ЮАНЬ И ИЕНА В ВАЛЮТНОЙ АРХИТЕКТУРЕ АЗИИ Автор: С. Ноздрев
Мировой финансовый кризис и возможные перспективы ослабления позиций ключевых валют усилили внимание к построению новой финансовой архитектуры, включая создание многополярной валютной системы. Позиции основных участников мирового финансового рынка во многом совпадают при оценке последствий мирового кризиса, но существенно расходятся при выборе путей модернизации валютных механизмов и определении перспектив мировых валют.
Постепенный отход от доллара создает новые возможности для формирования региональных валют, которые затем могли бы претендентовать на роль одной из ключевых мировых валют. С этой точки зрения несомненный интерес представляют тенденции, наблюдающиеся в Восточной Азии. Здесь, с одной стороны, начался процесс превращения китайского юаня в региональную валюту, а с другой - углубляются противоречия в сложившихся валютно-финансовых связях, поскольку традиционно второе место после американского доллара в регионе занимала японская иена. Как будут развиваться эти тенденции? Каковы их возможные последствия не только для самого региона, но и для мировой экономики в целом? Сегодня эти вопросы весьма актуальны.
БУДЕТ ЛИ ЮАНЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТОЙ?
В условиях растущей неустойчивости глобальной валютной системы конвертируемость юаня рассматривается китайским правительством как одна из приоритетных долгосрочных целей, направленных на повышение роли национальной валюты в глобальных экономических процессах, снижение валютных рисков, содействие экономическому и торговому развитию страны. Однако, несмотря на быстрое укрепление позиций в мировой экономике, расширение международных производственных и инвестиционных связей, Китай осторожно подходит к принятию решений по ускорению процесса полной конвертируемости юаня, считая, что для ее достижения потребуется весьма длительный период. Учитывается, в частности, что в среднесрочном плане это может повлечь за собой резкое снижение внешнего спроса и нарушение сложившегося баланса, основанного на быстром росте экспорта и контролируемом валютном курсе. Переходу к полной конвертируемости юаня препятствует и относительная неразвитость рынка капитала, его недостаточная ликвидность и прозрачность.
Определены три основных этапа в интернационализации юаня: либерализация, регионализация и глобализация валютно-финансовой сферы. В настоящее время, по оценке китайских экспертов, осуществляется переход от начального этапа к этапу регионализации.
Внесение коренных изменений в валютное регулирование стало одним из ключевых элементов начавшейся в 1978 г. реформы экономической системы Китая. В 1994 г. на смену двойному валютному курсу юаня (80% оборота - по рыночному курсу и 20% - по официальному) пришел единый "управляемый плавающий курс", начал действовать межбанковский валютный рынок, усилилось влияние факторов спроса и предложения. Спустя еще два года все операции по купле-продаже валюты, произведенные предприятиями с участием зарубежного капитала, стали проходить через банковскую расчетную систему. А с 1 декабря 1996 г. Китай в соответствии со ст. 8 Соглашения о Международном валютном фонде досрочно перешел к конвертируемости национальной валюты по текущим операциям. Одновременно была подготовлена база для заключения двусторонних соглашений о конвертации валют в рамках АСЕАН+3.
В июле 2005 г. режим формирования валютного курса юаня вновь изменился, была значительно снижена степень его поддержки со стороны государства, введена привязка "управляемого плавающего курса" к валютной корзине. Расширился предел колебаний курса, начал действовать новый механизм формирования спотового рынка,
НОЗДРЕВ Станислав Васильевич, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН ([email protected]).
стр. 41
Рис. 1. Динамика курса юаня по отношению к доллару
Источник: Historical Chinese Yuan Rate (CNY) (http://www.forecast-chart.com).
заработал форвардный рынок. В целом рыночные принципы стали играть более заметную роль в движении валютных ресурсов. Изменения в курсовой политике оказали стабилизирующее влияние на валютный рынок Китая, что проявилось и в период мирового финансового кризиса 2007 - 2008 гг., когда юань, в отличие от других азиатских валют, сохранил относительную стабильность - его курс в этот период снизился менее чем на один процент.
Перспективы введения полной конвертируемости юаня тесно связаны с динамикой его курса (рис. 1). После реформы 2005 г. отмечалась тенденция к его укреплению, которая прервалась в период финансового кризиса. В июне 2010 г. Китай возобновил процесс ревальвации национальной валюты, объявив о повышении гибкости курса и восстановлении его привязки к корзине валют, отмененной во время кризиса. В целом за период с 2005-го по 2011 г. курс юаня вырос на 27.6%. Вместе с тем Китай не проводил резкой ревальвации своей валюты, а исходил из общей необходимости сдерживания инфляции и предотвращения "финансовых пузырей" с целью расширения внутреннего спроса как фактора, обеспечивающего рост экономики.
