Руководство выпускной квалификационной работой
Для руководства процессом подготовки ВКР каждому студенту назначается научный руководитель из профессорско-преподавательского состава кафедры. Научный руководитель обязан:
- оказать помощь студенту в выборе темы ВКР;
- составить задание на подготовку ВКР (тема, исходные данные, перечень подлежащих разработке вопросов) и представить его на утверждение заведующему кафедрой;
- помочь студенту в составлении рабочего плана дипломной работы и подборе списка литературных источников и информации, необходимых для выполнения дипломной работы.
По предложению руководителя в случае необходимости могут приглашаться консультанты по отдельным разделам ВКР из числа преподавателей высших учебных заведений и работников практического бизнеса.
Научный руководитель проверяет ход выполнения дипломной работы по отдельным этапам, консультирует студента по всем возникающим проблемам и вопросам, проверяет качество работы, по ее завершению представляет письменный отзыв на работу (прил. 4) и рекомендует ее к защите перед Государственной аттестационной комиссией.
Научным руководителям рекомендуется обратить внимание на следующие моменты:
1. Формулировки актуальности, целей и задач работы, научной новизны и практической значимости, содержащиеся во введении, должны быть четкими и не иметь двояких толкований. Аналогичным требованиям должны соответствовать выводы работы. На выполнение данных требований научному руководителю необходимо обратить особое внимание, поскольку часто введение и заключение становятся "визитными карточками" работы: именно на основе этих частей складывается мнение о работе в целом у рецензента и членов аттестационной комиссии. Важны также формулировки выводов, сделанных в конце каждого параграфа (вопроса). Они должны быть краткими, конкретными и вытекать из изложенного материала. Практика показывает, что многие студенты, получая важные результаты, часто "забывают" изложить эти результаты в выводах, а затем - на защите работы. Либо наоборот, формулируют выводы без достаточного их обоснования в тексте.
2. Руководителю следует тщательно проанализировать предложения, выдвигаемые студентом. Во многих работах предложения сводятся к призывам: "надо усилить...", "необходимо совершенствовать..." и т. д. Без разработки соответствующего механизма реализации таких предложений они выглядят голословными. Необходимо направить работу студента на то, чтобы выдвигаемые предложения были доведены до уровня конкретных методик, рекомендаций, разработок форм документов, компьютерных программ, формулировок нормативно-правовых актов. Необходимо, чтобы студент, внося предложение, предлагал несколько вариантов решения обозначенной проблемы, анализировал каждый из вариантов, выбирал оптимальный и не только прогнозировал положительные результаты использования выбранного варианта, но и предлагал мероприятия по минимизации рисков негативных последствий.
3. В процессе работы целесообразно предложить студенту проверить верность полученных в работе результатов, выступая на конференциях, обсуждая формулируемые предложения с практическими работниками. Это даст студенту опыт публичных выступлений, необходимый для защиты работы, и, главное, критические замечания оппонентов.
4. Научному руководителю обязательно следует ознакомиться с текстом будущего доклада студента, иллюстративным материалом, который будет демонстрироваться на защите и, в случае необходимости, внести коррективы. Следует обратить внимание на то, чтобы на защиту выносились наиболее значимые выводы. Кроме того, необходимо проанализировать последовательность обоснование защищаемых выводов и предложений, логику построения выступления в целом. Должна обеспечиваться взаимосвязь основных результатов, достигнутых в работе, и текста доклада с подготовленным иллюстративным материалом. Задачами научного руководства на данном этапе являются: во-первых, помочь студенту подготовить доклад и иллюстрации для защиты, а также представить лучшие стороны работы; во-вторых, психологически настроить его не на простое воспроизведение фрагментов работы, а именно на ее защиту.
5. В отзыве на работу следует обратить внимание на оценку соответствия личных характеристик выпускника требованиям государственного образовательного стандарта, таких как самостоятельность, ответственность, умение организовать свой труд и т. п.
ОБЩАЯ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Выпускная квалификационная работа включает в себя пояснительный текст и иллюстративные материалы.
Общий объем ВКР составляет 80—100 страниц компьютерного текста, включая приложения.
ВКР должна включать в указанной ниже последовательности:
- титульный лист;
- задание на ВКР;
- реферат;
- содержание (оглавление);
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- список используемой литературы;
- приложения.
Титульный листоформляется в соответствии с образцом, приведенным в прил. 5.
Рефератдолжен отражать основное содержание дипломного проекта. Заглавием служит слово «Реферат», написанное на отдельной строке. В реферате даются ключевые слова, сведения об объеме проекта, количестве иллюстраций (схем, чертежей, графиков, фотографий) и количестве таблиц. В основной части реферата отражается сущность выполненного проекта, даются краткие выводы относительно его эффективности и области применения полученных результатов. Объем реферата - 1 полная страница.
Для формирования сборника аннотаций ВКР каждый студент должен подготовить аннотацию в соответствии с требованиями, приведенными в прил. 6.
В содержании(оглавлении) последовательно перечисляют заголовки разделов (глав), подразделов (параграфов) и приложений и указывают номера страниц, на которых они помещены. Содержание должно включать все заголовки, имеющиеся в дипломном проекте (прил. 7).
Основная частьсостоит из введения, теоретического и методического раздела, общей характеристики объекта, анализа производственно-хозяйственной деятельности и системы управления конкретного объекта исследования, проекта мероприятий по совершенствованию управления персоналом в соответствии с выбранной темой дипломного проекта, социально-экономического обоснования проектных разработок и заключения. Обязательной частью основной части выпускной квалификационной работы являются иллюстративные материалы (чертежи, схемы, графики, таблицы), характеризующие основные выводы и предложения.
В список использованной литературывключают все использованные источники в алфавитном порядке. Сведения о книгах и статьях должны соответствовать правилам библиографического описания (прил. 8).
Приложениявключают вспомогательный материал, уточняющий основную часть проекта (промежуточные расчеты, таблицы вспомогательных цифровых данных, распечатки программных документов, используемых для расчетов).
Примерная типовая структура дипломного проекта выглядит следующим образом:
Таблица 1