Олигополия как форма несовершенного рынка

Олигополия – это власть нескольких продавцов на рынке. Олигополи-стический рынок-это такой рынок,на котором большая часть выпускае-мой продукции производится небольшим количеством крупных фирм, каждая из которых достаточно велика для того, чтобы оказывать влияние на весь рынок в целом.

Власть над ценой субъектов несовершенного рынка в теории обычно рассматривают на примере олигополий, поскольку фирм в них немного. Для этого используется индекс Герфиндаля, который обозначается симво-лом Н. Формула подсчета индекса:

H = S2 + S2 + S2,

где: S - это доля фирмы в объеме продаж отрасли в процентах.

Например, в чистой монополии, где S = 100%, Н = 10 000, в дуопо-

лии - 5000.

Cтепень власти в олигополии зависит не столько от количества фирм, сколько от уровня доминирования некоторых из них(например,

если одна фирма захватила 70% рынка, а многочисленные другие - доли процента, значит, степень власти над ценой высокая).

Особенности конкуренции в олигополии заключаются в том, что она но-сит неценовой характер. Снижение цены как форма конкуренции невыгод-но, потому что быстро подхватывается другими и снижает общий уровень цен, поэтому больше используется реклама, борьба за качество, сервисное обслуживание клиентов.

Более того, чтобы удержать высокие цены, их согласуют методом ли-дерства в ценах,когда каждая фирма,устанавливая цену,ориентируетсяна фирму-лидера, крупную компанию. В свою очередь ценовой лидер учитывает интересы более мелких фирм, чтобы они имели возможности не снижать цены. Такое согласование обеспечивает стабильность прибыли.

Экономисты различают три типа олигополистического поведения:

тайную олигополию (сговоры); доминированную (захват рынка фирмой) и монополистическую конкуренцию.

109 59

Монополистическая конкуренция

Это нечто среднее между монополией и конкуренцией. С одной стороны таких фирм много, поэтому можно говорить о конкуренции. С другой сто-роны, продукция каждой из них имеет свою «изюминку», уникальность или как определил американский экономист Э.Чемберлин (1899-1967), это конкуренция с дифференциацией продукции, то есть продукция таких фирм однородна, но не взаимозаменяемая, содержит свою особенность.

Сейчас экономисты выделяют четыре вида дифференциации продукта: местоположение фирмы; различия в качестве продукта; уровень обслужи-вания; имидж товаров (с помощью рекламы, упаковки, престижных мага-зинов).

У фирм есть некоторая власть над ценой. Когда они приручили к себе потребителей-продавцов, то могут и поднять цену. Это фирменные кафе и т.д. Э. Чемберлин привлек внимание к тому, что отношения продавцов и покупателей зависят от характера продукта. Например, товары могут быть однородными, распространенными, уникальными. На уникальные товары спрос неэластичен по цене, то есть не зависит от цены. Эта уникальность - одна из форм барьеров на пути фирм, желающих проникнуть в отрасль.

Это позволяет снижать цены и за счет этого побеждать в конкуренции. В связи с этим, привлекательность крупного хозяйства стимулирует расши-рение производства. Правда, крупное производство имеет свои недостатки (плохо управляется).

Положительное и отрицательное влияние монополий на общество

Положительное влияние монополий на общество: а) экономия на масштабе производства,так как на крупном предприятии издержки наединицу продукции меньше, поэтому некоторые монополии для общества эффективны; б) упрощение управления экономикой страны, так как правительство делегирует монополиям управляющие полномочия, с не-многих легче спросить, поэтому они упорядочивают рынок, снижают риск в опасных отраслях, помогают распределять особо редкие и стратегиче-ские ресурсы, поэтому в США в годы Великой депрессии и в России после 1917 года шло принудительное картелирование; в) у монополий больше возможностей в НИР,т.к.они богаты.А от НИР зависит качество.По-этому от монополий общество получает качественный продукт; г) от бо-

гатства монополий зависит социальный прогресс,урбанизация,разви-тия сервиса; д) государственная монополия на особо доходные виды производства(производство алкоголя),пополняет казну,поэтому госу-

85%, в нашей области – 99%. От использования государственной собст-венности поступает всего 5-8% доходов.

Идеальный бюджет сбалансированный. Он может быть и профицитный, то есть доходы больше расходов, и дефицитный. Госбюджет бывает дефи-цитным из-за несобираемости налогов, роста государственных расходов (особенно военных), ошибок в управлении. Плохая собираемость налогов объясняется спадом производства и завышенными ставками налогов. Зави-симость поступлений в бюджет от налоговых ставок показывает кривая Артура Лаффера (современный американский экономист, родился в 1941

г.).

Кривая Лаффера

Олигополия как форма несовершенного рынка - student2.ru

Налоговая ставка

Поступления в бюджет

Рис. 15.

Сначала при увеличении налогов поступления в бюджет растут, а потом падают. По расчетам наших экономистов, оптимальные налоги – 34% от доходов, а фактически составляют 85%.

Бюджет – это всегда компромисс между различными социальными группами, которые представлены в законодательном органе избранными политиками. Ведь утверждение конкретных цифр бюджета – это не абст-рактные математические упражнения. При неизменных объемах расходов увеличение бюджетных выплат одним группам населения может осущест-вляться лишь за счет урезания других статей расходов. Как известно из теории общественного выбора, утверждение парламентом объема и струк-туры расходов и доходов находится под мощным давлением различных лоббистских групп, что нередко становится причиной принятия неэффек-тивных с общественной точки зрения решений.

Наши рекомендации