Основные мероприятия антициклической политики

Вид политики Подъем Кризис
Денежно-кредитная   Фискальная   Политика заработной платы Инвестиционная Сокращение денежной массы Увеличение налогов и сокращение расходов бюджета Понижение заработной платы Сокращение государственных инвестиций Увеличение денежной массы Сокращение налогов и увеличение расходов бюджета Повышение заработной платы Увеличение государственных инвестиций

Экономический кризис 90-х годов в России не вписывается в классическую теорию экономических циклов, он является ре­зультатом сочетания падения эффективности производства как следствия кризиса плановой экономики и так называемого транс­формационного спада, связанного с перестройкой хозяйствен­ного механизма, когда прежние механизмы регулирования хо­зяйственной жизни уже утратили силу, а новые еще не сформировались. Отсюда и основные направления и методы антикризисной политики российского государства: структурная перестройка, демонополизация, создание конкурентной среды, преодоление инвестиционного кризиса, в том числе за счет привлечения иностранных инвестиций и др.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ

Тема 1. Экономика как наука

1.Предмет и метод экономики.

2. Основные этапы развития экономической науки.

3.Меркантилизм. Физиократы. Классическая школа. Маржинализм.

4.Неоклассика. Кейнсианство.

5. Институционализм. Неолиберализм.

Тема 2. Экономическая система: сущность, признаки, типы

1.Признаки и типы экономической системы.

2. Проблема выбора и экономические системы.

3. Социально – экономические системы: формационный и цивилизационный подходы. Экономика, основанная на знаниях.

4.Экономическое содержание собственности. Собственность как юридическая категория. Транзакционные издержки. Формы собственности.

РАЗДЕЛ II. МИКРОЭКОНОМИКА

Тема 3. Рыночный механизм

1.Основы теории потребительского выбора.

2.Спрос: понятие, факторы, эластичность. Виды спроса в зависимости от значений ценовой эластичности.

3.Предложение: понятие, факторы, эластичность.

4. Рыночное равновесие и его нарушения.

Тема 4. Процесс производства и результаты деятельности предприятий

Предприятие (фирма): сущность и основные характеристики. Организационно- правовые формы предприятия.

Объём производства: совокупный, средний и предельный продукт.

Производственная функция. Закон убывающей предельной производительности. Кривые совокупного, среднего и предельного продуктов.

4.Внешние и внутренние издержки. Нормальная прибыль. Экономическая и бухгалтерская прибыль.

5.Издержки в краткосрочном и долгосрочном периодах. Кривые издержек. Эффект масштаба.

6.Доходы фирмы. Максимизация прибыли.

Тема 5. Рынки ресурсов и пофакторное распределение доходов.

1.Спрос на факторы производства.

2. Рынок труда и заработная плата.

3. Профсоюзы на рынке труда.

4. Монопсония.

5. Рынок земли и рента. Цена земли.

6. Рынок капитала и процент.

7.Пофакторное распределение доходов и социальная справедливость. Кривая Лоренца. Коффициент Джини. Децильный коэффициент. Прожиточный минимум.

РАЗДЕЛ III. МАКРОЭКОНОМИКА.

Тема 6. Макроэкономические показатели

1.Показатели результатов экономической деятельности. Валовой внутренний продукт. Добавленная стоимость. Дефлятор ВВП.

2.Валовой национальный доход. Личный и располагаемый доход. Чистое экономическое благосостояние.

3. Безработица: понятие, виды, последствия, измерение. Уровень безработицы. Закон Оукена. Полная занятость.

4.Инфляция. ИПЦ, уровень инфляции. Социально – экономические последствия инфляции.

5.Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса.

6. Процентная ставка. Номинальная и реальная процентная ставка.

Тема 7. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке

1.Совокупный спрос и совокупное предложение, их равновесие.

2. Равновесие товарного рынка в модели «доходы – расходы».

3.Потребление и сбережения. Предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению.

4.Инвестиционный спрос. Равновесие совокупных расходов и ВВП. Мультипликатор инвестиций.

5.Определение равновесия на основе модели «изъятия – инъекции».

Тема 8. Динамика экономического развития

1.Экономический рост.

2. Измерение экономического роста.

3.Цикличность экономического развития. Причины цикличности. Виды циклов.