За период с 1991-го по 2008 г. прямые иностранные инвестиции в китайскую экономику выросли в 9 раз, достигнув 811.8 млрд. долл. Повышение роли Китая как импортера капитала усиливает необходимость дальнейшей либерализации валютного режима. В условиях проведения политики привлечения иностранного капитала для развития экспортного сектора экономики механизм регулирования валютных операций, помимо прочего, должен обеспечивать правовую защиту иностранных компаний, снижать уровень риска при колебаниях валютного курса, создавая тем самым благоприятный режим для иностранных инвесторов.
В сравнении с масштабами иностранного капитала, привлеченного в китайскую экономику, инвестиции самих китайских компаний за рубежом пока относительно невелики. Вместе с тем вывоз капитала из КНР постоянно увеличивается, а его структура диверсифицируется. Вложения концентрируются уже не только в сфере природных ресурсов, но и в высокотехнологичных производствах, в том числе и в странах Запада. Особенно быстро китайские инвестиции за рубежом стали расти после 2005 г. и в 2010-м их объем достиг 68 млрд. долл. Это позволило КНР войти в первую шестерку стран - экспортеров капитала (в 90-е годы он находился лишь на 12-й позиции). Правда, в общем объеме накопленных прямых инвестиций на Китай приходится пока не более 5%1.
Китай является крупнейшим держателем американских государственных ценных бумаг. Поэтому все большую обеспокоенность у него вызывает монетарная и бюджетная политики США, которая влечет за собой растущие риски. При сохранении гигантского внешнего долга Соединенных Штатов увеличение ликвидности ФРС ведет к ослаблению доллара и росту инфляции. Наращивание военных расходов и повышение затрат на социальные нужды оказывают дополнительное давление на американский бюджет, дефицит которого достиг огромных размеров. Учитывая эти риски, Китай стремится ограничить долю долларовых активов в структуре своих валютных резервов.
На фоне сохраняющихся кризисных явлений в мировых финансах и "дедолларизации" экономик Китай ускоряет процесс регионализации национальной валюты. Обозначены два основных направления в ее развитии: во-первых, использование преимуществ растущих масштабов торгово-экономического сотрудничества для расширения зоны обращения юаня в азиатском регионе; во-вторых, повышение международной ликвидности юаня, в том числе посредством институциональных соглашений и формирования регионального рынка, обеспечивающего условия для выхода на международные финансовые рынки. Сдерживающими факторами здесь могут стать риски, обусловленные ограниченными возможностями Китая в регулировании международных потоков капитала и его недостаточно развитой системой участия в международных финансах.
1 См.: Going Out: An Overview of China's Outward Foreign Direct Investment // USCC Staff Research Report. March 30. 2011. P. 1.
стр. 42
Вместе с тем, несмотря на действующие ограничения, в течение последних десятилетий юань фактически выполняет функции валюты обращения в приграничных с Китаем районах России, Вьетнама, Бирмы, Лаоса, а также в Камбодже, Таиланде, Малайзии, Индонезии, Гонконге. Китайская валюта становится все более привлекательным средством сбережения, хотя этому препятствует довольно высокий уровень инфляции в КНР.
Официальное использование юаня в приграничной торговле началось с июля 2009 г., когда китайская валюта заметно усилила свои позиции как валюта расчетов с Россией, Вьетнамом, Монголией и КНДР. В 2010 г. объем приграничной торговли Китая в национальной валюте составлял 506.3 млрд. юаней (77.7 млрд. долл.), или около 2% товарооборота страны. По итогам первого полугодия 2011 г. он вырос до 957.6 млрд. юаней, а в целом с начала действия новой программы расчетов объем приграничной торговли достиг 1.63 трлн. юаней (254.7 млрд. долл.)2.
Основу для проведения трансграничных расчетов между Народным банком Китая и центральными банками 12 стран заложили подписанные в конце августа 2011 г. двусторонние соглашения на общую сумму 841.2 млрд. юаней. На первоначальном этапе новая программа расчетов действовала только на предприятиях и определенных территориях, но затем была расширена до масштабов всей страны. Министерство торговли КНР разработало новые правила, разрешающие иностранным компаниям осуществлять инвестиции в китайскую экономику в юанях, полученных ими "законным путем" в результате экспортных и других внешнеэкономических операций. Таким образом, расширение приграничной торговли уже сейчас закладывает необходимую основу для регионализации юаня, его использования не только в торговых, но и в других трансграничных операциях.
Все большее число стран рассматривает возможность включения юаня в валютные резервы, особенно после принятия китайским правительством ряда мер по либерализации счета капиталов. В 2005 г. о включении юаня в корзину резервных валют объявили Центральный банк Индии и Европейский центральный банк. С 2006 г. юань уже стал резервной валютой Филиппин, а затем был включен в валютные резервы Белоруссии, Таиланда и Нигерии. В качестве резервных активов используются и еврооблигации в юанях, выпускаемые в Гонконге. ЦБ Российской Федерации рассматривает возможность размещения части резервов в активы, номинированные в юанях3.
