Трудоёмкость дисциплины и форма аттестации

Цель и задачи дисциплины

Конечная цель изучения дисциплины «Экономика предприятия» – формирование у студентов умения востребовать и использовать ее научное содержание в качестве методологического, теоретического и технологического средства разрешения междисциплинарных и профессиональных ситуаций, обоснования и выполнения целевых видов познавательной и профессиональной деятельности, обеспечение рационального хозяйствования предприятий (организаций) как субъекта хозяйствования. Полученные студентами знания и умения должны позволить структурировать и решать экономические проблемы предприятий (организаций) и, таким образом, обеспечивать конкурентоспособность предприятий (организаций), их устойчивое и долговременное развитие.

Задачи, обеспечивающие достижение цели:

– формирование у студентов системы теоретических знаний и практических навыков в области экономики предприятий (организаций);

- воспитание у студентов потребности в использовании содержания дисциплины и выработка целостной картины процесса решения профессиональных задач, системного мышления, умения видеть, как данная дисциплина вплетена в противоречивую систему интерактивных отношений и взаимодействий с другими дисциплинами в ходе целостного решения профессиональных задач;

- стимулирование студентов к самостоятельной деятельности по освоению дисциплины и формированию необходимых компетенций.

Место дисциплины в структуре ОПП направления подготовки

Дисциплина входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла направления подготовки 190600.62 – Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов, профиль – «Автомобили и автомобильное хозяйство» (Б.1.8.). Изучается студентами очной формы обучения в шестом семестре, студентами заочной формы обучения – в седьмом и восьмом семестрах, студентами заочной ускоренной формы обучения – в пятом и шестом семестрах. Данная дисциплина основывается на приобретённых знаниях по экономической теории, экономике отрасли, маркетинге. Знания, полученные в процессе изучения дисциплины «Экономика предприятия», используются при изучении дисциплины производственный менеджмент, а также при прохождении производственной практики и выполнении выпускной квалификационной работы.

Требования к результатам освоения дисциплины

В процессе изучения дисциплины «Экономика предприятия» студенты направления подготовки 190600.62 – Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов, профиль – «Автомобили и автомобильное хозяйство» формируют и демонстрируют профессиональные компетенции (ПК), представленные в таблице 1.

Таблица 1. – Компетенции, формируемые дисциплиной «Экономика предприятия»

Перечень компетенций Содержание компетенций
ПК-27 Готов к проведению в составе коллектива исполнителей технико-экономического анализа, поиска путей сокращения цикла выполнения работ
ПК-30 Способен в составе коллектива исполнителей к оценке затрат и результатов
ПК-34 Владеет знаниями экономических законов, действующих на предприятиях сервиса и фирменного обслуживания, их применения в условиях рыночного хозяйства страны

Декомпозиция компетенций в результаты освоения дисциплины «Экономика предприятия» по направлению подготовки 190600.62 – Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов, профиль – «Автомобили и автомобильное хозяйство» представлена в таблице 2.

Таблица 2. – Декомпозиция компетенций в результаты освоения дисциплины «Экономика предприятия»

Владение знаниями Обладание умениями Владение
Знает: - профессиональную экономическую терминологию; - формирование и использование денежных накоплений предприятия; основных фондов; - принципы финансирования и кредитования капитальных вложений (инвестиций); - системы финансирования и кредитования оборотных средств предприятия; - финансовое планирование. Умеет: - проводить укрупнённые расчёты затрат на производство и реализацию продукции; - выполнять экономические расчёты и обоснования; - определять финансовые результаты деятельности предприятия; - проводить анализ и разрабатывать рекомендации по повышению эффективности функционирования предприятия (коммерческой фирмы).   Владеет: - экономической терминологией, лексикой и основными экономическими категориями; - методами учёта и анализа финансовых результатов деятельности предприятия; - методами учёта основных средств и нематериальных активов предприятия; - методами финансового анализа выполнения производственных программ по техническому обслуживанию, ремонту и техническому сервису транспортных и технологических машин и оборудования отрасли; - методами экономических исследований в области профессиональной деятельности.  

4 Структура и содержание дисциплины

Трудоёмкость дисциплины и форма аттестации

Полная трудоёмкость дисциплины для студентов очной формы обучения составляет 3 зачётных единиц (ЗЕ). Учебная работа в шестом семестре предполагает:

- аудиторные занятия (36часов) в виде лекций (Л), практических занятий (ПЗ), аудиторной самостоятельной работы студентов (СРС);

- внеаудиторную самостоятельную работу студентов (36 часов);

- аттестацию в виде экзамена (1 ЗЕ).

Распределение учебной работы и трудоёмкость дисциплины для студентов очной формы обучения отражены в таблице 3.

