И требования, предъявляемые к ней

Университет»

Чебоксарский институт экономики и менеджмента (филиал)

Кафедра финансов, денежного обращения и кредита

Методические указания по выполнению курсовых (бакалаврских) работ студентами направлений подготовки бакалавров 080100.62 «Экономика»,

Менеджмент»

Чебоксары

ББК 74.58

М- 5 4

Составители:

Л.М. Корнилова, Е.Ю. Егорова

Рецензенты:

зав. кафедрой финансов Чебоксарского кооперативного института Российского универси- тета кооперации, д-р экон. наук В.И. Елагин;

зав. кафедрой финансов, денежного обращения и кредита Чувашского филиала Москов- ского гуманитарно-экономического института, канд. экон. наук Н.В. Алексеева

Методические указания по выполнению и защите курсовых

(бакалаврских) работ студентами направлений подготовки бакалавров 080100.62

«Экономика», 080200.62 «Менеджмент»/ Сост. Л.М. Корнилова, Е. Ю. Егорова. – Чебок- сары: ЧИЭМ «СПбГПУ» , 2013. – 24 с.

В методических указаниях определяются правила выполнения и написания курсовой работы, обязательные для каждого студента-выпускника. Они включают в себя единые требования к ее содержанию, структуре, объему и оформлению, определяют порядок выбора и утверждения темы курсовой работы, организацию ее выполнения и защиты.

Для студентов выпускного курса направлений подготовки бакалавров

080100.62 «Экономика», 080200.62 «Менеджмент»

Рекомендовано научно-издательским советом Чебоксарского института экономики и менеджмента (филиал) ФГБОУ «Санкт-Петербургский государственный политехниче- ский университет».

© Чебоксарский институт экономики и менеджмента

(филиал) «СПбГПУ», 2013

СОДЕРЖАНИЕ

1. ЦЕЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ

(БАКАЛАВРСКОЙ) РАБОТЫ И ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НЕЙ............. 5

2. ВЫБОР ТЕМЫ КУРСОВОЙ (БАКАЛАВРСКОЙ)

РАБОТЫ..................................................................................................................................... 6

3. ПОРЯДОК НАПИСАНИЯ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ (БАКАЛАВРСКОЙ) РАБОТЫ ................................................................................................................................... 8

4. ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ.......................................................................... 11

5. ПОДГОТОВКА И ЗАЩИТА КУРСОВОЙ

(БАКАЛАВРСКОЙ) РАБОТЫ.............................................................................................. 13

ПРИЛОЖЕНИЯ...................................................................................................................... 15

1. ЦЕЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ

(БАКАЛАВРСКОЙ) РАБОТЫ

И ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НЕЙ

ФГОС ВПО по направлениям подготовки 080100.62 «Экономика»,

«Менеджмент» (квалификация (степень) «Бакалавр»), утвержденные Министерством образования и науки Российской Федерации, предусматривается выполнение курсовой (бакалаврской) работы.

Выполнение курсовой (бакалаврской) работы имеет своей целью систематизацию, закрепление и расширение полученных в вузе теоретических и практических знаний в области экономики и управления, а также определение степени подготовленности студентов к практической деятельности в условиях современной экономики.

Достижение данной цели обеспечивается развитием навыков применения полученных знаний при решении конкретных экономических, научных и практических задач по выбранному направлению подготовки, совершенствованием навыков обобщать и критически оценивать теоретические положения, вырабатывать собственную точку зрения по экономическим и управленческим вопросам.

В процессе выполнения курсовой работы студен ты оттачивают умение делать выводы и разрабатывать конкретные предложения при решении выявленных проблемных вопросов, углубляют необходимые для практической деятельности навыки самостоятельной и исследовательской работы.

Курсовая работа должна представлять собой за- конченную разработку актуальной экономической проблемы и обязательно включать в себя:

• теоретическую часть, где студент должен продемонстрировать знание основ экономической теории по разрабатываемой проблеме;

• практическую часть, в которой необходимо показать умение использовать методы ранее изученных учебных дисциплин для решения поставленных в работе задач.

Курсовая работа должна содержать реферативную часть, отражающую общую профессиональную эрудицию автора, а также самостоятельную исследовательскую часть, выполненную индивидуально или в составе творческого коллектива по материалам, собранным или полученным самостоятельно обучающимся в период прохождения производственной практики. Темы курсовой работы могут быть предложены кафедрами или самими обучающимися. В их основе могут быть материалы научно-исследовательских или научно-исследовательских работ кафедры, факультета, научных или хозяйственных организаций, учреждений.

