Пресс, 1996.
Ольсевич Ю. К анализу социалистической идеи //Экономические науки. 1990, №6.
Повзнер Я. Карл Маркс и современная социалистическая идея //МЭиМО. 1993, №8.
Суровая драма народа. Ученые и публицисты о природе сталинизма. М.: Политиздат, 1989.
Утопический социализм. Хрестоматия /Общ.ред.А.И.Володина. М.: Политиздат, 1982.
Шафаревич И.Р. Социализм как явление мировой истории. В кн.: «Есть у России будущее?» М.: Советский писатель, 1991.
Тема 6. Экономическая мысль в России.
В этой теме рассмотрим период, занимающий последнюю треть XIX-го и начало XX-го вв., включая 20-е годы. Он распадается на три подпериода: пореформенный, период Российского империализма, и 20-е послеоктябрьские годы до начала первых пятилеток. Третий подпериод, несмотря на его советский тип содержал в себе и уходящую («буржуазную», маржиналистскую теории) и социал-демократические воззрения и, что особенно существенно - теории трансформации. Конечно, в 20-е гг. рождалась и собственно советская политэкономия, политэкономия социализма, но она станет преподаваться лишь с начала 30-х гг., а первый свой фундаментальный учебник получит только в 1954 г.
Итак, в пореформенные годы в России вместе с бурно развивающейся экономикой формируется и экономическая наука, быстро достигающая современного ей мирового уровня, а также имеющая ярко выраженный национальный характер. Экономисты всего периода делятся на университетских, «участвующих во власти» и оппозиционных к которым относятся теоретики народничества, «легального марксизма» и затем левого ортодоксального («большевистского») крыла. Естественно, после «Октябрьского переворота» (В.И.Ленин) оппозиция переходит в господствующую когорту идеологов и вскоре вытесняет носителей «не-марксистских» взглядов (преимущественно физическим путем).
В России сложились ряд школ, причем маржиналисты были представлены в Киевском университете, историко-социальное течение - в Московском, а преимущественно марксистское - в Петербургском. Россия в этот период становится главным мировым центром развития различных направлений марксистской экономической теории - от либерально-реформистского до радикального.
Среди крупных государственных деятелей, важнейший вклад в экономическую теорию сделали С.Ю.Витте и П.А.Столыпин. Граф Витте умело совмещал защиту дворянства с признанием необходимости быстрого индустриального развития России, путем реформ и всемерного содействия в этом государственной власти. Духовным учителем С.Ю.Витте был немецкий основоположник исторической школы Ф.Лист.
Крупным реформатором был и П.А.Столыпин, чье имя дано аграрным реформам, формировавшим частную крестьянскую земельную собственность.
Заметим, что совмещение крупных постов во властных структурах с теоретической деятельностью вообще является интереснейшим феноменом развития экономической мысли и такие титаны появлялись и на Западе (Дж.М.Кейнс, Л.Эрхард, Р.Барр), и в советское время (Н.Бухарин, Н.Вознесенский).
Сильным было в России математическое направление, формировавшееся в органическом единстве с психологической школой (субъективной ценности). Матметоды использовали в своих экономических исследованиях В.К.Дмитриев, Е.Е.Слуцкий, А.Д.Билимович и др. В «Экономических очерках» (1904) В.К.Дмитриев (1868-1913) доказывал совместимость трудовой теории стоимости и теории предельной полезности. Он составил систему линейных уравнений, при помощи которых выразил величины факторов, определяющих уровень цены начиная с издержек производства и кончая взаимодействием спроса-предложения. Тем самым, впервые в мировой литературе был дан способ выражения полных затрат. Дмитриев ввел понятие технологических коэффициентов затрат продукции одной отрасли на производство продукции других отраслей. Эта идея лежит в основе современного метода межотраслевых балансов, в т.ч. и модели «затраты-выпуск» В.Леонтьева.
В России в конце XIX - начале XХ вв. в экономической науке появилось направление, которое, поддерживая ряд демократических требований, использовало некоторые элементы экономической теории марксизма. Основное стремление этого направления - дать научный анализ экономической действительности. Поддерживал это направление и В.К.Дмитриев, который вошел в историю экономической мысли прежде всего как первый русский экономист-математик.
Главной его работой были «Экономические очерки». Первый из них «Теория ценности Д.Рикарло» - был опубликован в 1898 г., второй и третий - «Теория конкуренции Ог.Курно» и «Теория предельной полезности» - были изданы в 1902 г. В.К.Дмитриевым было также опубликовано несколько обзорных статей и рецензий.
Из трех экономических очерков В.К.Дмитриева наибольший интерес вызывает первый, посвященный теории стоимости. По пути соединения трудовой теории стоимости и теории предельной полезности пошли многие русские экономисты-математики. Дмитриев не был последовательным сторонником трудовой теории стоимости, однако он полагал, что обычные возражения против этой теории о невозможности исчисления полных затрат труда на производимые продукты не выдерживают строгой критики. Свою цель автор видел в доказательстве того, что теория Д.Рикардо, согласно которой цены определяются издержками производства, свободна от противоречий. Для этого он прежде всего пытался обосновать справедливость положения А.Смита о том, что цена произведенного продукта может быть представлена как сумма зарплаты и прибыли. Традиционным возражением против этого положения было то, что нельзя вычислить количество труда, затраченного для производства данного товара, начиная с того периода, когда человек не использовал капитала, и вплоть до настоящего времени. Для опровержения этого возражения В.К.Дмитриев использовал подход, значение которого далеко выходило за рамки рассматриваемой проблемы, применив при этом математический метод исследования.
В книге Дмитриева «Экономические очерки» приводятся две формулы для выражения полных затрат, которые существенно различаются между собой. Основное уравнение имеет следующий вид:
,
где - цена продукта А,
- сумма рабочих дней затраченных как при производстве данного продукта, так и при производстве «технических капиталов», израсходованных при данном производстве,
а - количество продукта, расходуемого рабочим в день,
- цена продукта а,
- сумма прибылей, полученных как в данном, текущем производстве, так и при производстве орудий и материалов, потребленных в данном процессе труда.