Классификация транснациональных компаний
Транснациональные компании представляют собой экономические объединения фирм на базе единого титула собственности, принадлежащего материнской компании, которая контролирует зарубежные активы родственных компаний посредством владения определенной частью их капитала. В зависимости от размеров капитала, принадлежащего материнской компании, а также правового положения и степени подчинения, фирмы, находящиеся в сфере влияния материнской компании, можно классифицировать на:
1) филиалы,
2) дочерние (субсидированные) компании,
3) ассоциированные (аффилированные) компании,
4) совместные предприятия.
Материнская компания регистрируется как юридическое лицо и является головной компанией ТНК. Как организационно-экономический центр разрабатывает общие направления и конкретные цели функционирования и развития всей транснациональной компании; определяет средства, формы и методы достижения этих целей; осуществляет контроль за выполнением своих установок и вносит в них коррективы; контролирует финансовую деятельность всех подразделений путем составления консолидированного баланса, предоставляемого акционерам ТНК.
Материнская холдинговая компания сама не занимается производственной деятельностью, а лишь концентрирует у себя контрольные пакеты акций производственных компаний, которые обладают юридической и хозяйственной самостоятельностью, но подчиняются холдингу в финансовом отношении. Она осуществляет управление в рамках транснациональной компании преимущественно методами финансового воздействия, устанавливая для каждого подразделения основные финансовые показатели: размеры прибыли, издержек производства, размеры и способы перечисления дивидендов, способы перевода прибылей и т.п.
Филиал транснациональной компании не имеет юридической самостоятельности и, следовательно, не может вести дела от своего имени: он действует по поручению материнской компании и, как правило, имеет одинаковое с ней наименование. В обязанности зарубежного производственного филиала входит чаще всего выпуск тех видов продукции, в которых заинтересована материнская компания, и реализация их на тех рынках, которые она определит.
Дочерние компании в отличие от филиалов являются юридически самостоятельными: заключение сделок и ведение финансовой документации осуществляются ими отдельно от материнской компании. Вместе с тем материнская компания всегда осуществляет необходимый контроль за деятельностью принадлежащих ей дочерних компаний, возможность которого обеспечивается владением контрольными пакетами акций своих «дочек». Он состоит в назначении директоров, которые обязаны выполнять указания материнской компании и отчитываться перед ней. Создавая дочернюю фирму, материнская компания заранее определяет ее производственную специализацию, обязанности в отношении сбыта, технического обслуживания реализуемой продукции, изучения рынков и др.
Ассоциированные компании юридически и хозяйственно самостоятельны и не находятся под контролем каких-либо других компаний. Будучи, заинтересованными в бизнесе конкретных транснациональных компаний, они создают вместе с ними сложнейшие многоступенчатые комплексы связанных между собой (ассоциированных) компаний. Ассоциированные компании контролируются материнской компанией ТНК, через систему договорных отношений.
Совместным предприятием в практике международного бизнеса называют фирму с участием одного или нескольких иностранных партнеров-инвесторов. Преимущества сотрудничества с зарубежными партнерами:
местный партнер лучше знает и понимает покупателей, традиции, общественные отношения конкретной страны;
местный партнер может предоставить компетентное управление не только высшего, но и среднего звена;
если принимающая страна требует, чтобы иностранные фирмы делили право собственности с местными фирмами или инвесторами, 100%-е иностранное владение становится просто нереальным, и единственно возможной формой международного бизнеса становится совместное предприятие;
контакты и репутация местных партнеров расширяют доступ к рынку капитала принимающей страны;
местный партнер может располагать подходящей для данной среды технологией, которая, вероятно, может быть использована по всему миру;
общественный имидж фирмы может расширить возможности продаж, если цель инвестирования - обслуживание местного рынка.
По типу взаимоотношений материнской компании и ее зарубежных дочерних предприятий все транснациональные компании могут быть подразделены на три типа:
этноцентрические;
полицентрические, или региоцентрические;
геоцентрические.
Сравнительная характеристика типов ТНК представлена в табл. 10.
Таблица 10
Сравнительная характеристика типов ТНК
Характеристические признаки | Тип ТНК | ||
Этноцентрический | Полицентрический или региоцентрический | Геоцентрический | |
1. Ориентация международного бизнеса | Абсолютный прирост материнской компании, зарубежные филиалы создаются, как правило, только для обеспечения снабжения или сбыта | Объединение компаний ряда стран на производственной или научно-технической основе. Большая степень независимости при проведении операций в каждой из стран. Филиалы крупны и осуществляют разнообразные виды деятельности, в том числе и производственную | Интеграция деятельности, осуществляемой в разных странах могут производится составные части одного изделия. Материнская компания рассматривает себя не как центр, а как одну из составных частей корпорации |
2. Отношение к зарубежному рынку | Зарубежные рынки рассматриваются только как продолжение рынка базирования материнской компании | Зарубежные рынки часто рассматриваются как более важный сектор деятельности ТНК по сравнению с внутренним рынком | Ареной деятельности является весь мир |
3. Уровень централизации принятия управленческих решений | Высокая централизация принятия управленческих решений на уровне материнской компании | Децентрализация отдельных функций управления. Делегирование полномочий дочерним фирмам. Управленческие решения принимаются на основе тесной координации между материнской компанией и филиалами | Высокая децентрализация принятия решений при тесной координации между материнской компанией и филиалами |
4. Контроль за деятельностью зарубежных филиалов | Сильный контроль со стороны материнской компании | Филиалы, как правило, автономны | Филиалы, как правило, автономны |
5. Кадровая политика компании | Предпочтение отдается соотечественникам в зарубежных филиалах. Работники страны базирования ТНК назначаются на все возможные посты за рубежом | В зарубежных филиалах преобладают местные кадры принимающей страны назначаются на ключевые посты | Лучшие работники из всех стран назначаются на любые посты |
6. Организационная структура | Сложная оргструктура материнской компании, простая у зарубежных филиалов | Оргструктура с высоким уровнем независимости филиалов | Весьма сложная оргструктура с автономными филиалами |
7. Информационные потоки | Большой объем приказов в адрес филиалов | Небольшой поток информации в материнскую компанию и из нее, небольшой поток между филиалами | Значительные потоки информации в материнскую компанию и из нее и между всеми филиалами |
Границы между рассматриваемыми типами международных компаний весьма подвижны, что предполагает наличие возможности следующей наиболее часто встречающейся их трансформации: национальная корпорация, транснациональная корпорация, многонациональная корпорация и, наконец, глобальная корпорация.