Территориальное распределение инвестиционных проектов
№ п/п | Территория | Кол-во проектов | Объем инвестиций (млн. руб.) | Доля в объеме |
Владимир | 1 619,74 | 73,49% | ||
Ковров | 321,29 | 14,58% | ||
Александровский р-н | 74,00 | 3,36% | ||
Вязниковский р-н | 7,00 | 0,32% | ||
Гороховецкий р-н | 11,00 | 0,50% | ||
Петушинский р-н | 92,74 | 4,21% | ||
Округ Муром | 78,30 | 3,55% |
Анализ результатов мониторинга инвестиционной емкости региона за 1990-2005 годы показывает, что «традиционный» сектор экономики не рассматривает инвестора в качестве партнера по совместному ведению бизнеса. Этот сектор предпочитает финансировать производственно-хозяйственную деятельность за счет собственных средств кратко и долгосрочных кредитов.
По материалам настоящего параграфа можно сделать следующие выводы:
1) На основании исследования мировых тенденций можно рекомендовать долю инвестиций в валовом региональном продукте на уровне 22-25%.
2) Для обеспечения динамики экономической устойчивости в регионе необходимо постоянно совершенствовать технологии активизации инвестиционной деятельности, включающие в себя стимулирующее законодательство, систему приема и сопровождения капитала, а также комплекс мер по снятию административных барьеров на пути движения внешних заимствований.
3) "Традиционный" сектор, созданный в годы плановой экономики, все в большей мере перестает быть важным ресурсом для дальнейшего развития. Он не рассматривается инвестором для совместного ведения бизнеса, поэтому должен прогнозировать свое развитие за счет собственных средств, кратко- и долгосрочных кредитов.
4) В целях повышения устойчивости функционирования хозяйственной системы региона, рационального использования трудового потенциала и снятия социальной напряженности предстоит за счет внешних инвестиций ускоренными темпами создавать "новую" (замещающую) экономику, обеспечивающую высокие темпы экономического развития и решение накопившихся в регионах социальных проблем.
5.2. Роль кадрового ресурса в обеспечении устойчивого развития экономики региона [14]
Главные преимущества высокоразвитых стран связаны с их человеческим потенциалом, во многом зависящим от образования и профессиональной подготовки. По оценке специалистов Мирового банка, потенциал экономического развития передовых стран на 64% формируется человеческим капиталом и только на 20% - сырьевым; в России соотношение практически обратное – 14 и 72%. А ведь именно в этой сфере в значительной степени решаются вопросы обеспечения устойчивого экономического развития страны в средне- и долгосрочной перспективе. В связи с этим возрастает потребность общества в подготовленных, квалифицированных кадрах, специалистах нового поколения, способных решать неординарные задачи в сложных и противоречивых социально-экономических, социально-культурных, политических, духовных условиях. Новое время требует от кадров широкий спектр знаний, профессиональных умений и навыков, психологической готовности к работе в сложных условиях, мотивации достижений. Без специального образовательного сопровождения работа, которая раньше не делалась, просто не может быть выполнена.
Роль образования в России в решении задач перевода социально-экономической системы на принципы устойчивого развития заключается в:
· создании условий для повышения конкурентоспособности личности;
· развитии инновационной сферы;
· изменении структуры экономики в пользу наукоемких отраслей;
· формировании трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал страны;
· обеспечении социальной и профессиональной мобильности;
· формировании кадровой элиты общества, основанном на свободном развитии личности.
В связи с этим весьма актуальны:
· обеспечение доступности качественного общего образования;
· повышение качества профессионального образования;
· развитие современной системы непрерывного образования;
· повышение инвестиционной привлекательности сферы образования.
Проблема управления сбалансированной подготовкой кадров носит междисциплинарный характер, что обуславливает необходимость применения в её разрешении комплексных подходов с учетом экономических, юридических, социологических и других факторов.
Комплексный анализ научной литературы показал, что проблеме управления сбалансированной подготовкой кадров, выработки концепции её перспективного развития уделяется недостаточное внимание. Количество и качество публикаций не соответствует остроте и актуальности решения соответствующих проблем.
Для обеспечения качественного образования, его равной доступности для всех граждан необходима институциональная перестройка всей системы на основе эффективного взаимодействия образования с рынком труда. Для преодоления усиливающегося разрыва между содержанием образования, образовательными технологиями, всей структурой и инфраструктурой образовательной сферы, уровнем кадрового потенциала системы образования и потребностями инновационной экономики в новых условиях необходимо создать механизмы, позволяющие сокращать несоответствие качества образования предъявляемым к нему требованиям работодателей.
Проблема инерционности системы образования во многом связана с дефицитом преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации. Из-за низкого уровня заработной платы государственная система образования становится все менее привлекательной сферой профессиональной деятельности.
Проводимые в Российской Федерации реформы сопровождаются существенными потерями кадрового потенциала, прежде всего его физической, интеллектуальной, социальной и технико-технологической составляющей. Снижение физических характеристик кадрового потенциала связано с обнищанием многих категорий, ухудшением здоровья, уровня медицинского обслуживания. Произошло падение престижа профессиональных и высокоинтеллектуальных видов труда, уменьшение численности занятых в экономике и ее ведущих отраслях. Численность занятых в науке за 10 лет сократилась в 2,3 раза, многие высококвалифицированные кадры ушли работать на рынки, так как стал не престижен труд ученых. Ухудшается техническая вооруженность кадров.
Отсутствует связь между рынком образовательных услуг и потребностями рынка труда.[15] Исследованиями установлено, что главным препятствием для поступательного экономического роста российских компаний является недостаток квалифицированного персонала – от рабочих массовых профессий до высококлассных менеджеров разного уровня. [16]
Важно учитывать и демографическую ситуацию в стране. Экономика несет большие потери из-за состояния здоровья и преждевременной смерти работников. Потери ресурсов труда в предстоящие десятилетия, вызванные « демографическим ударом», обострят дополнительные риски для бизнеса и страны в целом. Необходима системная и согласованная работа на трех уровнях:
· Федеральном - долгосрочные стратегические решения, выработанные совместно властью и бизнесом при поддержке экспертного сообщества;
· региональном - консолидированные решения бизнеса и власти, а также добровольно принятые бизнес - сообществом;
· отдельных компаний - в русле интересов бизнеса и с учетом долгосрочных национальных и региональных стратегий развития трудового потенциала.
По оценкам экспертов, в ближайшие 20 лет численность трудоспособного населения в России резко снизится. Сокращение начнется с нарастающей интенсивностью после 2006 года. В предстоящее 20-летие в связи с выходом за пределы трудоспособного возраста и смертностью численность экономически активного населения сократиться на 50 млн. человек. [17]
Таблица 17