Тема 8. Государственная и негосударственная составляющие научно-технологического сектора экономики России. (сообщения (интерактивное занятие) – 1 час
План:
(вопросы для сообщений студентов по теме)
1. Основные современные точки зрения на роль и место государства в экономике.
2. Государственный и предпринимательский секторы в экономике России.
3. Государственные корпорации Росатом и Роснано и научно-технологический сектор экономики России.
4. Объединенные авиастроительная и судостроительная корпорации и их вклад в развитие экономики России.
5. Перспективы компаний «Газпром» и РЖД как открытых акционерных обществ с участием государства.
Тема 9. Особенности и специфика инновационной деятельности
в рыночной экономике. (Лекция – 1 час, дискуссия (интерактивное занятие) – 1 час.
Основополагающие международные принципы рыночного хозяйствования: комплементарность, приоритетность в финансировании государством, предконкурентный характер конечного результата. Специфика в осуществлении научной, научно-технической и инновационной деятельности применительно к этим принципам. Изготовление, применение, продажа и т. д. как вовлечение тех или иных объектов в хозяйственный оборот, их отличительные черты. Коммерческое и некоммерческое использование объектов.
Тематика дискуссий:
1. Двухмерная теория мотивации Ф. Херцберга.
2. Внедрение и инновационная деятельность: общее и отличительное.
3. Освоение результатов научно-технической деятельности в плановой экономике: стимулирующие и препятствующие факторы.
4. Механизмы и инструменты усиления первых и преодоления вторых.
5. Факторы, стимулирующие или же сдерживающие инновационную деятельность в рыночной экономике.
6. Национальные и международные институты и механизмы, определяющие возможности для осуществления инновационной деятельности.
7. Основные особенности, влияющие на инновационную деятельность в научно-технологическом секторе национальной экономики: наличие или отсутствие в нем крупных компаний, ориентированных на производство наукоемкой продукции, развитость или неразвитость научно-технической сферы и финансовой системы страны и т. д.
Тема 10. Инновационная политика и ее место в общей совокупности
различных видов политики. (сообщения (интерактивное занятие) – 1 час)
План:
(вопросы для сообщений студентов по теме)
1. Цели и задачи инновационной политики.
2. Субъекты инновационной политики и ее объекты.
3. Политика в научно-технической сфере и инновационная политика: общее и отличительное.
4. Взаимообусловленность национальных инновационной и промышленной политик.
5. Международные аспекты инновационной политики.
Тема 11. Механизмы и инструменты инновационной политики. (Лекция – 1 час, сообщения (интерактивное занятие) – 1 час)
План:
(вопросы для сообщений студентов по теме)
1. Основные направления в инновационной политике
2. Методы прямого и косвенного воздействия как инструментарий инновационной политики.
3. Государственная инновационная политика, ее субъекты и объекты.
4. Территориальные аспекты государственной инновационной политики.
5. Инновационная политика корпораций и других хозяйственных систем.
Тема 12. Нормативно-правовое обеспечение инновационной политики. (Круглый стол – 1 час) (интерактивное занятие).
План:
(проблемы, предлагаемые для обсуждения)
1. Действующая нормативно-правовая база инновационной политики в Российской Федерации: полнота, противоречия, пробелы и т. д.
2. Основные проблемы современной правоприменительной практики в постреформенной России.
3. Планы и намерения федеральных законодательных органов Российской Федерации по нормативно-правовому обеспечению инновационного развития национальной экономики: перспективность и обоснованность.
Тема 13. Ресурсное и инфраструктурное обеспечение инновационной политики.. (Лекции – 1 час, круглый стол (интерактивное занятие) – 1 час)
План:
(проблемы, предлагаемые для обсуждения)
1. Высшее и среднее профессионально-техническое образование и обеспечение инновационного развития экономики России кадрами высокой квалификации.
2. Отечественные и зарубежные источники финансовых ресурсов для инновационного развития российской экономики: проблемы и перспективы.
3. Основные направления укрепления в условиях современного состояния экономики России материальной базы научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Тема 14. Прогнозирование и программирование инновационно-технологического развития экономики и их экспертное обеспечение. (Лекция – 1 час, семинар – 1 час, сообщения (интерактивное занятие) – 1час.
План:
(вопросы для сообщений студентов по теме)
1. Сущность и содержание процесса прогнозирования, его основные виды и результаты.
2. Приоритеты научно-технической сферы страны и научно-технологического сектора ее экономики как результаты прогнозирования для этих областей жизнедеятельности общества.
3. Методология общего подхода к выбору приоритетов и его специфика и нюансы применительно к различным видам прогнозирования.
4. Программно-целевая реализация выбранных приоритетов и ее основные организационные формы в современной России.
5. Экспертные методы в осуществлении прогнозирования и роль экспертизы в формировании и реализации программ в рыночной экономике.