Тема 8. Дж. М. Кейнс. Теория эффективного спроса
«Общая теория занятости, процента и денег». Сбережения и инвестиции, их взаимосвязь. Теория предельной склонности к потреблению и мультипликатора. Кейнсианские механизмы регулирования национальной экономики.
Вопросы для самопроверки изученного материала
1. Кейнсианская критика классических взглядов.
2. Методология кейнсианской теории.
3. Функции потребления и сбережения в кейнсианскоймодели.
4. Функция инвестиций.
5. Равновесный объем производства в кейнсианскоймодели.
6. Инвестиции и доход: эффект мультипликатора.
7. «Основной психологический закона» Дж. М.Кейса.
Тема 9. Экономические концепции монетаристов
Уравнение обмена И.Фишера.Теория денег М.Фридмена. Инструменты и методы монетаристской политики. «Денежное правило М.Фридмена». Монетаристские рецепты регулирования экономики.
Вопросы для самопроверки изученного материала:
1. Сравните уравнение обмена И.Фишера и кембриджскую формулу.
2. Факторы, определяющие спрос на деньги.
3. В чем смысл «Денежного правила М.Фридмена».
4. Роль и значение монетаризма в реформировании российской экономики.
Тема 10. Неолиберализм и социальное рыночное хозяйство
Экономическая и социальная философия неолиберализма. Теория экономических порядков В.Ойкена;основные положения, выводы. Учение об основных видах хозяйства. Социальное рыночное хозяйство. Реформы Л.Эрхарда. Концепция «спонтанного порядка» Ф.Хайека.
Вопросы для самопроверки изученного материала:
1. Какие факторы способствовалиуспеху реформ Л.Эрхарда.
2. Назовите основные отличительные черты социального рыночного хозяйства.
3. В чем состоитвзаимосвязь между политикой порядка иполитикой регулирования.
4. Как оценивают теоретики неолиберализма роль государства в экономике.
Тема 11. Ведущие представители отечественной экономическоймысли
А.В. Чаянов и формирование российскойшколы экономистов аграрников. Концепция семейно-трудового крестьянского хозяйства. Теория больших циклов (длинных волн) Н.Д. Кондратьева. Л.И. Юровский «Очерки по теории иены». Теория ипрактика проведения денежной реформы. Л.Н.Юровский: проблемы равновесия и стабилизации в переходной экономике. А.А.Богданов «Краткий курс экономической теории».
Вопросы для самопроверки изученного материала:
1. Взгляды А.В.Чаянова на эволюцию крестьянского хозяйства.
2. Теория развития крестьянской кооперации.
3. В чем состоитпрактическая ценность теории больших циклов Н.Д.Кондратьева.
Тема 12. Отечественная экономико-математическая школа
Методика В.К. Дмитриева исчисления полных затрат труда на производство продукции. Теоретические разработки Е.Е. Слуцкого.«Тектология» А.А. Богданова. Российская основа метода «затраты-выпуск» В.Леонтьева. Метод линейного программирования Л.В. Канторовича.
Вопросы для самопроверки изученного материала
1. Сущность метода линейного программирования Л.В.Канторовича.
2. Как согласно теории Е.Е. Слуцкого изменение цен и доходов влияют на потребительский спрос?
3. Какова связь между «Тектологией» А.А.Богданова и современной практикой управления бизнеса?
Тема 13. Институционализм
Основоположник институционализма Т.Веблен. Институционализм: предмет исследования, методология. Влияние институционализма на развитие экономической науки. Дж. Коммонс: правовые основы институционализма. У.Митчелл: проблема экономических циклов. Разработка проблем экономической составляющей в социальной сфере в работах Г. Беккера.
Вопросы для самопроверки изученного материала:
1.Понятия «институции» и «институты».Критика институциалистами неоклассиков.
3.Привычкиповедения, обычаи, мотивы поступков вработах Т.Веблена.
4. Основная идея работы У.Митчелла «Экономические циклы: проблема и ее постановка».
5. Понятие «человеческого капитала» в работе Г.Беккера «Человеческий капитал».
6. Экономический анализ преступности в работахГ.Беккера.
Тема 14. Современный институционализм
Дж. Гэлбрейт: технический детерминизм. Р.Коуз: теория прав собственности. Теория общественного выбора Дж. Бьюкенена. Ф.Перру: экономика доминирования. Постиндустриальное общество и общество «третьей волны».
Вопросы для самопроверки изученного материала:
1. Раскройте понятие «техноструктуры».
2. Раскройте понятия «полюса роста», «зоны роста».
3. В чем существо теории общественного выбора Дж. Бьюкенена?
4. Методы решения проблем «внешних эффектов» предложенные Р.Коузом.
Тема 15. Шведская (Стокгольмская школа)
Основатель шведской школы Кнут Виксель: теория распределения, эффект Викселя, модель кумулятивной инфляции. Модель взаимодействия экономических и социальных переменных Гуннара Мюрдаля. Работа Гуннара Мюрдаля «Азиатская драма».
Вопросы для самопроверки изученного материала:
1. Раскройте основные положения модели взаимодействия экономических и социальных переменных.
2. В чем суть концепции кумулятивного процесса?
3. Проблематика работы Гуннара Мюрдаля«Азиатская драма».
4. Эффект Виксселя.