Тема 6. Спрос и предложение
2. Цель:
§ Сформировать фундаментальные знания по основам экономической теории, а также развитие мотивации у студентов в изучении предмета экономической теории.
§ Закрепление знаний о механизме функционирования рыночной системы
§ Уметь выявлять сущность спроса и предложения как инструментов рыночного саморегулирования.
§ Разобраться в механизме установления рыночного равновесия как результата взаимодействия спроса и предложения.
§ Дать понятие эластичности.
3. Задачи обучения:
§ Ввести новые понятия, согласно тематике занятия.
§ Освоение важнейших понятий экономической теории для описания и анализа структуры и динамики современного этапа развития экономических систем.
§ Формирование гуманных, патриотических и демократических ориентаций.
§ Формирование навыков постановки вопроса выступающему сокурснику, построения ответов на вопросы преподавателя и студентов.
§ Формирование навыков работы с тестовыми заданиями, дискуссионными вопросами.
§ Формирование навыков работы с кейс-стади.
§ Обучение анализу через ситуационные задачи экономических ситуаций, имеющих место в результате изменения объемов спроса и предложения.
§ Формирование собственных идей через анализ конкретных ситуационных событий.
4. Основные вопросы темы:
1. Закон спроса, кривая спроса. Изменение спроса под воздействием неценовых факторов.
2. Закон предложения, кривая предложения. Изменение предложения под воздействием неценовых факторов.
3. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.
4. Понятие эластичности. Эластичность спроса и предложения..
5. Основы теории потребительского поведения.
5. Методы обучения и преподавания:Фронтальный опрос, кейс-стади контрольные тестовые задания.
Кейс - стади
На первом заседании парламента в 2011 году был заслушан отчет о работах в сфере экономики нашей страны за 2010 год.
На заседании правительства поднимался вопрос о необоснованном повышении цен на продукты питания во внутреннем рынке страны. Например, как можно объяснить тот факт, что стоимость говядины в канун нового года составляла 750 тенге, а через 5 дней после праздника выросла до 1400 тенге. В прошлом году мы договаривались, что цена на булку хлеба испеченного из прошлогодней муки не будет превышать 41-43 тенге. Однако, по словам главы агентства, в настоящее время цена на хлеб в отдельных районах превышает 60 тенге за булку.
По словам Министра сельского хозяйства Акылбека Куришбаева, выступавшего на заседании, по состоянию на 1 февраля 2011 года в нашей республике имеется 9,3 миллионов тонн зерна. Из них 2,6 миллинов тонн – зерно из запаса, который будет отпускаться только по договорной цене, определенной в рамках принятых меморандумов. Данного объема зерна должно хватить для обеспечения внутреннего спроса на хлебные изделия до будущего сбора урожая. Поэтому, о повышении цен на хлеб даже не должно быть и слова. Что касается качества зерна, 90% зернового запаса, который имеется в настоящее время в республике состоит из зерна третьего и высшего класса. Именно поэтому, связывание торговых организаций повышения цен с качеством зерна абсолютно необоснованно.
Что касается растительного масла и перловки, запасов этих видов продуктов вполне достаточно. По словам Министра, в настоящее время в овощных скаладах и складах крупных торговых центров страны хранится 900 тыс. тонн картошки, 150 тыс. тонн моркови, 100 тыс. тонн лука. Этот объем овощей полностью обеспечит население страны до будущего осеннего урожая.
В целях укрепления устойчивости продуктов животноводства для оказания поддержки этой сфере, Правительством приняты конкретные мероприятия. Учитывая негативные последствия засухи в прошлом году, для сохранения маточного поголовья крупно-рогатого скота и также корма животных, для сельскохозяйственных структур 8 областей нашей страны выделены субсидии в размере 3,2 миллиардов тенге. Для сохранения птичьего хозяйства, принято решение о выделении 43 тыс. тонн ячменя из государственного кормового запаса. Все эти мероприятия являются основой для сохранения устойчивости животноводческой деятельности.
