Начало промышленного переворота

«Прялка Дженни»

Ткацкий станок был усовершенствован в 1733 году. Рабочий-суконщик Кей изобрел для него механический челнок, который уже не требовалось перебрасывать через нити руками. Но ткачи напрямую зависели от тех, кто прял нити, а здесь сохранялся малопроизводительный ручной труд, и по­этому пряжи для новых станков не хватало.

Только в 1765 годумастер Джеймс Харгривссконструировал прядильную машину, которую в честь своей дочери назвал «прялка Дженни». Работающему на ней че­ловеку нужно было только двигать педали и рычаги, а механизмы машины сами вытяги­вали и пряли сразу несколько нитей, причем во много раз быстрее ручного прядения.

 

Прядильная машина Ричарда Аркрайта

Одновременно мастер Хайс построил водяную прялку,состоявшую из валиков, приводимых в движение посред­ством водяного колеса. Любопытно, что патентна это изобретение (то есть документ, подтверждающий авторство и дающий право на по­лучение прибыли от его использования) получил не сам создатель ма­шины, а ловкий делец, сельский парикмахер Ричард Аркрайт,заняв­шийся текстильным производством.

Появление фабрик

Предприимчивые хозяева заменяли ручной труд нескольких рабочих своих мануфактур одной «прялкой Дженни» или водяной прялкой. Рабочие трудились теперь не над самим изделием (тканью), а обслужива­ли машины, которые это изделие создавали. В результате ткани стали делать или, как говорили в Англии, «фабриковать» очень быстро. Новые предприятия, где ручной труд сменился машинным, стали называть фабриками. Так в Англии начался промышленный переворот — пере­ход от ручного труда к машинному и от мануфактуры — к фабрике.

Технический прогресс

Развитие изобретательства в Англии во время промышленного переворота по­лучило названиетехнического прогресса. Это был процесс, в основе которого лежало стреми­тельное улучшение и усложнение техники.

Паровая машина Уатта

Долгое время промышленный переворот сдерживало то, что приво­дить машины в движение должны были люди или водяные колеса. Фабрики и мануфактуры приходилось строить только рядом с быст­рыми реками. Поэтому многие изобретатели пытались найти новый ис­точник энергии. Еще со времен античности было известно, что водяной пар, образующийся при кипении воды, если его направить по трубе-цилиндру, в состоянии приводить в движение механизмы. В XVIII ве­ке паровой двигатель собирали разные механики в разных странах. Однако все их творения требовали очень много топлива, а сила их действия была очень слаба, много энергии уходило впустую. Руковод­ство университета в городе Глазго поручило доработать один из таких двигателей механикуДжеймсу Уатту.Мастер много лет трудился над усовершенствованием машины. Наконец в 1784 годуон представил людям универсальный паровой двигатель — паровую машину Уатта. Вода в ней кипела в закрытом кот­ле, пар поступал в цилиндр и толкал поршень. Без современного токарного станка Уатту удалось так точно подогнать размер поршня под размер ци­линдра, что между ними нельзя было просунуть даже мелкую монету. Теперь сила пара не тра­тилась попусту. Поршень через специальный пе­редаточный механизм мог приводить в движение детали «прялки Дженни», раздувать кузнечные мехи или вращать колеса в любой части Англии.

Пудлинговые печи

Следующей проблемой, которую предстояло решить, было то, что машины и механизмы Харгривса, Аркрайта, Уатта, сделанные в основном из дерева, при высокой скорости работы быстро изнашивались. Железо в Англии было очень дорогим, и его в основном закупали в Швеции, России и других стра­нах. Своих руд было в избытке, но для их плавки нужен был древесный уголь, а большинство лесов в Англии уже было вырублено. В недрах Англии залега­ло много каменного угля, но средневековые доменные печи работать на нем не могли. В 1783 году после долгих экспериментов сразу два мастера, неза­висимо друг от друга, соорудили новые — пудлинговые (перемешивающие) печи, в которых выплавленный из руды металл перемешивался с горящим ка­менным углем и давал хорошее железо. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

Станок Генри Модсли

Теперь на пути промышленного переворота стояли старые способы обработ­ки металлов. Работая за станком, токарь держал резец в руках, поднося его к вращающейся детали. Естественно, что при таком способе, скажем, Джейм­су Уатту очень тяжело было подогнать размеры поршня и цилиндра. Сделать же одинаковые винты и гайки — просто невозможно. В конце 90-х годов XVIII века молодой механик Генри Модсли изобрел подвижный суппорт — резце­держатель для токарного станка. Он твердо зажимал резец, и токарь мог спе­циальными колесиками пододвигать его к детали на любое расстояние, под любым углом. Модсли первым использовал свое изобретение для создания стандартных деталей — винтов и гаек с одинаковой резьбой, которые можно было использовать для сбора разных машин и механизмов. Теперь человек мог с помощью одних машин изготавливать другие.

Наши рекомендации