Самостоятельная часть курсовой работы должна быть законченным исследованием, свидетельствующим об уровне профессионально-специализированных компетенций автора.

К курсовой работе предъявляются следующие основные требования:

• аргументация актуальности темы, ее теоретической и практической значимости;

• самостоятельность и системность подхода студента в выполнении исследования конкретной проблемы;

• отражение знаний монографической литературы по теме, законодательных актов РФ и правительственных решений, локальных нормативных актов, положений, инструкций ЦБ РФ, стандартов и др.;

• анализ различных точек зрения с указанием источников (в виде ссылок или сносок) и обязательная формулировка аргументированной позиции студента по затронутым в работе дискуссионным вопросам;

• полнота раскрытия темы, аргументированное обоснование выводов и предложений;

• ясное, логическое и грамотное изложение результатов исследования, правильное оформление работы в целом.

Вместе с тем единые требования к работе не исключают, а предполагают творческий подход к разработке каждой темы. Оригинальность постановки и решения конкретных вопросов в соответствии с особенностями исследования являются одним из основных критериев оценки качества курсовой работы.

Выполнение курсовой работы включает следующие этапы:

• выбор и закрепление темы выпускной квалификационной работы, оформление задания на выполнение бакалаврской работы;

• подготовка рукописи курсовой работы;

• подготовка курсовой работы к защите;

2. ВЫБОР ТЕМЫ КУРСОВОЙ

(БАКАЛАВРСКОЙ) РАБОТЫ

Тематика курсовой работы разрабатывается выпускающей кафедрой, рассматривается на заседании кафедры и утверждается директором института. Перечень тем курсовой работ бакалавров ежегодно обновляется и доводится до студентов.

Выбор темы курсовой работы имеет важное значение. Студенты выбирают тему самостоятельно в соответствии со своими научными интересами, с учетом возможностей сбора конкретного материала на базе практики.

При выборе темы курсовой работы студент должен исходить из своих научных и практических интересов, учитывать возможности использования ранее проводимых им разработок данной проблемы. Практика показывает, что более качественные работы предъявляют студенты, которые разрабатывают эти проблемы выступлениях, докладах и к моменту написания курсовой работы имеют накопленный материал.

В отдельных случаях студент может самостоятельно предложить тему, не включенную в примерную тематику, или несколько изменить ее название, обосновав при этом важность и целесообразность ее разработки и написав соответствующее заявление на имя директора института.

Закрепление темы производится на основе заявления на имя директора института (прил. 7), в котором излагается просьба закрепить за ним избранную тему. На основании заявления студентов издается приказ СПбГПУ о закреплении тем курсовой работы.

В соответствии с темой курсовой работы студенту выдается задание. В нем указываются цель, название разделов работы, тема углубленной проработки, перечень таблиц и графических материалов.

Для руководства курсовой (бакалаврской) работы назначается научный руководитель из числа преподавателей, при необходимости для научного руководства могут привлекаться работники научно- исследовательских учреждений, высококвалифицированные специалисты финансовых, налоговых, казначейских органов, а также предприятий и организаций, имеющие достаточную теоретическую подготовку и богатый опыт практической работы. Руководитель курсовой работы осуществляет методическое руководство его подготовкой. Он помогает студенту в организации процесса написания работы, составляет задание для подготовки курсовой работы, оказывает методическую и консультационную помощь при составлении плана, источников литературы, подборе статистического и практического материала, контролирует пол- ноту и содержание материала глав, дает отзыв на курсовую работу, готовит студента к защите. Научный руководитель утверждается приказом СПбГПУ одновременно с закреплением тем квалификационных работ за исполнителями.

Научный руководитель:

- формулирует тему бакалаврской работы;

- выдает задание на курсовую (бакалаврскую) работу;

- составляет совместно со студентом календарный план подготовки и контролирует его выполнение;

- консультирует студента, оказывает ему помощь на всех этапах выполнения;

- готовит для комиссии письменный отзыв по итогам выполнения курсовой (бакалаврской) работы (по установленной форме).

3. ПОРЯДОК НАПИСАНИЯ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ(БАКАЛАВРСКОЙ) РАБОТЫ

Бакалаврская курсовая работа представляет собой самостоятельное и логически завершенное исследование небольшого объема или решение частной задачи, отвечающей тематике направления. Главным содержанием бакалаврской работы может стать реферативный обзор по научным публикациям. В обзоре должны быть подробно рассмотрены и квалифицированно проанализированы новые технологии и устройства или научно-технические достижения, актуальные для областей, тематически связанных с направлением подготовки. Бакалаврские работы могут быть основаны на обобщении результатов проектов, выполненных студентом на завершающем этапе теоретического обучения.

