Раздел 1. общие основы экономики

ЭКОНОМИКА

Сведения об авторе

раздел 1. общие основы экономики - student2.ru

Давлетшина Лейсан Анваровна– старший преподаватель ФГБОУ ВПО «Гжельский государственный университет».

Образование:

2003 – 2008Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), квалификация «Экономист», специальность «Налоги и налогообложение».

2008 – 2013Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), аспирантура.

2014 защитила кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук по специальности 08.00.12 «Бухгалтерский учет и статистика» по теме «Статистическое исследование социально-демографической ситуации в Республике Татарстан

Сфера профессиональных и научных интересов: социально-экономическое и демографическое развитие территории, положение и жизнедеятельность семьи, рынок труда, проблемы образования.

Автор научных публикаций по проблемам социально-экономического и демографического развития регионов России, в том числе коллективных монографии «Прикладной анализ демографической ситуации на региональном уровне» (2010), «Методологические подходы к оценке социально-экономического развития региона» (2014), «Методологические вопросы анализа влияния миграции на социально- экономическую ситуацию» (2015).

Награждена ведомственным знаком отличия Федеральной службы государственной статистики – медалью «За заслуги в проведении ВПН 2010 года» (2012), благодарственным письмом Федеральной службы государственной статистики (2012).

Оглавление

Раздел 1. Общие основы экономики………………..………………..………4 ч.

Тема 1. Экономика как наука …………………………………………………..2 ч.

1.1. Предмет и метод экономики

1.2. Основные этапы развития экономической науки

Тема 2. Экономическая система: сущность, признаки, типы………………..2 ч.

2.1.Признаки и типы экономической системы

2.2.Экономическое содержание собственности

Раздел 2. Микроэкономика………………..………………..………………....6 ч.

Тема 3. Рыночный механизм…………………………………………………..2 ч.

3.1.Основы теории потребительского выбора

3.2.Спрос: понятие, факторы, эластичность

3.3.Предложение: понятие, факторы, эластичность

Тема 4. Процесс производства и результаты деятельности предприятий….2 ч.

4.1.Предприятие: сущность и основные характеристики

4.2. Объем производства: совокупный, средний и предельный продукт

4.3. Издержки производства

4.4. Доходы предприятия

Тема 5.Рынки ресурсов и пофакторное распределение доходов…………….2 ч.

5.1.Спрос на экономические ресурсы

5.2. Пофакторное распределение доходов

Раздел 3. Макроэкономика………………..………………..…………………6 ч.

Тема 6.Макроэкономические показатели…………………………….………..2 ч.

6.1. Показатели результатов экономической деятельности

6.2. Безработица: понятие, типы, последствия, измерение

6.3. Инфляция: сущность, методы исчисления, причины и последствия

Тема 7. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке……………..2 ч.

7.1.Совокупный спрос, совокупное предложение и их равновесие

7.2. Равновесие товарного рынка в модели « доходы- расходы»

Тема 8. Динамика экономического развития…………………………………..2 ч.

8.1.Экономический рост

8.2.Содержание и общие черты экономического цикла

Вопросы для итогового контроля ………………..………………..……………

Итоговый тест ………………….……….………………..………………..………

Список основной литературы ……….……………………..……………………

Список дополнительной литературы ………………….………………..………

Интернет-ресурсы………………..………………..………………..………………

Глоссарий ………………………………………………………………..…………

Употребляемые экономические обозначения………………..………………..

АННОТАЦИЯ КУРСА

Цель изучения курса «Экономика» - формирование теоретических знаний и практических навыков, выработка экономического мышления, что будет способствовать принятию рациональных хозяйственных решений на микро – и макроуровне.

Задачи курса: изложить современные концепции в области экономики и научить студентов принимать оптимальные решения на уровне фирмы, домохозяйства, отрасли; привить навыки самостоятельной оценки экономических явлений с позиции рационализации хозяйственных процессов в целях максимизации выгод и минимизации потерь; научить студентов использовать методы, способы и показатели анализа рынков индивидуальных благ и отраслевых рынков, а также народного хозяйства в целом для оценки и прогнозирования состояния собственного бизнеса.

Обучающиеся, завершившие изучение дисциплины «Экономика», должны обладать следующими компетенциями:

1. умение использовать аппарат понятий и категорий экономической науки в своей профессиональной деятельности;

2. способность разбираться в объективных тенденциях экономического развития, закономерностях функционирования экономических систем, взаимосвязях экономических процессов и их социального содержания;

3. умением пользоваться методологией анализа рыночной среды на микроэкономическом уровне, способами оценки производственно- экономического потенциала фирмы;

4. способность понимать структуру национальной экономики, цели и задачи её развития , макроэкономические параметры и пропорции.

Экономика близка человеку как потребителю и как производителю, поскольку даёт представление о том, как принять решение о покупке товаров и о найме на работу; как оградить себя от последствий инфляции; какую профессию выбрать, чтобы не подвергнуть себя безработице; во что вкладывать деньги.

Экономика имеет практическое значение для бизнеса. Понимание общего характера функционирования экономической системы помогает руководителю фирмы грамотно определять свою хозяйственную политику , принимать более разумные хозяйственные решения даже в самые неблагоприятные периоды деятельности своей фирмы.

Экономически грамотный человек свободно ориентируется в проблемах безработицы и инфляции, дефицита бюджета и падения курса акций, налогообложения, эффективности решения социальных проблем и многом другом.

Экономика – наука выбора. Она изучает, как люди выбирают способ использования ограниченных благ и производительных ресурсов: земли, труда, оборудования, технических знаний, для производства различных товаров и распределения их между членами общества; каким образом человек решает проблемы организации потребления и производства.

Первая часть посвящена проблемам предмета и метода курса, общим закономерностям экономической организации общества, истории становления экономической науки.

Вторая часть исследует микроэкономические процессы, связанные с поведением отдельных экономических субъектов, их взаимодействие на рынках, в результате которого формируются цены на производимые товары и услуги, а также на факторы производства. В этой части рассматриваются причинно- следственные связи, которые влияют на выбор отдельных людей, предприятий и общества в целом. Здесь используются такие показатели, как цена конкретного продукта или услуги, количество производимой фирмой продукции, численность работников, доход фирмы, бюджет потребителя.

Третья часть на основе макроэкономического подхода посвящена изучению функционирования национального хозяйства в целом. В этом разделе рассматриваются крупномасштабные экономические явления: инфляция и безработица; изучаются и анализируются агрегированные показатели такие, как валовой внутренний продукт, дефлятор и др.

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ

Наши рекомендации