Тема 6. Система экономических интересов общества

1. Аудиторная письменная работа (2 – 3 стр.) на тему: «Виды доходов участников хозяйственной деятельности».

В этой работе рекомендуется показать, что долгосрочные и краткосрочные интересы общественного развития неразрывно связаны с образованием и с использованием первичных доходов участников хозяйственной деятельности: заработной платы работников, прибыли предпринимателей, процента в банковской деятельности и арендной платы владельцев недвижимой собственности.

2. Вопросы на сообразительность и тесты о первичных доходах:

2.1. К терминам из левой колонки найдите соответствующее определение из правой колонки:

1. Номинальная заработная плата А) форма труда, при которой оплачивается количество выработанной продукции;
2. Тарифная сетка Б) количество жизненных благ, которое можно купить на денежную заработную плату;
3. Сдельная заработная плата В) шкала, определяющая соотношение тарифных ставок различных квалификационных разрядов;
4. Тарифная ставка Г) форма оплаты труда, при которой оплачивается отработанное время;
5. Повременная заработная плата Д) величина оплаты труда в единицу времени;
6. Реальная заработная плата Е) определенная сумма денег, которая выплачивается работнику в соответствии с трудовым договором;

2.2. Тест о прибыли:

Прибыль:

а) является для предпринимателя побудительным мотивом, который позволяет ему

примириться с хозяйственным риском;

б) представляет для предпринимателя вознаграждение за эффективное ведение хозяйства;

в) стимулирует производство определенных товаров и услуг;

г) является источником личных доходов предпринимателя.

2.3. Расчетная задача о ренте и цене земли:

Допустим, что банк уплачивает вкладчикам 5% годовых, а земельный участок приносит ренту в размере 50 тыс.евро в год. Посчитайте, как изменится цена участка земли, если норма банковского депозитного процента понизится до 2,5%? (Примите во внимание неизменность других факторов, влияющих на цену земли)

2.4. Распоряжение доходами:

Как Вы предпочтете распорядиться свободными (в домашнем хозяйстве) деньгами:

а) поместить на депозитный вклад в коммерческий банк (под процент);

б) приобрести иностранную валюту;

в) купить лотерейные билеты;

г) вложить в покупку недвижимости (земельного участка, жилой квартиры и т.п.);

д) другое, что именно. Обоснуйте свой ответ

3. Дискуссия на тему: «Различия и противоречия в системе экономических интересов участников хозяйственной деятельности»

В целях подготовки к обсуждению студентам предлагается ответить на следующие вопросы:

а) Почему экономические интересы общества подразделяются на два вида: стратегические

(долгосрочные) и тактические (краткосрочные)?

б) Какие виды интересов преимущественно связаны с первичными доходами участников

частной хозяйственной деятельности и с государственными доходами? Имеются ли

противоречия между этими видами доходов?

в) каким образом и почему государственные доходы основаны на использовании части

первичных доходов участников предпринимательской деятельности?

г) каков механизм образования государственного бюджета;

д) как взаимосвязаны интересы участников хозяйственной деятельности в сфере

предпринимательства и государства?

е) какова структура государственного бюджета, направленная на удовлетворение

стратегических и тактических интересов?

4. Налоги и налоговая система(вопросы для сбора, обобщения и подготовки материалов для обсуждения на практическом занятии):

4.1. Что такое государственные налоги, и на какие цели идут эти денежные средства?

4.2. Какие виды налогов платят работающие в экономики граждане, собственники имущества и предприниматели?

4.3. Какую уголовную ответственность несут лица, не уплачивающие налогов?

4.4. Какие криминальные приемы используют владельцы крупных капиталов для сокрытия доходов от налогообложения?

5. Роль государственного бюджета согласовании долгосрочных и краткосрочных интересов общества: анализ статистических данных, представленных в таблице (в процентах к общему объему государственного бюджета страны ):

  Год Услуги органов государственного управления Оборона и безопасность Экономические услуги Здравоохранение Образование Социальная защита
Россия 14.6 16.4 6.8 12,7 12.2 26,0
Германия 13.3 5.8 7.2 13.6 8.9 46.9
Великобритания 10,6 11.7 6.1 16.5 12.7 35.8
Франция 13.6 6.2 5.4 13.6 11.5 42,1
США 13.2 17.4 10,1 21,0 16.9 19,0

При комментировании статистических данных, студентам следует обратить внимание на следующие вопросы:

а) в каких важнейших направлениях осуществляются текущие и стратегические интересы общества;

б) в какой мере государство через бюджет обеспечивает экономическую безопасность и обороноспособность страны;

в) в какой степени государственно-бюджетное регулирование достигает оптимально

(наилучшее) соотношение стратегических и тактических интересов;

г) каким образом сосредоточение примерно половины национального дохода в бюджете

государства позволяет подчинить его интересам членов общества в целом.

Дальнейшее рассмотрение государственного бюджета в теме 9. «Роль экономики в развитии социальных отношений» позволит выявить дополнительные направления использования национального дохода в интересах значительной части граждан общества.

5. Определение места и роли государственного сектора в национальном хозяйстве:

При обсуждении необходимо выяснить следующие вопросы:

а) что представляет собой государственное предприятие;

б) каковы положительные экономические черты предприятия, находящегося в

государственной собственности и под общим управление государства;

в) каковы недостатки хозяйствования, присущие такому предприятию;

г) какими правами пользуются государственные унитарные предприятия

преимущественно в каких сферах располагаются;

д) кто т как управляет государственным сектором;

е) какую роль выполняет государственный сектор во всем национальном хозяйстве?

Наши рекомендации