Структура курсовой работы включает:

- титульный лист (прил. 1);

- задание на курсовую работу (прил. 5);

- содержание (прил. 2);

- введение;

- основную часть, как правило, состоящую из 2-х глав;

- заключение;

- список использованных источников;

- приложения.

Объем курсовой работы бакалавра должен быть в пределах 70 страниц печатного текста. Указанный объем относится к текстовой части работы. Список использованных источников и приложения к работе в этом объеме не учитываются.

Во введенииобосновывается актуальность выбранной темы, четко определяется цель и формируются конкретные задачи исследования, отражается степень изученности в литературе исследуемых вопросов, указываются объект и предмет курсовой работы, перечисляются использованные основные материалы, приемы и методы исследования, в том числе экономико-математические методы, дается краткая характеристика работы.

Введение целесообразно откорректировать после выполнения основной части работы, так как в данном процессе написания курсовой работы более точно и ясно определяется актуальность темы, цели и задачи исследования. По объему введение не превышает 2-3 стр. (здесь и да- лее указываются страницы машинописного текста, шрифт Times New Roman, кегль 14 пунктов, полуторный интервал).

Основная часть работы включает главы, подразделяемые на параграфы, последовательно и логично раскрывающие содержание исследования. Оно зависит от исследуемой проблемы и круга рассматриваемых вопросов. Основная часть отражает теоретическое обоснование и состояние изучаемой


проблемы, практические расчеты, финансовый (экономический) анализ исследуемого объекта и расчет эффективности предлагаемых студентом мероприятий, а также основные результаты выполненной работы.

Курсовая работа бакалавра содержит две главы. Первая глава носит общетеоретический (методологический) характер. В ней на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов излагается социально-экономическая сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к ее решению, дается их оценка, излагаются и обосновываются собственные позиции студента. Эта глава служит теоретическим обоснованием будущих разработок, так как дает возможность выбрать определенную методологию и методику проведения качественного и количественного анализа состояния организации в конкретных условиях.

Вторая глава носит аналитический характер. В ней дается организационно-экономическая характеристика предприятия, на материалах которого выполняется работа, и проводится глубокий анализ изучаемой проблемы с использованием различных методов исследования, включая экономико-математические. При этом студент не ограничивается констатацией фактов, а выявляет тенденции развития предприятия, вскрывает недостатки и причины, их обусловившие, намечает пути их возможного устранения. От полноты и качества ее выполнения непосредственно зависят глубина и обоснованность предлагаемых мероприятий.

В курсовой работах, объектом исследования которых являются формирование и исполнение бюджетов субъектов Федерации, муниципальных образований, финансирование отраслей и учреждений социальной сферы, во второй главе рассматривается организационно- экономическая характеристика развития данного субъекта, муниципального образования, их экономики, социальной сферы, выявляются проблемы, требующие решения. В последнем параграфе анализируется практика организации формирования доходов и расходов и их исполнение, выявляются проблемы и определяются пути их решения.

В курсовых работах, объектом исследования которых является деятельность коммерческих банков, во второй главе даются общая характеристика коммерческого банка, его специализация, состав клиентуры, виды банковских операций и услуг; анализ состояния собственных средств и обязательств; оценка динамики и структуры доходов и расходов, прибыли, рентабельности кредитных операций и других видов банковских услуг. В последнем параграфе рассматриваются варианты оптимального решения исследуемой проблемы.

Материалы второй главы являются логическим продолжением первой

(теоретической) главы и отражают взаимосвязь практики и теории.

В заключении логически последовательно излагаются теоретические и практические выводы и предложения, к которым пришел студент в результате исследования. Они должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности разработок. Пишутся они тезисно (по пунктам) и должны отражать основные выводы по теории вопроса, по проведенному анализу и всем предлагаемым направлениям решения проблемы с оценкой их эффективности по конкретному объекту исследования (примерный объем 2-3 стр.).

Список использованных источниковзаканчивает изложение текста работы. В него включают только те издания, которые действительно были изучены и использованы в процессе подготовки работы: законодательные документы, нормативные акты, монографии, статьи из периодической печати и т.д. Список использованных источников должен включать не менее 10 наименований по нормативно-правовой базе и не менее 15-20 наименований по другим источникам и оформлен согласно предъявляемым требованиям (прил. 4). Использованные в работе источники включаются в список в следующей последовательности:

• законодательные акты (с учетом их иерархии);

• подзаконные акты и нормативные документы;

• литературные источники (монографии, публикации в периодических изданиях в алфавитном порядке;

• интернет источники.

