Общая экономическая теория
Тема 1. Введение в экономическую теорию
Человек и экономика. Общественное производство. Производительные силы общества. Производственные отношения.
Возникновение и развитие экономической теории. Первые экономические воззрения. Меркантилизм как экономическое учение эпохи зарождения рынка. Классическая школа - господствующая парадигма взглядов середины 18-19 вв., ее характерные черты. Развитие историко-социологического направления. Марксизм. Теории, основанные на маржинализме. Неоклассическая школа и кейнсианство.
Основные направления современной экономической мысли: неоклассика, неокейнсианство, монетаризм, теории «новых классиков»: рациональных ожиданий, экономики предложения, институционализм.
Тема 2. Общественное хозяйство как объект экономической теории
Экономика как хозяйственная система. Потребности – исходный пункт экономической деятельности людей. Блага, их полезность и виды. Производство и его структура. Воспроизводство и его фазы.
Тема 3. Факторы производства и их использование.
Факторы производства, их виды и формы. Земля как фактор производства. Труд как фактор производства. Капитал как фактор производства. Производственные возможности и производительные силы общества.
Тема 4. Собственность как базовый элемент экономики
Содержание отношений собственности: экономический и юридический аспекты, их взаимосвязь. Объекты и субъекты собственности и их эволюция.
Основные формы собственности: частная, государственная, муниципальная, общественных организаций. Производные формы собственности. Информационная и интеллектуальная собственность и их виды.
Соотношение частного и государственного секторов в экономике.
Тема 5. Товарно - денежные отношения как основа рыночной экономики
Общественное разделение труда и наличие обособленных товаропроизводителей как условия возникновения товарно-денежного хозяйства. Эволюция товарно-денежного хозяйства и основные тенденции развития общественного разделения труда.
Понятие товара. Основные подходы к пониманию сути товара: трудовая теория стоимости и маржинализм. Основные идеи трудовой теории стоимости. Предельная полезность и цена. Современная теория ценности и цен.
Рационалистическая и эволюционная концепции возникновения денег. Сущность денег. Металлистские, номиналистические, концептуальные теории денег. Эволюция денег. Новые формы денег. Основные денежные системы. Количественная теория денег. Функции денег.
Тема 6. Рынок. Общая характеристика и механизм его функционирования
Понятие «рынок» и эволюция взглядов на него. Сущность рынка и его функции. Условия функционирования рынка и проблемы его фиаско. Структура рынка и ее многокритериальный характер. Основные элементы инфраструктуры рынка. Достоинства и недостатки рынка.
Тема 7. Предпринимательская деятельность и ее формы
Понятие производства. Общая характеристика производственных факторов. Принципы их классификаций. Понятие предпринимательской деятельности. Функции предпринимательства и условия развития.
Предпринимательская активность как фактор производства. Модель «человек-предприниматель» Й. Шумпетера.
Организационно-правовые формы предпринимательства: единоличное, товарищества и хозяйственные общества. Организационно-экономические формы предпринимательства: картель, синдикат, концерн, трест, консорциум. Государственное, венчурное (рисковое) предпринимательство. Предпринимательство и риск. Условия развития предпринимательства в России.
МИКРОЭКОНОМИКА
Тема 1. Теория потребительского выбора
Поведение потребителя (гипотеза рациональности). Полезность и ее измерение. Кардиналистский (количественный) подход к измерению полезности. Общая и предельная полезность. Законы Госсена. Основное правило максимизации полезности.
Ординалистский (порядковый) подход в теории потребительского выбора. Аксиомы потребительского выбора. Теория повышенных предпочтений.
Кривые безразличия, их свойства. Карта безразличия. Предельная норма субституции и ее виды.
Понятие бюджетного ограничения и его аналитическое выражение. Бюджетная линия и ее свойства. Равновесие потребителя.
Кривые «цена-потребление» и «доход-потребление». Изменение дохода. Кривые Энгеля. Различные виды благ в зависимости от реакции потребителя на изменение дохода (нормальные, инфериорные, Гиффена).
Изменение цены и линия «цена-потребление». Различные виды благ в зависимости от реакции потребителя на изменение цены (субституты, комплментарные и независимые блага). Эффект замены и эффект дохода для различных видов благ, графическое выражение.
Поведение потребителя в условиях неопределенности и риска. Предпочтения в области риска. Снижение степени риска: страхование, диверсификация, приобретение дополнительной информации. Эволюция теоретических концепций поведения потребителя в условиях риска.