Тема 4. Формы общественного хозяйства
Товарное производство. Деньги.
2. Цель:
§ Сформировать фундаментальные знания по основам экономической теории, а также развитие мотивации у студентов в изучении предмета экономической теории.
§ Выявить общие черты и различия натурального и товарного хозяйства.
§ Вывить основные положения трудовой теории стоимости и теории предельной полезности. Раскрыть основные положения теории предельной полезности.
§ Различать функции денег.
3. Задачи обучения:
§ Ввести новые понятия, согласно тематике занятия.
§ Освоение важнейших понятий экономической теории для описания и анализа структуры и динамики современного этапа развития экономических систем.
§ Формирование гуманных, патриотических и демократических ориентаций.
§ Формирование навыков постановки вопроса выступающему сокурснику, построения ответов на вопросы преподавателя и студентов.
§ Формирование навыков работы с тестовыми заданиями, дискуссионными вопросами.
§ Активное участие в ситуационных играх.
§ Формирование навыков работы с кейс-стади.
§ Привитие навыков передачи собственных мыслей через проведение дебатов.
4. Основные вопросы темы
1. Натуральная и товарная формы хозяйства. Условия возникновения и исторические модели товарного хозяйства.
2. Трудовая теория стоимости о свойствах товара и труда, об обмене товаров.
3. Теория субъективной ценности и предельной полезности блага.
4. Теория возникновения и сущности денег. Закон денежного обращения. Современные деньги.
5. Методы обучения и преподавания:Обсуждение вопросов семинарского занятия, ролевая игра, контрольные тестовые задания.
Ролевая игра.
Занятие-семинар проводится в виде игры, тема игры: «НЕОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ»
Вступительное слово преподавателя: Занятие по указанной теме основано на экономической игре. Указывает на пути решения любых общественных проблем. Перед студентами ставится задача создания не сдающегося мира с пониманием ограниченности ресурсов на основе «острова» - модели земли. Также, в процессе игры участники должны создать собственный мир, состоящий из натурального и товарного хозяйства, и их ресурсы должны быть справедливо разделены. В процессе данной игры студенты знакомятся с натуральным и товарным хозяйством – основными объектами общественного хозяйтва. Проводятся упражнения по различию значений, происхождения и особенностей двух хозяйств. Показывают, что товарное хозяйство происходит от натурального хозяйства.
Необходимые материалы:Карточки, скотч, маркер, бумаги.
Работа по организации игры:
В ходе игры студенты делятся на два острова. Название первой группы – НАТУРАЛЬНОЕ хозяйство, название второй – ТОВАРНОЕ хозяйство. В игре участвуют 10-15 человек. Обе группы работают по отдельности, запрещается вступать во взаимосвязь.
Каждой команде выдаются задания и количество ресурсов на острове. Группы должны прожить долгую жизнь на этом острове, используя имеющиеся ресурсы, а также принимать меры по увеличению их эффективности. Предлагается ответить на следующие вопросы: Что и когда вы производите? Как вы производите? Кто потребляет? Необходимо составить 6-10 законов острова. Для работы в группе и оформления проекта «острова» дается 20-30 минут. Для презентации проекта выделяется 7 минут времени. Для обсуждения каждой командой своих достижений необходимо уделить больше времени. Специальные вопросы для обсуждения: С какими трудностями вы столкнулись? Почему? Как вы справились с этими трудностями? Какие достижения и промахи были у вашей команды? Ощущали ли вы недостаток ваших ресурсов? Как вы оцениваете справедливое распределение ресурсов на острове? Почему вы так думаете?
Ведущий объявляет какая из команд успешно выполнила задание, как и по какой причине, какие новые идеи появились у команд после обсуждения и т.д.
В аудитории складывается общее мнение о том, что усточивое развитие достигается на основе решения экологических, экономических и социальных проблем.
Задания:
Команда «Товарного хозяйства» должна создать общество товарного хозяйства с помощью своих ресурсов!
Команда «Натурального хозяйства» должна сохранить натуральное хозяйство с помощью своих ресурсов! Также должна показать пути повышения уровня жизни населения.
Выдаваемые ресурсы: Островам двух групп выдаются только те ресурсы, которые существуют на необитаемых островах: земля, деревья, вода, солнечные лучи, дикие звери.
6. Литература:
1. Борисов А.Г. «Экономическая теория». Уч. пособие. М.: «Юристъ». 2006
2. Камаев В.Д. «Экономическая теория» М.: «Владос», 2007
3. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. - М., 2004.
4. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. - М.: ИНФРА. - М., 2008.
5. Экономика: Учебник / Под ред. доц. А.С. Булатова. 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Издательство «Юристь», 2010.
7. Контроль (тестовые вопросы).
1.Что свойственно натуральной форме хозяйства?
а) разделение труда, специализация
б) непосредственная связь производства и потребления в рамках отдельной хозяйственной единицы
в) производство продукции с целью обмена
г) косвенные опосредованные связи
д) открытость хозяйства.
2.Натуральное хозяйство – это:
а) организация производства, при которой не применяются машины и приспособления, а используется ручной труд
б) организация производства натуральных продуктов для человека
в) хозяйство, в котором производятся продукты питания для продажи гражданам и фирмам
г) хозяйство, в котором производится все необходимое для собственной жизни и, практически нет товарного обмена
д) сельскохозяйственное производство.
3.Что характеризует товарное хозяйство?
а) натуральная форма продукта
б) непосредственная связь производства и потребления
в) универсальный характер труда
г) разделение труда и открытость хозяйства
д) замкнутость хозяйства.
4. В каком случае продукт труда не становится товаром?
а) когда продукт не стал потребительной стоимостью для своего владельца
б) когда продукт является потребительной стоимостью для других
в) когда продукт труда является потребительной стоимостью для своего владельца
г) когда продукт труда продан на рынке
д) когда продукт труда обменен на другие полезные продукты.
5.Стоимость товара – это:
а) способность товара удовлетворять потребности людей
б) внешний вид товара
в) способность товара обмениваться на другие
г) воплощенный в товаре общественный труд
д) целесообразная деятельность человека.
6. Потребительная стоимость товара – это:
а) количество материала для изготовления данного товара
б) способность удовлетворять какие-либо потребности людей
в) способность обмениваться на другие полезные продукты
г) количество труда, затраченного на производство товара
д) нет правильного ответа.
7. В товарном производстве общественное признание продукт труда получает:
а) в спросе
б) в сфере сбыта
в) при установлении цены
г) в процессе обмена
д) при производстве данного товара.
8. Цена – это:
а) денежное выражение стоимости товара
б) полезность вещи
в) сумма затрат на производство данного товара
г) воплощенный в товаре труд
д) количественная пропорция в которой товары приравниваются друг к другу.
9. Ценность блага не зависит от:
а) его количества
б) величины затрат на его производство
в) удовлетворение определенного вида потребности
г) его качества
д) предельной полезности.
10. Какое из ниже перечисленных определений соответствует термину «предельная полезность»?
а) величина, на которую возрастает потребление при увеличении дохода потребителя
б) величина, на которую возрастает доход фирмы в результате использования дополнительной единицы переменного фактора производства
в) дополнительная полезность, которую получает потребитель от дополнительной единицы товара или услуги
г) величина, на которую возрастает доход фирмы в результате использования дополнительной единицы постоянного фактора производства
д) величина прироста совокупной потребительной стоимости.
11. В соответствии с законом стоимости:
а) производство и обмен товаров осуществляется на основе общественно необходимых затрат труда
б) продажа товаров осуществляется на основе сравнения их предельных полезностей
в) стоимость регулируется полезностью и издержками производства
г) стоимость регулируется соотношением спроса и предложения
д) цены товаров должны быть равны их стоимости.
12. Деньги как экономическая категория – это:
а) это инструмент, предназначенный для обслуживания обмена товаров
б) это товар, выражающий свою стоимость относительного другого товара
в) это стоимость товара, выраженная в золоте
г) это золото и серебро
д) это товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента.
13. Какую из функций денег определяет такое понятие как «цена»?
а) мировые деньги
б) мера стоимости
в) средство обращения
г) средство накопления
д) средство платежа.
14. Какую функцию выполняют кредитные деньги?
а) мировые деньги
б) мера стоимости
в) средство обращения
г) средство накопления
д) средство платежа.
15. Пятая порция мороженого не доставляет такого удовольствия как первая. Это следствие проявления на практике действия:
а) альтернативной стоимости
б) закона спроса
в) избытка данного товара
г) эффекта убывания предельной полезности
д) дефицита данного товара.
16. С точки зрения представителей теории «предельной полезности» величина ценности определяется:
а) предельной полезностью блага
б) общественно необходимым рабочим временем
в) затратами труда
г) индивидуальным рабочим временем
д) издержками производства.