Таблица 3 – Распределение учебной работы по семестрам и трудоёмкость дисциплины. Очная форма обучения

Учебная работа (УР) Трудоемкость – всего Распределение трудоёмкости по семестрам – 6 семестр
Полная трудоёмкость дисциплины в зачётных единицах (ЗЕ) – всего, в том числе: - экзамен           +  
Распределение трудоёмкости дисциплины по видам УР в академических часах (АЧ): · аудиторная: - лекции - практические занятия - в том числе аудиторная СРС · внеаудиторная: - внеаудиторная СРС     + + + +
Аттестация: - экзамен         +  

Полная трудоёмкость дисциплины для студентов заочной формы обучения составляет 3 зачётных единиц (ЗЕ). Учебная работа в седьмом семестре предполагает:

- аудиторные занятия (2 часа) в виде лекций (Л);

в восьмом семестре:

- аудиторные занятия (6часов) в виде лекций (Л) и практических занятий (ПЗ);

- внеаудиторную самостоятельную работу студентов (64 часа);

- аттестацию в виде экзамена (9 часов; 0,25ЗЕ).

Распределение учебной работы и трудоёмкость дисциплины для студентов заочной формы обучения отражены в таблице 4.

Таблица 4 – Распределение учебной работы по семестрам и трудоёмкость дисциплины. Заочная форма обучения

Учебная работа (УР) Трудоемкость – всего Распределение трудоёмкости по семестрам – 7*/8 семестры
Полная трудоёмкость дисциплины в зачётных единицах (ЗЕ) – всего, в том числе: - экзамен       0,25 -/3     -/+  
Распределение трудоёмкости дисциплины по видам УР в академических часах (АЧ): · аудиторная: - лекции - практические занятия - в том числе аудиторная СРС · внеаудиторная: - внеаудиторная СРС   -   2/4 -/2 -/- -/91
Аттестация: - экзамен         -/+  

* - установочная сессия

Полная трудоёмкость дисциплины для студентов заочной ускоренной формы обучения составляет 3 зачётных единиц (ЗЕ), в том числе переаттестация 1 зачётная единица. Учебная работа в пятом семестре предполагает:

- аудиторные занятия (1час) в виде лекций (Л);

в шестом семестре:

- аудиторные занятия (3 часа) в виде лекций;

- внеаудиторную самостоятельную работу студентов (59 часов);

- аттестацию в виде экзамена (9 часов; 0,25 ЗЕ).

Распределение учебной работы и трудоёмкость дисциплины для студентов заочной ускоренной формы обучения отражены в таблице 5.

Таблица 5 – Распределение учебной работы по семестрам и трудоёмкость дисциплины. Заочная ускоренная форма обучения

Учебная работа (УР) Трудоемкость – всего Распределение трудоёмкости по семестрам – 5*/6 семестры
Полная трудоёмкость дисциплины в зачётных единицах (ЗЕ) – всего, в том числе: - переаттестация - экзамен       0,25 -/2     -/+ -/+  
Распределение трудоёмкости дисциплины по видам УР в академических часах (АЧ): · аудиторная: - лекции - практические занятия - в том числе аудиторная СРС · внеаудиторная: - внеаудиторная СРС   - -   1/3 -/- -/- -/95
Аттестация: - экзамен         -/+  

* - установочная сессия

Содержание дисциплины

Структурно дисциплина «Экономика предприятия» для студентов очной формы обучения включает - аудиторную работу (чтение лекций, проведение практических занятий, аудиторную самостоятельную работу студентов) и внеаудиторную самостоятельную работу студентов. Для студентов заочной и заочной ускоренной форм обучения дисциплина «Экономика предприятия» включает - аудиторную работу (чтение лекций и проведение практических занятий для студентов заочной формы обучения, чтение лекций – для студентов заочной сокращённой формы обучения) и внеаудиторную самостоятельную работу студентов.

В сводномвиде сведения о темах дисциплины, трудоёмкости по видам учебной работы в академических часах, семестре, номере недели, баллах порогового и максимального рейтинга и рекомендуемые источники для студентов дневной формы обучения представлены в таблице 6. Сведения о распределении трудоёмкости по внеаудиторной самостоятельной работе студентов заочной и заочной ускоренной форм обучения представлены в таблице 7.

Таблица 6 – Календарный план изучения дисциплины «Экономика предприятия». Очная форма обучения

