Определение оптимальной прибыли в условиях чистой монополии

Рыночная ситуация, при которой на рынке действует только один продавец какого-либо товара или услуг, называется чистой монополией.

Монополист функционирует на рынке один, поэтому кривая спроса для фирмы идентична кривой спроса для всего рынка. На (рис.2.14) показано, что в верхней части кривой спроса количество продукции, которую может продать монополист, увеличивается по мере того, как цена падает. Это происходит благодаря тому, что спрос в этой части кривой эластичен. Но дальнейшее продвижение по кривой вниз, где спрос становиться неэластичным, не приводит к увеличению продажи по мере падения цены.

Монополист ведет себя не так, как фирма конкурент, он не подстраивается к цене, а выбирает комбинацию «цена – количество», т.е. ищет доходную цену. Поэтому фирму монополиста иногда называют «искателем цен». Рассмотрим поведение фирмы, которая является простой монополией: Это значит, что в каждый конкретный момент времени она продает свою продукцию по одной и той же цене всем своим покупателям.

Предполагается, что монополист узнает свойства кривой спроса интуитивно, методом проб и ошибок.

В зависимости от графика спроса находится валовой доход фирмы (рис.2.15).

Разная эластичность спроса объясняет эффект «холма дохода». Кривая валового дохода идет вверх, пока спрос эластичен, а затем, когда спрос становиться неэластичным, поворачивает вниз, поскольку величина валового дохода равняется произведению цены на объем проданной продукции.

Определение оптимальной прибыли в условиях чистой монополии - student2.ru

Определение оптимальной прибыли в условиях чистой монополии - student2.ru Предельный доход, определяемый как дополнительный доход от продажи дополнительной единицы товара, у монополиста всегда остается ниже цены (рис.2.16). Это объясняется тем, что монополия должна понизить цену, чтобы повысить продажу, поэтому предельный доход становиться меньше цены для каждого уровня продажи.

P

Кривая спроса монополиста

Предельный доход

Рис.2.16.

Снижение цены относиться не только к дополнительно проданной продукции, но и ко всему объему продажи. Но будет ли максимальный объем выручки наилучшим с точки зрения фирмы? Фирму интересует не величина выручки сама по себе, а прибыль, получаемая как разница между общей выручкой и издержками. Поэтому для нахождения оптимального объема выпуска продукции для фирмы-монополиста необходимо совместить кривую общей выручки и валовых издержек. На (рис.2.17.) видно, что при малых выпусках продукции в результате высоких постоянных издержек прибыль отрицательна. В диапазоне средних размеров выпуска, когда издержки растут более медленными темпами благодаря экономии на массовом производстве, а общая выручка увеличивается вследствие эластичности спроса, прибыль положительна. При дальнейшем наращивание объема выпуска прибыль опять отрицательна. Это связано с тем, что общие издержки увеличиваются более высокими темпами, поскольку начинает действовать закон убывающей отдачи. В это же время валовая выручка начинает падать в результате неэластичного спроса.

 
  Определение оптимальной прибыли в условиях чистой монополии - student2.ru

Определение оптимальной прибыли в условиях чистой монополии - student2.ru

Q
-
Рис.2.17.

Наши рекомендации