17.Указать два фактора, определяющих необходимое количество денег в обращении:
а) золотой запас государства
б) сумма цен товаров и услуг
в) скорость обращения одноименных денежных единиц
г) золотой запас государства, скорость обращения одноименных денежных единиц
д) сумма цен товаров и услуг и скорость обращения одноименных денежных единиц.
18. При неизменности других факторов повышение какого фактора потребует уменьшения количества денег в обращении?
а) золотой запас государства
б) сумма цен товаров и услуг
в) скорости обращения одноименных денежных единиц
г) запас валюты США
д) сумма цен товаров.
19. Меновая стоимость товара создается:
а) трудом вообще
б) конкретным трудом
в) абстрактным трудом
г) конкретным и абстрактным одновременно
д) частным трудом.
20.Величина стоимости товара в соответствии с марксистской теорией, определяется:
а) общественно-необходимым рабочим временем
б) полезностью вещи
в) предельными затратами труда
г) индивидуальным рабочим временем
д) количеством, имеющимся в запасе.
Тема 5. Рынок: виды, структура, модели.
2. Цель:
§ Сформировать фундаментальные знания по основам экономической теории, а также развитие мотивации у студентов в изучении предмета экономической теории.
§ Освоение студентами базовых знаний об элементах рыночного хозяйства.
§ Студенты должны разбираться в моделях рыночной экономики.
§ Различать Казахстанскую модель рыночных преобразований.
§ Знать пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации в РК.
3. Задачи обучения:
§ Ввести новые понятия, согласно тематике занятия.
§ Освоение важнейших понятий экономической теории для описания и анализа структуры и динамики современного этапа развития экономических систем.
§ Формирование гуманных, патриотических и демократических ориентаций.
§ Формирование навыков постановки вопроса выступающему сокурснику, построения ответов на вопросы преподавателя и студентов.
§ Формирование навыков работы с тестовыми заданиями, дискуссионными вопросами.
§ Формирование навыков работы с кейс-стади.
§ Обучение анализу через ситуационные задачи экономических ситуаций, имеющих место в результате изменения объемов спроса и предложения.
§ Формирование собственных идей через анализ конкретных ситуационных событий.
4. Основные вопросы темы:
1. Эволюция товарно-денежных отношений рынка. Основные теоретические трактовки рынка.
2. Субъекты рыночных отношений. Структура рыночного механизма, его основные элементы.
3. Виды рынков и их классификация. Инфраструктура рынка и ее роль в работе рыночного механизма.
4. Достоинства и недостатки рыночной системы.
5. Методы обучения и преподавания:Обсуждение вопросов семинарского занятия, кейс-стади.
5.1. Кейс стади:
Рынок невозобновляемых природных ресурсов.
Природные ресурсы исчерпаемые, неисчерпаемые и возобновляемые по прошествии времени.
Неисчерпаемые ресурсы – эти ресурсы перепроизводятся природными и человеческими силами (энергия солнца, водный оборот в природе и т.д.).
Возобновляемые по прошествии времени ресурсы – это леса, целина. Вырубленные леса можно возобновить, но это будет достигнуто только через три поколения.
Исчерпаемые ресурсы – невозобновляемые ресурсы после из полного использования. Сюда относятся все полезные ископаемые. Собственники этих ресурсов регулируют их через эффективное использование. Указанные полезные ископаемые эффективно использовать в любое время. Встречаются ли их собственники с трудными проблемами? Стоит ли выходить с этими ресурсами на рынок сейчас, или стоит оставить на более позднее время?
Рыночная балансовая цена необновленных ресурсов растет прямо пропорционально годовому количеству дохода, поступаемому от капитала. Любые изменения спроса могут влиять не на динамику роста цен на ресурсы, а только на интенсивность использования. Поэтому, консервация является особенностью рынка необновленных ресурсов. Ожидание повышения цен на ресурсы направляет их собственников на консервацию. К тому же, консервация ресурсов даст возможность их торговцам реализовать эти ресурсы с большой экономической выгодой. В связи с ожидаемым ростом цен, в текущее время собственники ресурсов сокращают объемы продаж. Это повышает текущие цены и тормозит повышение цен в будущем.
Есть факторы, стимулирующие производителей для эффективной реализации ресурсов. Бысрое использование необновленных ресурсов дает возможность расширить потребляемость и получить средства для инвестиций. Недостаточность достоверной информации о конкретном запасе ресурсов, рождает риск понижения цен на ресурсы и ожидаемого дохода.