Необходимым условием является наличие в списке использованных источников актуальных публикаций (год издания которых не превышает 3 лет).

Приложениявключаются в случае наличия вспомогательного материала к основному содержанию работы, подтверждающего отдельные положения, выводы, предложения. К ним относятся финансовая отчетность исследуемого объекта, промежуточные расчеты, таблицы дополнительных цифровых данных, формулы, расчеты, результаты решений задачи на компьютере, заполненные формы отчетности и другие документы.

В процессе подготовки работы студент периодически, в установленные сроки консультируется с научным руководителем от кафедры. При необходимости может получить консультацию от преподавателей других кафедр, специалистов, обладающих высоким профессионализмом в области исследуемого вопроса. В этих случаях студенту оказывается содействие со стороны непосредственных руководителей работы.

Написанные рабочие главы работы в установленные сроки представляются научному руководителю, которые с его письменными замечаниями своевременно возвращаются студенту на доработку.

Графический материал является обязательной частью выпускной квалификационной (бакалаврской) работы. Он должен быть органически связан с содержанием работы и в наглядной форме иллюстрировать ее основные положения. Типовыми графическими материалами являются схемы динамики основных экономических показателей, диаграммы и таблицы, характеризующие результаты анализа хозяйственной деятельности предприятия, экономико-математические модели. Наиболее рациональным является последовательное (по ходу изложения) размещение иллюстративного материала. Количество иллюстраций зависит от темы бакалаврской работы, однако, надо учитывать их достаточность, целесообразность и значимость для раскрытия выбранной темы исследования.

4. ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовые работы представляются на кафедру в бумажном варианте, набранном на компьютере шрифтом 14 «Times New Roman» через полуторный интервал. К бумажному варианту обязательно прилагается электронный вариант.

Текст работы распечатывается на одной стороне листа формата А4 с соблюдением следующих размеров полей: слева – 30 мм, справа – 15 мм, верхнее – 20 мм, нижнее - 20 мм. Абзацный отступ – 1,25 см.

Текст работы делится на главы, внутри глав на параграфы (2-3 параграфа). Названия глав и параграфов печатаются строчными буквами, кроме первой прописной и выделяются жирным. Главы и параграфы нумеруются арабскими цифрами, после номера ставится точка. Номер соответствующих глав и параграфов ставится в начале заголовка. Слова в заголовках не переносятся. Приложения нумеруются.

Заголовок параграфа не отделяется от заголовка главы. Текст работы от заголовка параграфа отделяется одним 1,5 интервалом

Каждая глава начинается с нового листа. Один параграф от другого отделяется тремя 1,5 интервалами (прил. 3).

Все страницы работы нумеруются арабскими цифрами без пропусков и повторений. Порядковый номер страницы проставляется посередине нижнего поля. Первой страницей считается титульный лист. Номера страниц проставляются с первой страницы введения. Последней страницей нумеруется последний лист списка использованных источников. Приложения не нумеруются.

Таблицы размещают после первого упоминания о них в тексте. Они набираются шрифтом 12 «Times New Roman» через 1,0 интервал. Их нумеруют арабскими цифрами в пределах каждой главы. Над таблицей справа помещается слово «Таблица» с порядковым номером, например: «Таблица 2.1» (вторая таблица 1 главы). Заголовок таблицы помещается под словом

«Таблица» по центру, начинается с прописной буквы и после окончания точка не ставится. Подчеркивать и выделять жирным шрифтом заголовок не следует.

Столбцы в таблицах не нумеруются в том случае, если таблица не разбивается. При переносе таблицы на следующую страницу столбцы нумеруются и повторяются. Над продолжением таблицы справа помещается слово

«Продолжение» и номер таблицы, например «Продолжение табл. 2.2».

На все таблицы в тексте должны быть ссылки. Если все абсолютные и относительные величины, приведенные в таблице, выражены в одних и тех же единицах, то обозначения единицы измерения помещают над таблицей в круглых скобках. Обозначения единицы абсолютной или относительной величины, общей для всех данных в строке или графе, вписывают в соответствующей строке или графе. В таблице отдельно графу «номер по порядку» не выделяют. Все показатели нумеруются по порядку в графе «Показатели». Во всех случаях обязателен анализ таблиц. В таблицах и в тексте слово «год» пишут в сокращенном виде «г.», например «в 2012 г.».

Рисунки располагаются в тексте после первой ссылки на них. Номер и название помещаются под иллюстрацией, например «рис. 2.1» (первый рисунок второй главы).