В 2011 году решено, что все усилия Правительства будут направлены на борьбу с инфляцией. Глава правительства заявил, что в 2011 году одной из главных задач будет укрепление цен на продукты питания, в том числе ометил, что не будет допускаться повышение цен на продукты, имеющие социальное значение.
Вопросы для обсуждения:
Опишите уровень спроса на продукты питания на основе вышеуказанных данных.
С чем связан росто цен на продукты питания в нашей стране, или повысился уровень дохода населения?
Какие меры вы бы приняли будучи Главой Государства?
Согласны ли вы с тем, что уровень инфляции в стране составляет 7,5% (на основании вышеприведенных данных)?
Согласно закону рыночной экономики, спрос и предложение должны регулироваться через промежуточный баланс. Необходимо ли вмешательство государства в установление цен? Или законы спроса и предложения не имеют основания?
6. Литература:
1. Борисов А.Г. «Экономическая теория». Уч. пособие. М.: «Юристъ». 2006
2. Камаев В.Д. «Экономическая теория» М.: «Владос», 2007
3. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. - М., 2004.
4. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. - М.: ИНФРА. - М., 2008.
5. Экономика: Учебник / Под ред. доц. А.С. Булатова. 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Издательство «Юристь», 2010.
7. Контроль (тестовые вопросы)
1. Действие закона спроса проявляется в:
а) прямой зависимости величины спроса от цены товара
б) обратной зависимости величины спроса от цены товара
в) зависимости спроса от дохода потребителя
в) зависимости спроса от неценовых факторов
д) зависимость цены от спроса.
2. есть математическое выражение:
а) закона спроса
б) закона предложения
в) закона убывающей производительности труда
г) закона растущих издержек производства
д) закона убывающей предельной полезности
3.Экономически спрос на товар означает:
а) субъективное желание потребителя, подкрепленной объективными возможностями (денежными средствами) покупателя
б) форму выражения потребностей
в) мечта потребителя приобрести товар
г) желание потребителя приобрести товар
д) количество товара, которое могут и намерены продать продавцы.
4.Указать на два фактора, влияющих на спрос:
а) потребительские вкусы, цены на бензин
б) цены на ресурсы, потребительские вкусы
в) доходы потребителей, цены на хлеб
г) потребительские вкусы, доходы потребителей
д) цены на ресурсы, доходы потребителей.
5.Указать на два фактора, влияющих на предложение:
а) совершенствование технологии, доходы потребителей
б) потребительские вкусы, цены на ресурсы
в) цены на ресурсы, доходы потребителей
г) доходы потребителей, потребительские вкусы
д) совершенствование технологии, цены на ресурсы.
6.Спрос по цене эластичен при условии:
а) Ed<1
б) Ed>1
в) и при Ed<1 и при Ed>1
г) Ed=1
д) Ed=0
7. Предложение по цене неэластично при:
а) Es>1
б) Es=1
в)Es<1
г) и при Es>1 и при Es<1
д) Es=0
8. Если возрос спрос на данный товар, а предложение его осталось неизменным, то это приведет:
а) к повышению равновесной цены и увеличению объема продаж
б) к повышению равновесной цены и уменьшению объема продаж
в) к уменьшению равновесной цены и снижению объема продаж
г) к уменьшению равновесной цены и увеличению объема продаж
д) изменений не произойдет.
9. Если при снижение цены данного товара резко возрастают его покупки, то спрос на этот товар:
а) эластичен по цене
б) неэластичен по цене
в) эластичен по доходу
г) неэластичен по доходу
д) речь идет о перекрестной эластичности.
10. Если любое количество товара продается по одинаковой цене, то спрос на этот товар является:
а) абсолютно неэластичным
б) абсолютно эластичным
в) эластичным
г) неэластичным
д) единичной эластичности.