Понижение расчитанного дохода может сложиться от появления субстит товаров для потребителей. От эффекта научно-технического прогресса создаются исскуственные аналоги существующих ресурсов.
В настоящее время многие развитые страны, имеющие различные виды сырья, стараются стремительно и прямо сейчас распродать все свои богатства. При помощи массовых продаж эти государства пытаются решить свои современные проблемы. В то время, как высоко развитые страны, в первую очередь США пытаются легализировать (законсервировать) необновленные ресурсы в ожидании рыночной конъюнктуры и обеспечения сырьем преспективное развитие производства.
Вопросы для обсуждения:
Каковы приемущества и недостатки ускоренного использования исчерпаемых ресурсов?
Каковы аргументы в пользу их консервации? Как решается данная проблема в нашем городе?
Не сделают ли попытки Казахстана экспортировать непереработанное сырье зависимым от мировых цен?
Каково влияние продаж казахстанской нефти в больших объемах на цены мирового рынка?
Какова будет ситуация, если собственники исчерпаемых ресурсов ошибятся в своих предположениях или неверно оценят их будущую ценность?
6. Литература:
1. Борисов А.Г. «Экономическая теория». Уч. пособие. М.: «Юристъ». 2006
2. Камаев В.Д. «Экономическая теория» М.: «Владос», 2007
3. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. - М., 2004.
4. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. - М.: ИНФРА. - М., 2008.
5. Экономика: Учебник / Под ред. доц. А.С. Булатова. 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Издательство «Юристь», 2010.
7. Контроль (тестовые вопросы)
1. Рыночная экономика представляет:
а) систему хаоса и анархии
б) относительно простой механизм, действующий посредством уравновешивания спроса и предложения
в) сложный механизм координации, действующий через систему цен и рынков
г) многоструктурную не гибкую систему со сложно поддающимся механизмом регулирования
д) согласование решений потребителей, производителей и владельцев факторов производства.
2. В рыночной экономике продукт распределяется между потребителями:
а) на основе объективных не зависящих от потребителей причин
б) на основе желаний и способности потребителей приобрести продукт
в) на основе желаний потребителей приобрести продукт
г) на основе способности потребителей приобрести продукт
д) на основе уровня доходов потребителей.
3. Основными субъектами рыночного хозяйства являются:
а) владельцы факторов производства
б) промышленные, торговые и ссудные капиталисты
в) наемные работники, капиталисты, землевладельцы
г) профсоюзы, объединения предпринимателей, государственные институты
д) домашние хозяйства, бизнес, правительство.
4.Каковы условия возникновения рынка?
а) развитое общественное разделение труда
б) экономическое обособление рыночных субъектов, обусловленное многообразием форм собственности
в) потребность выхода национальной экономики на мировое экономическое пространство
г) развитие внутрихозяйственного потребления
д) развитое общественное разделение труда, экономическое обособление рыночных субъектов.
5. Как экономическая категория рынок – это:
а) совокупность отношений в процессе движения товара и денег
б) базар
в) место встречи покупателя и продавца
г) рыночная площадь
д) форма биржевой торговли.
6. Укажите, что характеризует смешанную экономику:
а) сочетание рыночных, плановых регуляторов
б) единство государственного, а также частного секторов экономики, взаимодействующих на основе рыночного механизма
в) централизованное плановое руководство экономикой, осуществляемого на основе командно-административного механизма
г) экономика, основанная на традиционных формах хозяйствования
д) директивное планирование.
7.Укажите, что характеризует экономику централизованного планирования:
а) свободная конкуренция
б) многообразие форм собственности
в) плановое распределение ресурсов и капиталовложений;
г) действие рыночных регуляторов;
д) сочетания рыночных и плановых регуляторов.
8. Из приведенных ниже черт выделите присущие переходной экономике:
а) переход от эволюционного развития научно-технического прогресса к современной НТР
б) переход от мануфактуры к крупному машинному производству
в) переход от машинного производства с участием человека к автоматизированному производству
г) сосуществование элементов различных экономических систем, борьба противоречий и неустойчивость развития
д) ускоренное развитие НТП.
9. Что не характерно для традиционных экономических систем?
а) расширенное воспроизводство
б) низкий уровень спроса
в) регулирование цен
г) господство фирмы.
д) слабое развитие закона;
10. Рынок как экономическая категория – это:
а) совокупность отношений в процессе движения товаров и денег
б) рыночная площадь
в) форма товарного обмена
г) место встречи покупателя и продавца
д) биржа.