Ценообразование на мировом товарном рынке. Его отличие от национально-раночного

Мировая экономика как особая область научного знания. Основные концептуальные схемы мировой экономики.

В экономической литературе понятия «мировая экономика», «мировое хозяйство», «всемирное хозяйство» используются как синонимы. Мировой экономике можно дать широкое и узкое определение. По широкому определению, мировая экономика – это сумма всех национальных экономик мира, по узкому определению – это совокупность только тех частей национальных экономик, которые взаимодействуют с внешним миром (аналогично понятию торгуемых товаров и услуг). Наиболее распространено широкое определение.

Теория мировой экономики (МЭ) находится в стадии становления. Активно развиваться МЭ стала последние15 лет. Для того, чтобы определить, что МЭ является научной дисциплиной необходимо сформировать предмет мировой экономики. Предмет любой науки- это та область, которая входит ни в какие области.

Предметом мэ является множество функционирующих и взаимодействующих экономик. Оно необходимо было как этап понятия сути мэ. Происходит смещение О и S. 1-ое определение подходит если мы говорим об объекте. Оно не раскрывает особые отношения функционирования страновых экономик. В предмет мировой экономики должна входить вся хоз. жизнь человечества, как единое целое, которое осущ. в реальном масштабе времени. МЭ должна исследовать глубинные процессы, которые влияют на эконом. отношения, развития человечества. Наибольшими целями МЭ- стремление удовлетворить потребности человечества. Предметом явл. Выявление содержания и структуры жизненно необходимых потребностей человечества, на удовлет. которых направлена хоз. деятельность человечества. Предмет теории МЭ- выявление форм, в которых реализуется удовлетворение жизненных потребностей человечества.

Основные концептуальные схемы:

Основные представления о логике МЭ, как геопланетарной системы. Формирование такой системы не закончена, существует стихийное формирование этих схем.

Концепт. схемы- это теории, в которых описывается логика формирования и развития экономики за достаточно длительный период времени.

Концептуальные схемы:

1.Метропольно-колониальная схема, когда МЭ рассматривается взаимодействие стран метрополийна формирование колониальных систем и империй. В 70-е г. формируется 2-ая схема.

2. Эволиционно-формационная. Где можно выделить 2 течения:

-Классовая теория формационного развития

-Технико-производственная теория

3. Системно-мирохозяйственная схема, когда основной упор делается на анализе МЭ, как мирохозяйственной системы. Здесь можно выделить 2 направления

1. Производственно-страновое ( когда мы классифицируем страны)

2. Системно-социальное (МЭ рассматривается как соц. система, связанная с политическими отношениями.

4. Цивилизационная схема. 70-80-е г, особенно в 90-е.гг.

Внутри это схемы можно выделить 2 основных направления:

Либирально-гуманоцентрическая

Экологоцентрическая

Наиболее популярная до кризиса была либерально-гуманоцентрическая. На ней построена европейская экономика. В Европе популярна экологоцентрическая.

Мировой производст. кризис ставит под сомнение насколько либерально-гуманоцентрическая теория адекватна.

Представителиметропольно-колониальной схемы-Гопсон.

Карл Кауцкий ультраимпериализм.

Смысл: нац. капитал не в состоянии реализовать себя в пределах границ, со временем между странами возникает союз импералистических стран.

Представители теории эволюционной формации. Представлена марксисткой теорией, где они делили весь мир на пролетариев и обеспеченных людей.

Одна соц. формация сменяется другой. МЭ это движение от менее развитых соц. положений к развитым социальным положениям.

Разновидностью социально-экономической формации:

теория стадий экономического роста(У. Ростоу.),

теория единого индустриального развития,

новые индустриальные общества.

Цивилизационное направление: основано на либеральном гуманоцентризме.

Идея: Высшей ценностью является свобода человечества, соц. справедливость и активная борьба с негативными явлениями. Экологоцентрическое направление начинает отрицать, человечеству необходимо сохранение внешней природной среды, то есть снижать нагрузку, путем снижения численности населения.

Ценообразование на мировом товарном рынке. Его отличие от национально-раночного.

МТ предполагает, что контрагенты принадлежат к разным государствам.. => Возникает три основных проблемы в ценообразовании. 1. Проблема цены определяется производителем с целью реализации продукции за границу => нужно учитывать предпочтения и уровень доходов потребителей в другой стране. Фирме необходимо учитывать свои внутренние затраты и затраты конкурентов, т.е. международную конкуренцию. 2. Товар, обладая ценой пересекает границу => в цену закладываются затраты на перевозку через границу, нужно учитывать Инкотермс. 3. В МТ существуют мировые цены в качестве эталона. Здесь возможны 2 ситуации: либо фирма ориентируется на мировые цены, либо она настолько крупная, что сама их формирует.

Мировые цены – это средневзвеш. уровень цен, по кот товар реализуется на МР на общепринятых условиях платежа и поставки в усл конкретно склад-ся конъюнктуры МР. Признаки:1)Э и И цены, формир-ся в обычных торг-х усл-х; 2) сделка должна быть достаточно масштабной, регулярные сделки;3)цена должна быть выражена в СКВ.4)цены на рынказ, кот рег-ся свободным торгово- полит-м режимом

Субъекты:1) ТНК; 2) Нац гос-ва(РосОборонЭкспорт и др); Биржи (L, NY); 3) Картели; 4) Межд-ые эк-ие орг-ии.

В формировании цен в МТ четко выделяют две большие товарные группы:

ü сырьевые товары (энергоносители, минеральное и с/х сырье, некоторые виды продовольственной продукции, металлы и др)

ü готовые изделия ( практически все остальные товары, где преобладает продукция обрабатывающей промышленности, в частности машиностроения)

В целом, принципы и методы ценообразования на мировом рынке те же, что и на национальных рынках. Все методы ценообразования могут быть разделены на три основные группы, в зависимости от того, на что в большей степени ориентируется фирма-производитель или продавец при выборе того или иного метода: 1) на издержки производства — затратные методы (метод полных издержек, метод прямых затрат, метод предельных издержек, метод на основе анализа безубыточности, метод учета рентабельности инвестиций, метод надбавки к цене) 2) на конъюнктуру рынка — рыночные методы; Они делятся еще на методы с ориентацией на потребителя и методы с ориентацией на конкурентов. 3) на нормативы затрат на технико-экономический параметр продукции — параметрические методы (метод удельных показателей, метод регрессионного анализа, агрегатный метод)

Особое внимание нужно обратить на трансфертные цены. Их суть в корне отличается от обычных рыночных цен на товары. Трансфертные цены зависят от политики, проводимой ТНК, ее интересов и стратегий. ТНК могут существенно занижать или завышать цены по сравнению с ценами аналогичных товаров # в целях уменьшения налогообложения.

Цена во внешнеторговом контракте является главным фактором определения экономической эффективности внешнеторговой сделки.

Виды мировых цен:

Справочные цены – имеют самую высокую достоверность, публик-ся в различных официальных справочниках. Закупочные цены – вид оптовых цен, по которым в ряде стран осуществляется закупка с/х продукции у гос, кооперативных и частных с/х предприятий. Биржевые/внебирж-е цены (котировки). Цены каталогов (прейскурантная)– разновидность цен, применяемых как во внутренней, так и внешней торговле (особенно на машины и оборудование Цены фактических сделок – цены купли-продажи продукции, фиксируемые сторонами в контракте. Достоверны, но малодоступны, т.к являются коммерческой тайной. Цены аукционов. Средние экспортные и импортные цены. Основаны на данных внешнеторговой статистики.

Наши рекомендации