Раздел (тема) Се-местр № недели Л/ПЗ* Трудоёмкость по видам УР, АЧ Баллы рейтинга Рекоменду-емые источники
Л ПЗ Ауд. СРС Вне ауд. СРС По-ро-го-вый (90) Мак-си-маль-ный (150)
Введение в дисциплину «Экономика предприятия» Л-введе-ние (0,6) и т.1(0,4) ПЗ-1(1)   0,6            
Раздел 1 Предприятие в условиях рыночной экономики Тема 1. Предприя- тие как субъект хозяйствования     Л-т.1(0,6) и т.2(0,4) ПЗ-2(1)   1,0   1,0   0,95   2,9             1, 2, 3, 4 – ОЛ; НЛ – 2, 14, 17; ДЛ – 3,6,7,9
Раздел 2.Ресурсное обеспе-чение предприя-тия (темы 2-6) Тема 2. Состав и роль экономичес-ких ресурсов предприятия         Л-т.3(1) ПЗ-2(1)     0,4       0,6     1,2             1,2,3,4 – ОЛ; ДЛ – 3,7,9
Тема 3. Основные фонды и нематериальные активы предприятия Л-т.3(0,6) и т.4(0,4) ПЗ-2(1) 1,6 3,0 0,95 2,9 1,2,3,4 – ОЛ; НЛ – 13; ДЛ- 3,5,6,7,8,9
Тема 4. Оборотные средства предприятия Л-т.4(0,7)и т.5(0,3) ПЗ-3(1) 1,1 2,0 0,95 2,9 1,2,3,4 – ОЛ; ДЛ – 3,5,6,7,8,9
Тема 5. Персонал предприятия Л-т.5(0,6) и т.6(0,4) ПЗ-3(1) 0,9 1,0 0,95 2,9 1,2,3,4 – ОЛ; ДЛ – 3,5,6,7,8,9
Тема 6. Финан-совые ресурсы предприятия и финансирование бизнеса Л-т.6(0,6) и т.7(0,4) ПЗ-4(1) 1,0   0,95 2,9 1,2,3,4 – ОЛ; ДЛ – 3,7,8
Раздел 3.Экономические затраты и резуль- таты предприятия (темы 7-10) Тема 7. Затраты предприятия и себестоимость продукции (услуг)     Л-т.7(1) ПЗ-5(1)   2,0   3,0   0,95   2,9       1,2,3,4 – ОЛ; НЛ –5,13,19; ДЛ – 3,5,6,7,8,9
Тема 8. Формиро-вание цен на продукцию (услуги) предприятия Л-т.7(0,6) и Т.8(0,4) ПЗ-5(1) 1,0   0,95 2,9 1,2,3,4 – ОЛ; ДЛ – 3,6,7,8
Тема 9. Финансовые результаты деятельности предприятия Л- т.8(0,6) и т.9(0,4) ПЗ-5(1) 1,2 2,0 0,95 2,9 1,2,3,4 – ОЛ; НЛ- 5; ДЛ – 3,6,7,9
Тема 10. Налогообложение предприятий Л- т.9(0,8) и т.10 (0,2) ПЗ-6(1) 1,2   0,95 2,9 1,2,3,4 – ОЛ; НЛ- 3,4,5,6,7,8,9,10,19,20; ДЛ- 7
Раздел 4. Планирование и развитие предприятия (темы 11-13) Тема 11. Планирование на предприятии       Л- т.10(1) ПЗ-6(1)   1,5   1,0   0,95   2,9       1,2,3,4 – ОЛ; ДЛ – 1,3,6,7,8
Тема 12. Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия Л- т.11(1) ПЗ-7(1) 2,5 3,0 0,95 2,9 1,2,3,4 – ОЛ; ДЛ – 3,5,6,7,8,9
Тема 13. Аналитическая деятельность на предприятии и оценка экономической эффективности деятельности предприятия Л- т.11 (0,5) и т. 12 (0,5) ПЗ-8(1) 2,0 2,0 0,95 2,9 1,2,3,4 – ОЛ; НЛ- 11,12,15; ДЛ – 2,3,4,7
  Л- т.12(1) ПЗ-8(1)              
  Л- т.12(1) ПЗ-8(1)              
  Л- т.13(1) ПЗ-9(1)              
  Л- т.13(1) ПЗ-9(1)              
Итого      

*Нумерация ПЗ соответствует сведениям, содержащимся в разделе 4.2.2. данной рабочей программы

Таблица 7. – Сведения о распределении трудоёмкости внеаудиторной самостоятельной работы по разделам и темам для студентов заочной и заочной ускоренной форм обучения

Раздел (тема) № семестра Заочная форма обучения/ Заочная ускоренная форма обучения Трудоёмкость внеаудиторной самостоятельной работы, АЧ
Заочная форма обучения Заочная ускоренная форма обучения
Введение в экономику предприятия 7/5
Раздел 1 Предприятие в условиях рыночной экономики Тема 1. Предприятие как субъект хозяйствования     8/6         7,5     7,5
Раздел 2.Ресурсное обеспечение предприятия (темы 2-6) Тема 2. Состав и роль экономических ресурсов предприятия   8/6     1,0   1,0    
Тема 3. Основные фонды и нематериальные активы предприятия 8/6 7,5 8,0
Тема 4. Оборотные средства предприятия 8/6 7,5 8,0
Тема 5. Персонал предприятия 8/6 7,5 8,0
Тема 6. Финансовые ресурсы предприятия и финансирование бизнеса 8/6 7,5 8,0
Раздел 3.Экономические затраты и результаты предприятия (темы 7 – 10) Тема 7. Затраты предприятия и себестоимость продукции (услуг)   8/6   7,5     8,0
Тема 8. Формирование цен на продукцию (услуги) предприятия 8/6 7,5 7,5
Тема 9. Финансовые результаты предприятия 8/6 7,5 7,5
Тема 10. Налогообложение предприятий 8/6 7,5 8,0
Раздел 4.Планирование и развитие предприятия (темы 11 -13) Тема 11. Планирование на предприятии     8/6     7,5     7,5
Тема 12. Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия 8/6 7,5 8,0
Тема 13. Аналитическая деятельность на предприятии 8/6 7,5 8,0
Итого  

Содержание теоретических занятий

Наши рекомендации