Формулы и уравнения пишутся по центру и нумеруются. Пояснения значений символов приводятся непосредственно под формулой в той последовательности, в какой они даны в формуле. Пояснения начинают со слова

«где», например:

и требования, предъявляемые к ней - student2.ru

n
n
ГЭ = 100 - åПР +ОД 100,

t=1 БК (1 + i)

(1)

где ГЭ – показатель грант-элемента, характеризующий размер отклонений стоимости конкретного финансового кредита на условиях, предложенных коммерческим банком, от среднерыночной стоимости аналогичных кредитных инструментов, в процентах;

ПР – сумма уплачиваемого процента в конкретном интервале (n) кредитного периода;

ОД – сумма амортизируемого основного долга в конкретном интервале

(n) кредитного периода;

БК – общая сумма банковского кредита, привлекаемого предприятием;

i – средняя ставка процента за кредит, сложившаяся на финансовом рынке по аналогичным кредитным инструментам, выраженная десятичной дробью;

n- кредитного периода, по которому осуществляется платеж средств коммерческому банку;

t – общая продолжительность кредитного периода, выраженная числом входящих в него интервалов.

Приложения располагаются в порядке упоминания их в тексте. Они состоят их таблиц, форм отчетности, схем большого формата. Каждое приложение имеет заголовок, начинается с новой страницы и нумеруются, напри- мер: «Приложение 5».

Список использованных источников включает в себя перечень литературы и других источников, использованных при выполнении выпускной квалификационной работы. Каждый источник дается строго в соответствии с его наименованием, с указанием места издания, издательства, года издания и количества страниц (прил. 4).

Ссылки на использованные источники следует указывать в тексте работы порядковым номером по списку использованных источников, выделенным в квадратные скобки с указанием номера страницы. Например: [5, с. 121-123]

Подпись и дата завершения работы ставятся на последнем листе заключения.

5. ПОДГОТОВКА И ЗАЩИТА КУРСОВОЙ (БАКАЛАВРСКОЙ) РАБОТЫ

Оформленная курсовая (бакалаврская) работа, включающая задание на выполнение курсовой работы и подписанная автором, представляется руководителю не позднее чем за 3 не- дели до защиты. После просмотра и одобрения работы руководитель подписывает ее и вместе со своим письменным отзывом представляет заведующему кафедрой за две недели до защиты (в сроки указанные заведующей кафедрой для очной, очно заочной и заочной форм обучения). Курсовая работа, допущенная кафедрой к защите, о чем заведующий кафедрой заверяет своей подписью, направляется на рецензию. В рецензии дается оценка выполненной работы по пятибалльной системе. Содержание рецензии должно давать действительные обоснования для той или иной оценки (прил. 6).

В качестве рецензентов привлекаются высококвалифицированные специалисты организаций и предприятий, кредитных учреждений, различных научных учреждений, преподаватели учебных заведений (за исключением преподавателей кафедры, где выполнена выпускная квалификационная работа). После рецензии не разрешается вносить в курсовую работу никакие дополнения и изменения.

За неделю до защиты (в сроки, указанные заведующим кафедрой для очной, очно заочной и заочной форм обучения) студент должен предоставить курсовую работу вместе с отзывом, рецензией (не- зависимо от того, какая оценка работы дана в ней) на подпись директору. Курсовые работы остаются до защиты на кафедре.

Обязательным является использование в качестве иллюстраций к докладу раздаточного материала и компьютерных презентаций (Power Point).

Раздаточный материал включает таблицы, схемы, графики, иллюстрирующие доклад студента во время его защиты.

Пример оформления содержания

Содержание

Приложение 1

Введение…………………………………………………………………… 4

1. Теоретические основы анализа прибыли предприятия......................... 6

1.1. Сущность, значение и направления использования прибыли предприятия...................................................................................................... 6

1.2. Методика анализа прибыли предприятия.......................................... 12

2. Оценка формирования и использования прибыли

ОАО «Капитал».......................................................................................... 19

2.1. Организационно-экономическая характеристика

ОАО «Капитал».......................................................................................... 19

2.2. Анализ прибыли ОАО «Капитал» и направлений ее использования….............................................................................................. 26

2.3. Резервы увеличения прибыли и расчет эффективности мероприятий, направленных на повышение рентабельности деятельности ОАО

«Капитал»…………………………………………….. 36

Заключение…………………………………………………………………. 52

Список использованных источников……………………………………… 56

Приложение 1. Организационная структура ОАО «Капитал»…….…… 60

Приложение 2. Показатели состава, динамики и структуры источников формирования имущества ОАО «Капитал»…………….. 61

Приложение 2

2. Оценка формирования и использования прибыли ОАО «Капитал»

Наши рекомендации