Налоговая система России

Переход России к новым, рыночным условиям потребовал и новой налоговой политики, нового налогового законодательства. К основным его принципам можно отнести следующие: активная поддержка предпринимательства, целостность системы налогообложения, ее простота, механизм защиты от двойного налогообложения, строгое и четкое разграничение налогов по уровням управления, учет национальных и территориальных интересов. Налоговые льготы в новой системе должны предоставляться по следующим основным направлениям: со-ци&гьная сфера, стимулирование научно-технического прогресса, защита окружающей среды.

Действующий в Российской Федерации закон об основах налоговой системы определяет не налоги, а организацию налоговой системы, понятия «налог», «сбор», «пошлина», «плательщики», «налоговые обязательства» и другие обязательства налогоплательщиков и налоговых служб, распределение налогов по бюджетам разного уровня. Зачем это сделано?

Раньше в нашей стране все налоговые поступления шли в центр. И только потом они вновь распределялись по регионам через бюджет. В результате местное руководство порой оказывалось без средств. Это не давало ему возможности решать даже элементарные проблемы Если же поручить собирать налоги не центру, а местным властям, то тогда без средств может оказаться уже центр, что сделает финансово необеспеченной его работу.

Зарубежный опыт показывает, что наиболее рационально это противоречие разрешает выделение и жесткое закрепление за администрацией каждого уровня определенных налогов с тем, чтобы средства, обеспечивающие ее деятельность, непосредственно поступали в соответствующую казну. В соответствии с этим к федеральным налогамотносятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на доходы банков, страховых обществ, на операции с ценными бумагами, таможенные пошлины, подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий, подоходный налог с физических лиц, налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.

К республиканским налогам(налогам краев, областей, автономных образований) отнесены налог на имущество предприятий, республиканские платежи за пользование природными ресурсами, лесной доход.

К местным налогамотносятся: налог на имущество физических лиц, земельный налог, сбор за право торговли, целевые сборы с населения и предприятий всех организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство и другие цели. Важно отметить, что предельная величина этих налогов ограничена законодательно.

Налоговая система России практически создается заново, поэтому она еще несовершенна, нуждается в улучшения и в ближайшее время не может быть стабильной. Более того, конкретные размеры перечисленных, а также других налогов меняются и будут меняться даже в условиях стабилизации налоговой системы, ибо налоги — гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику. Однако сегодня требуется не простое изменение налоговых ставок, а кардинальная налоговая реформа, стимулирующая деятельность производителя. Можно сформулировать основные требования,

предъявляемые к налоговой системе страны в настоящее время-

а) равные доходы при равных условиях их получения долж-

ны облагаться одинаковым по величине налогом, с равных доходов при разных условиях их получения должны взиматься разные налоги;

б) ставки налогообложения должны быть едиными для всех
предприятий, независимо от формы собственности, и для всех
граждан, независимо от видов деятельности (при равенстве по
лученных доходов);

в) система налогов должна быть комплексной, т. е. опи
раться на различные способы налогообложения (подоходное,
поимущественное и т. п.) при умелом их сочетании;

г) сочетание стабильности и гибкости налоговой системы
должно обеспечить своевременное воздействие на экономичес
кие интересы участников общественного производства;

д) единая налоговая ставка должна дополняться системой
налоговых льгот, носящих целевой и адресный характер. Дей
ствие льгот должно наступать автоматически при выполнении
условий, установленных законом.

Система налогообложения должна опираться на достижения науки и опыт зарубежных стран, строиться на сходных принципах в соответствующей ситуации.

Декларация о доходах

Принципиально новым и важным для экономики нашей страны является введение в качестве объекта налогообложения всего дохода, полученного гражданами за весь календарный год, представленного в виде «декларации». Законом о подоходном налоге предусматривается обязанность граждан вести учет получаемых ими в течение года доходов, места их получения, учет расходов, связанных с получением таких доходов. В подоходном налоге с физических лиц использован прогрессивный метод обложения' вместе с ростом дохода плательщика возрастает и процент взимаемого с него налога Вместо прямых льгот по налогу введены вычеты из облагаемого налогом совокупного дохода сумм, кратных размеру минимальной месячной оплаты труда, — в зависимости от категорий граждан и сумм доходов.

Декларация о совокупном доходе предусматривает: сообщение гражданином сведений о всех своих доходах, полученных им в течение года, произведенных расходах, свя-

занных с получением этих доходов, а также о суммах удержанных налогов с этих доходов у источников выплат доходов или уплаченных авансом;

сведения о вычетах, на которые имеет право гражданин;

сведения о фактическом совокупном доходе за отчетный год, подлежащем налогообложению и облагаемом доходе, который предполагается получить в следующем году;

расчет подоходного налога, причитающегося с совокупного годового дохода, причем расчет производится как самим гражданином, так и налоговой инспекцией.

Лучший способ сэкономить на уплате налогов законным способом — хорошо знать, что не включается в декларацию.

Подается декларация в налоговую инспекцию не позднее 1 апреля следующего за отчетным года.

Главная обязанность налоговой инспекции — взимание налогов и других обязательных платежей в бюджет. Законом ей дано право проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, право требовать необходимые документы, изымать их в случае уклонения от уплаты налогов, проверять достоверность данных об источниках получения средств, применять к недисциплинированным налогоплательщикам финансовые санкции. Уклонение от уплаты налогов всегда было заманчиво для предпринимателей, однако при этом нужно хорошо представлять себе цену уклонения от налогов: она не должна быть больше самого налога.

Недавно принят Закон о налоговой полиции. Это еще один инструмент, с помощью которого государство будет пресекать правонарушения и преступления в области налогового законодательства. Налоговая полиция наделена широкими полномочиями. Она может вести оперативно-розыскную деятельность, внедрять своих агентов в коммерческие и другие структуры в том случае, если есть обоснованные подозрения в нарушении налогового законодательства.

Аудит— специфическая форма финансового контроля за Деятельностью предприятий, фирм, организаций в форме независимых ревизий бухгалтерской отчетности. Аудиторские проверки проводятся по желанию клиента на коммерческой

основе высококвалифицированным инспектором Аудитор — независимый эксперт — анализирует состояние бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля, устанавливая соответствие финансово-хозяйственных операций законодательству, достоверность отчетности Ни один предприниматель, ни один банк за рубежом не станет сотрудничать с новым для него партнером, если у него нет балансового отчета, завизированного аудитором По желанию клиента аудитор может не только проанализировать хозяйственную и финансовую деятельность его предприятия, но и дать консультации, рекомендации, позволяющие улучшить деятельность предприятия, повысить эффективность его работы за счет выявления внутрихозяйственных резервов, ликвидации потерь, уменьшения непроизводительных расходов В условиях перехода к рыночным отношениям в нашей стране слабость бухгалтерских кадров на предприятиях ведет к росту спроса на услуги аудиторской службы, способной помочь избежать неприятностей с налоговой инспекцией, уплаты штрафов и т п Если аудитор завизировал неверно составленный документ с ошибочно указанной суммой налоговых платежей, то разницу в бюджет доплачивает он сам, а не пр дцприятие

Раздел V

Наши рекомендации