Совокупное предложение

Макроэкономическое равновесие.

Макроэкономическое равновесие – это такое состояние национальной экономики, когда использование ограниченных производственных ресурсов для создания товаров и услуг и их распределение между различными членами общества сбалансированы, т.е. существует совокупная пропорциональность между:

- ресурсами и их использованием;

- факторами производства и результатами их использования;

- производством и потреблением;

- предложением и спросом;

- материально-вещественными и финансовыми потоками.

В экономической науке существует множество моделей макроэкономического равновесия, отражающих взгляды разных направлений экономической мысли на эту проблему:

Ф. Кенэ - модель простого воспроизводства на примере экономики Франции XVIII столетия;

К. Маркс - схемы простого и расширенного капиталистического общественного воспроизводства;

В. Ленин - схемы капиталистического общественного расширенного воспроизводства с изменением органического строения капитала;

Л. Вальрас - модель общего экономического равновесия в условиях действия законно свободной конкуренции;

В. Леонтьев - модель «затраты - выпуск»;

Дж. Кейнс - модель краткосрочного экономического равновесия;

Ж.Б.Сей - “теория сбыта”, с помощью которой обосновывается “гармоничность” капиталистического воспроизводства. Равновесность достигается путем обмена одних продуктов на другие.

Совокупный спрос.

Совокупный спрос (AD) ~ это ко­личество конечных товаров и услуг (реальный объем национального производства), которое потребите­ли, предприятия и правительство готовы купить по данной цене за определенный период. Составляющие совокупного спроса можно определить из основного макроэкономического тождества:

Y = C + I + G + Хn

Графически совокупный спрос можно представить в виде кривой совокупного спроса AD (рис. 1).

Совокупное предложение - student2.ru

Рис. 1 Кривая совокупного спроса (АD)

Если в микроэкономике нисходящий характер кривой спроса объяснялся эффектами дохода и замещения, то в макроэкономике выделяют следующие причины:

1. Эффект богатства (эффект Пигу).Он связан с такой состав­ляющей совокупного спроса, как конечное потребление (C+G):

• при повышении цен снижается покупательная способность де­нег. Население реально становится беднее и, соответственно, сокращает свои расходы, т.е. объем реального личного потребления (С) находится в обратной зависимости от изменения общего уровня цен;

• реальные государственные закупки (G)тоже будут сокращаться при росте цен, так как отдельные статьи расходов государственного бюджета определяются в номинальном денежном выражении.

2. Эффект процентной ставки (эффект Кейнса).При рассмотрении кривой совокупного спроса предполагается, что объем денежной массы в экономике не меняется. Тогда при увеличении цен спрос на деньги увеличивается, а это приведет к повышению процентной ставки. Рост процентной ставки в свою очередь способствует сокращению как потребительских расходов (С)— сокращается покупка товаров в кредит, так и инвестиций (I) — они находятся в обратной зависимости от уровня процентной ставки.

3. Эффект импортных закупок. При повышении цен спрос на отечественные товары сокращается (увеличивается спрос на импортные товары), т.е. следует ожидать увеличение импорта и сокращение экспорта (за рубежом также сократится спрос на наши подорожавшие товары). Чистый экспорт, как одна из составляющих совокупного спроса, уменьшится.

Таким образом, каждая из составляющих совокупного спроса изменяется в направлении, противоположном изменению общего уровня цен. Следовательно, можно утверждать, что и вся кривая совокуп­ного спроса должна иметь отрицательный наклон.

Совокупное предложение.

Графическим выражением связи между реально представляемым к продаже объемом национального производства и общим уровнем цен является кривая совокупного предложения AS. Она имеет вид восходящей кривой в краткосрочном периоде (рис. 2) и вертикальной прямой в долгосрочном периоде (рис. 3).

Совокупное предложение - student2.ru

Форма кривой совокупного предложения отражает изменение издержек производства на единицу продукции в условиях, когда меняются объемы национального производства. В современной экономической литературе выделяются три отрезка (рис. 4).

Совокупное предложение - student2.ru

Рис. 4. Форма кривой совокупного предложения в кейнсианской макроэкономической концепции

Классическая школа признает только вертикальную конфигурацию этой кривой. Сдвиг совокупного спроса в интерпретациях этих школ приводит к различиям в изменениях номинального и реального ВНП в производстве и занятости.

Влияние неценовых факторов на динамику совокупного предложения графически иллюстрируется сдвигом кривой AS (рис.5).

Неценовые факторы, влияющие на сдвиг кривых
AD AS
1.Изменения в потребительских расходах: а) благосостояние потребителей; б) ожидания потребителей; в) задолженность потребителей; г) налоги   2.Изменения в инвестиционных расходах: а) процентные ставки; б) ожидаемые прибыли от инвестиций; в) налоги с предприятий; г) избыточные мощности. 3.Изменения в государственных расходах 4.Изменения в расходах на чистый объем экспорта: а) национальный доход в зарубежных странах; б) валютные курсы 1.Изменение цен на ресурсы: а) наличие внутренних ресурсов; б) цены на импортные ресурсы; в) господство на рынке   2.Изменения в производительности. 3.Изменения в правовых нормах: а) налоги с предприятий и субсидии; б) государственное регулирование

Рис. 5. Неценовые факторы совокупного спроса и совокупного предложения

Экономическая модель совокупного спроса – совокупного предложения (AD|AS) позволяет понять, как различные факторы и смещение AD и AS влияют на макроэкономику, а государственная политика помогает сглаживать экономические колебания (рис. 6).

Совокупное предложение - student2.ru

Рис.6. Последствия изменения AD в кейнсианской теории

Наши рекомендации