Методические указания студентам по освоению дисциплины
Работа с лекционным материалом – важная составляющая учебного процесса. Умение составлять конспекты лекций включает не только внимательное фиксирование формулировок, определений и ключевых событий, но и одновременный анализ предлагаемого материала, что может быть выражено в структурировании записи, выделении главного, схематическом изображении логических связей между явлениями. Демонстрация аудио- и видеоматериалов также предполагает ведение записей, в которых отмечается название памятника культуры, его отличительные черты, период и место возникновения, автор (если это возможно) и т.п. Проработку лекционного материала рекомендуется проводить по окончании каждого занятия. Не следует стремиться к механическому запоминанию текста. Рациональнее рассматривать события и персоны в истории культуры в сопоставлении с событиями социально-политической, экономической и военной истории, привлекая материалы других учебных курсов – например, отечественной истории, истории и теории искусства, истории религии, культуры повседневности, теории культуры. Удобно использовать для сопоставления материала синхронистические таблицы. Важно анализировать огромный фактический материал, привлекая культурологические и философские концепции, историко-культурные и сравнительно-исторические методы изучения.
Не следует относиться к лекциям как к материалу, достаточному для глубокого освоения курса. Задачи лекции иные – познакомить с методами анализа материала, предложить понятийный аппарат, продемонстрировать приемы изучения текстов, выделить наиболее авторитетные традиции исследования и рассказать о спорных вопросах и «белых пятнах» изучения истории культуры. Лекционный материал помогает ориентироваться в огромном потоке литературы по предмету, однако изучение специальной литературы – необходимая составляющая деятельности студента.
При этом важно познакомиться не только с теоретическим и историческим материалом, но и с теми памятниками культуры, которые рекомендованы для изучения, а также с их авторами. Культурное наследие дает возможность понимания их ценностного фонда человечества, его духовные искания. Предметное воплощение этих поисков в текстах искусства является, пожалуй, самым зримым и важным материалом познания представлений о мире и человеке. Студентам следует тщательно изучить тексты культуры, познакомиться с особенностями их языка и образной системы.
Знание авторов выдающихся произведений прошлого и содержания их исканий - насущная задача студента-культуролога. Целесообразно изучать историю культуры как персонифицированный процесс и персонифицированное его познание: знание авторской точки зрения на предмет – это знание вариантов его интерпретации и оценки.
Старайтесь быть активным участником семинарских занятий: стремитесь анализировать тексты, сильные и слабые стороны концепций, связанных с изучением культуры и искусства, аргументируйте свою точку зрения по спорной проблеме, учитесь вести этически выдержанную дискуссию, - все это пригодится не только в учебном процессе, но и в реальной жизни.
Крайне важно написание реферативной и курсовой работы, предполагающее развитие навыков самостоятельной научной деятельности, работы с источниками, в книгохранилищах, в электронных поисковых системах, а также навыков написания и оформления итого исследования. Публичная защита рефератов и курсовых работ вырабатывает умение вести научные дискуссии, отстаивать свой взгляд по тому или иному вопросу.
|
|
к рабочей программе
дисциплины «Современная внешнеэкономическая политика государства»