ИТОГОВОГОВЫЙ ТЕСТ

1. В условиях неполного использования ресурсов точка, характеризующая объёмы производимых благ Х и У, будет расположена

а) на кривой производственных возможностей;

б) за кривой производственных возможностей;

в ) внутри кривой производственных возможностей ;

г) в начале координат .

2. Отрицательный наклон кривой спроса обусловлен

а ) вкусами и предпочтениями потребителей ;

б ) уменьшением доходов потребителей;

в) налогами дотациями;

г)законом убывающей предельной полезности.

3. Под предельной полезностью понимается:

а) способность товаров и услуг удовлетворять потребности;

б)добавочная полезность, извлекаемая потребителем из одной дополнительной единицы блага;

в)объективное свойство экономических благ;

г)нижний предел цены.

4. Спрос на благо неэластичен по цене, если ценовая эластичность спроса

а)больше 2;

б)больше 1,но меньше 2;

в)меньше 1;

г)меньше 0.

5. К постоянным издержкам фирмы относятся

а) заработная плата рабочих;

б)минимальные издержки производства;

в)издержки, которые фирма несет даже когда ничего не производит;

г)транспортные издержки

6.Деление издержек на постоянные и переменные относится к ………….периоду,
а)мгновенному;
б)краткосрочному;
в)долгосрочному;
г)любому.

7.Совершенно конкурентная фирма максимизирует прибыль при условии,если

а)цена превышает средние издержки;

б)общая выручка меньше переменных издержек;

в)цена равна предельным издержкам;

г) убытки фирмы меньше постоянных издержек

8. Ценовая эластичность горизонтально расположенной кривой спроса

а)равна нулю;

б) равна единице;

в)меньше единицы;

г) бесконечно велика .

9. Характерной чертой чистой монополии не является

а) единственный производитель в отрасли ;

б) отсутствие товаров- заменителей;

в) высокие барьеры при вступлении в отрасль

г) отсутствие контроля над ценой .

10.Рыночный спрос не зависит от

а) доходов потребителей;

б) цен на товары- заменители;

в) цен на ресурсы;

г) численности покупателей.

11. Сдвиг кривой производственных возможностей вправо в современном мире свидетельствует о

а) высоком уровне инфляции ;

б) экономическом росте;

в) промышленном спаде ;

г) высоком уровне безработице.

12. Повышение цены товара Х и связанное с этим увеличение его количества на рынке выражает

а) эффект дохода;

б) закон спроса;

в) закон предложения ;

г) эффект замещения.

13. Если спрос на товар Х абсолютно эластичен, то увеличение предложения данного товара приведёт к тому.что

а)цена данного товара не изменится, а объём продаж возрастёт;

б)коэффициент ценовой эластичности спроса будет равен 1;

в) равновесное количество товара не изменится,а цена возрастёт;

г) равновесная цена и количество не изменятся.

14. Предельная полезность товара А равна 100, цена товара А равна 10, цена товара В равна 5, предельная полезность товара В в равновесии равна

а) 0,5;

б) 20;

в) 50;

г) 10.

15. К переменным издержкам относятся расходы на

а) аренду помещения;

б) лицензию;

в) сырьё и материалы ;

г) содержание управленческого персонала

16.Введение третьей рабочей смены на ВАЗе относится к характеристике … периода.

а) краткосрочного;

б) мгновенного;

в) долгосрочного;

г) любого.

17.Агрофирма, занимающаяся производством зерна, является примером

а)совершенной конкуренции;

б)монополии;

в)монополистической конкуренции;

г)олигополии.

18.Ценовая дискриминация –это

а)продажа по разным ценам одной и той же продукции различным покупателям;

б)различия в оплате труда по национальности или полу;

в)повышение цены на товар более высокого качества;

г)эксплуатация трудящихся путем установления высоких цен на потребительские товары.

19.Микроэкономика изучает

а)объем производства в масштабе страны;

б)численность занятых в национальной экономике;

в)общий уровень цен;

г)взаимодействие спроса и предложения.

20.К субъектам рыночной экономики не относятся

а)фирмы;

б)домохозяйства;

в)политические партии;

г)государство

21. К смещению кривой производственных возможностей в современном мире в наибольшей степени приводит

а)научно-технический прогресс;

б)рост экспорта;

в)увеличение коэффициента рождаемости;

г)увеличение площади обрабатываемых земель.

