Работа с рецензией и подготовка к защите курсовой работы
Руководитель может проверить курсовую работу в целом или каждую главу, введение, заключение отдельно. Решение о рекомендации работы к защите будет им принято после ее представления в полном объеме и исправлении недостатков.
Замечания руководителя могут быть разными: существенными или незначительными. Существенные замечания не должны оставаться без внимания студента. Они касаются, как правило, содержания самой работы. Например, недостаточная аргументация отдельных положений, нарушение логики изложения, отсутствие сопоставимости или систематизации статистических данных и т. п. Цель таких замечаний – совершенствование работы на основе имеющихся резервов. У студента не должно складываться впечатления, что преподаватель желает видеть в нем единомышленника и добивается отражения этого в курсовой работе. Он может иметь собственную позицию по исследуемой теме. Важно, чтобы она была представлена в аргументированном виде. Знание других теорий и их изложение обязательно. Если у студента нет собственной точки зрения, он может после анализа приведенных концепций присоединиться к одной из них, высказав дополнительную аргументацию в ее пользу. У студента может не быть никакой точки зрения по рассматриваемым вопросам, но в этом случае придется, аргументировано отвергнуть все имеющиеся, известные ему. Обычно руководитель не знакомит автора курсовой работы со своей концепцией, хотя они несут совместную ответственность за эту работу.
Незначительные замечания могут быть проигнорированы студентом. Например, незначительные ошибки и помарки в оформлении, неполное представление статистического материала и т.п. В этом случае руководитель может рекомендовать работу к защите, указав в устной или письменной рецензии, что в работе есть недостатки. Рассчитывать на высокую оценку курсовой работы в этой ситуации не приходится.
Независимо от характера высказанных замечаний (существенных или незначительных), руководитель должен ясно видеть реакцию студента на них. Не следует изымать из курсовой работы листы с этими замечаниями. Если без таких изъятий не обойтись, придется дополнительно на консультациях отчитаться по каждому замечанию. Работы без пометок преподавателя снимаются с защиты.
Работа, рекомендованная преподавателем к защите, возвращается автору. Она должна быть защищена до начала экзаменационной сессии. Время защиты устанавливается научным руководителем по согласованию со студентом.
Обычно под руководством одного преподавателя работают студенты разных групп, факультетов. Численность студентов у разных преподавателей разная. Курсовая работа каждым студентом в течение семестра выполняется по-разному. Получается так, что в конкретный момент времени студенты представляют руководителю работы, имеющие разную степень готовности. Время защиты курсовой работы одним студентом не зависит от состояния курсовых работ других студентов. Может быть организована защита и одной, и нескольких курсовых работ в установленное время.
Написанный экземпляр работы используется студентом для подготовки выступления, обдумывания возможных вопросов и ответов на них. До начала защиты он сдается комиссии. Члены комиссии знакомятся с содержанием работы, проверяют правильность оформления. После защиты работа сдается в архив кафедры.
В самом начале защиты студент выступает с докладом в течение 5-7 минут. Затем присутствующие на защите задают вопросы по рассматриваемой проблеме. Вопросы могут быть разного характера: строго по теме курсовой работы, по учебному материалу, по темам, связанным с исследованными в работе проблемами. В процессе защиты наибольшую трудность для студента представляют вопросы. Защищается курсовая работа по конкретной теме. У присутствующих и у автора работы могут быть разные взгляды на нее. Важно не растеряться при ответе на вопросы оппонента. Можно попросить разъяснить заданный вопрос. Разумеется, защите подлежит представленная курсовая работа. Обычно ответы на вопросы, поставленные непосредственно по работе, звучат достаточно убедительно.
Иногда вопросы задают студенты, работающие по другой теме и обнаружившие связь между ней и темой защищаемой курсовой работы. При подготовке к защите нужно иметь в виду, что могут быть заданы "пограничные" вопросы. Кроме того, следует повторить учебный материал, прочитать учебники, конспекты лекций по тем темам, которые имеют отношение к теме курсовой работы. Вопросы по учебному материалу не должны оставаться без правильных ответов.
Оценка курсовой работы проводится коллегиально. Любой студент, присутствующий на защите, имеет право высказывать свое мнение о работе, как и любой член комиссии – преподаватель кафедры "Экономическая теория". Обмен мнениями происходит по окончании выступлений и ответов на вопросы всех студентов, защищавших курсовые работы в этот день. Последним, выступает научный руководитель, он сообщает окончательную оценку курсовой работы. При этом оценка учитывает не только сам процесс защиты, но и качество выполненной курсовой работы, а также и процесс ее выполнения.
Оценка за курсовую работу не зависит от оценок по самой дисциплине "Экономическая теория". Экзаменационные оценки, оценки за контрольные работы могут существенно отличаться от оценки за курсовую работу. Это не означает наличия абсолютной независимости между разными видами работ. До тех пор, пока не будет защищена курсовая работа, студент не допускается до экзамена по дисциплине. Оценка, поставленная за курсовую работу, заносится в зачетную ведомость и в зачетную книжку.
Приложение А
Пример оформления титульного листа курсовой работы
по дисциплине "Экономическая теория"
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
"Ижевский государственный технический университет"
Кафедра "Экономическая теория"
Курсовая работа
по дисциплине "Экономическая теория"
на тему "Естественные монополии и государственное
регулирование их деятельности"
Выполнил: студент гр. 1-25-1
Н.В.Сергеева
Научный руководитель: к.п.н., доцент
М.В. Ярошенко
Ижевск – 2006
[1] Экономический журнал ВШЭ. Том 9, №2. – 2005. – С.278.
[2] Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. М., 1995. – С. 398.