22 .Если товары Х и У являются субститутами, то увеличение цены товара Х при прочих равных условиях обусловит

а)уменьшение количества продаж товара У;

б)снижение цены товара У;

в)смещение кривой спроса на товар Х;

г)увеличение объема продаж товара У.

23.Если спрос на товар Х неэластичный, то снижение его цены на 10% приведет к

а)сокращению объема спроса на 10%;

б)увеличению объема спроса на 10%;

в)увеличению объема спроса более, чем на 10%;

г)увеличению объема спроса менее,чем на 10%.

  1. К неэкономическим благам можно отнести

а)воздух;

б)природные ресурсы;

в)машины и оборудование;

г)сырье и материалы.

  1. Экономическая прибыль фирмы представляет собой общую выручку за вычетом ……..издержек

а)внутренних;

б)экономических;

в)бухгалтерских;

г)явных.

  1. Прием на работу 200 дополнительных рабочих фабрикой относится к характеристике….периода

а)мгновенного;

б)краткосрочного;

в)долгосрочного;

г)любого.

  1. Определяющим признаком модели совершенной конкуренции на рынке продукта является

а)дифференциация продукта;

б)уникальный продукт ,не имеющий близких заменителей;

в)большое число продавцов, каждый из которых продает весьма малую долю от общего объема продаж;

г)неравный доступ к информации.

28. Чтобы получить максимум прибыли монополист должен выбрать такой объем выпуска ,при котором

а)предельные издержки равны цене продукта;

б)предельный доход равен предельным издержкам;

в)средние издержки равны цене продукта;

г)предельный доход равен общим издержкам.

29. К неценовой конкуренции не относится

а)реклама;

б)дифференциация продукта;

в)снижение цены;

г)повышение качества.

30.Сдвиг кривой спроса вправо может быть вызван

а)повышением налогов на личные доходы;

б)снижением затрат на используемые ресурсы;

в)увеличением дохода потребителей;

г)использованием более производительной техники

31. Если уровень безработицы в стране 15%,то точка, характеризующая выпуск товаров будет находится

а)за кривой производственных возможностей;

б)внутри кривой производственных возможностей;

в)в начале координат;

г)на кривой производственных возможностей.

32. К сдвигу кривой предложения вправо приводит

а)рост цен на энергоресурсы;

б)увеличение издержек производства на единицу продукции;

в)использование более совершенной технологии;

г)рост налогов на прибыль.

33.Если спрос является абсолютно неэластичным,то график спроса представляет собой

а)вертикальную линию;

б)горизонтальную линию;

в) линию, имеющую положительный наклон;

г)линию, имеющую отрицательный наклон.

34. Общая полезность максимальна, если предельная полезность

а)увеличивается;

б)уменьшается;

в)является величиной положительной;

г)является величиной отрицательной;

д)равна нулю.

35.Средние общие издержки равны

а)отношению переменных издержек к объему выпуска;

б)отношению постоянных издержек к объему выпуска;

в)отношению суммы постоянных и переменных издержек к

общей выручке;

г)сумме средних постоянных и средних переменных издержек.

36. Увеличение количества применяемых фермером удобрений относится к характеристике ………….периода

а)мгновенного;

б)краткосрочного;

в)долгосрочного;

г)любого.

37.В краткосрочном периоде конкурентная фирма прекратит производство, если

а)убытки больше постоянных издержек;

б)общая выручка не покрывает общих издержек;

в)цена ниже минимума средних переменных издержек;

г)цена меньше минимума средних общих издержек.

38.Примером естественной монополии является

а) «Банк Москвы»;

б)издательство «Финансы и статистика»;

в) «ГАЗ»;

г)московский метрополитен.

39. Спрос на молочные продукты менее эластичен, чем спрос на кефир

а) очень редко

б) всегда

в) никогда

г) при отсутствии конкуренции иностранных производителей.

40.Если по мере роста доходов потребителей растет спрос на товар, то этот товар является

а) «нормальным» товаром;

б) товаром Гиффена;

в)товаром низкого качества;

г)товаром-субститутом.

Наши рекомендации