Перспективы расширения международных функций китайской валюты во многом зависят от динамики экономического роста в КНР, возможностей сохранения ее позиций как одного из мировых центров экономической активности и крупнейших держателей золотовалютных резервов. Для самого Китая серьезным сдерживающим фактором в интернационализации юаня могут стать риски, связанные с возможным усилением нестабильности в движении финансовых потоков при отмене ограничений по счету капиталов. Потребуется реформирование кредитно-денежной системы страны, пересмотр механизмов регулирования уровня процентных ставок и движения цен. Во внешнеэкономической политике придется в большей степени учитывать интересы стран, наиболее активно использующих китайскую валюту.
Со второй половины 2008 г. на фоне углубления мирового финансового кризиса Центральный банк Китая выдвинул новые инициативы, которые могут способствовать дальнейшей интернационализации юаня. В их числе: снятие запрета на эмиссию на рынке Гонконга ценных бумаг в юанях, расширение практики двусторонних соглашений по валютным свопам, а также более активное использование юаня в международных операциях, таких, как биллинг.
Важным фактором укрепления позиций юаня как региональной валюты становятся правительственные облигационные займы в юанях, размещаемые за пределами страны. Кроме того, в условиях высоких внутренних кредитных ставок и дефицита инвестиционных фондов заметно активизируются офшорные операции китайских компаний. По некоторым оценкам, на конец июля 2011 г. общая сумма заимствований на офшорных рынках составила около 138 млрд. юаней4.
Расширяется практика валютных свопов с центральными банками тех стран, которые имеют с Китаем интенсивные торговые связи. На начало сентября 2011 г. соглашения были заключены, в частности, с Аргентиной, Белоруссией, Исландией, Новой Зеландией, Узбекистаном. Юань активно используется не только в торговых связях, но и в кредитно-инвестиционной сфере. Подтвержде-
2 См.: China Daily. 26.04.2011.
3 См.: http://www.finmarket.ru/ от 17.06.2011.
4 См.: China Halts Offshore Yuan Borrowing to Tighten Policy // Reuters. 02.08.2011.
стр. 43
нием тому являются растущие инвестиции китайских компаний в предприятия стран АСЕАН.
Приобретение юанем функций международной валюты увязывается с превращением Шанхая в глобальный финансовый центр. В 2009 г. принята программа "Ускоренного развития в Шанхае современной индустрии услуг и передовой обрабатывающей промышленности, превращения его в международный финансовый центр и центр по морскому судоходству". Ее цель - сформировать к 2020 г. МФЦ, соответствующий экономическому потенциалу страны и положению юаня на мировом финансовом рынке.
Согласно опубликованному в сентябре 2011 г. Индексу глобальных финансовых центров (10-й выпуск), Шанхай уже переместился с 13-го на 5-е место, обойдя такие крупные финансовые центры в Азии, как Токио и Сингапур. Повышение рэнкинга Шанхая в первую очередь связано с успехами в секторе страхования, бизнес-инфраструктуры, а также в формировании преференциального налогового режима. Повысилась роль местных банков в обслуживании международной торговли. Благодаря обеспечению высококвалифицированным персоналом и расширению связей с другими финансовыми центрами, пополнился спектр инновационных финансовых продуктов.
Активизировалась деятельность Шанхайской фондовой биржи (ШФБ) и одновременно усилилась ее конкуренция с Гонконгской фондовой биржей (ГФБ) - официальным партнером по листингу ценных бумаг иностранных компаний в юанях. На ГФБ - одной из ведущих мировых бирж - также планируется создать высокотехнологичную площадку для торговли ценными бумагами материкового Китая. Важным этапом здесь стало начало торгов акциями, номинированными в юанях, что, как предполагается, вызовет приток китайского капитала и существенно повысит спрос на другие финансовые продукты в юанях. Так, в 2011 г. выпуск облигаций в этой валюте, по предварительным расчетам, должен был увеличиться вдвое. В условиях ожидания повышения курса юаня произошло резкое увеличение счетов в гонконгских банках. В 2011 г. общая сумма выросла в 5 раз и достигла 407.7 млрд. юаней.
В качестве одного из предварительных условий перехода к конвертируемости юаня монетарные власти Китая рассматривают достижение сбалансированности платежного баланса, позволяющее ослабить давление на курс национальной валюты. Исходя из этого, предпринимаются шаги, направленные на повышение активности китайских инвесторов на зарубежных фондовых рынках. В 2006 г. в КНР был создан институт квалифицированных национальных инвесторов, действующих на основе специальной лицензии. Им разрешено осуществлять инвестиции и оказывать гражданам Китая брокерские услуги на зарубежных фондовых рынках. Операции могут проводиться с ценными бумагами тех стран, которые заключили соглашение с регулирующим органом КНР.
Дальнейший ход интернационализации китайской валюты во многом зависит от степени открытости рынка для иностранных финансовых институтов. После вступления Китая в ВТО в 2001 г. в секторе финансовых услуг она была существенно повышена. Вместе с тем до сих пор сохраняются ограничения на допуск иностранных инвесторов на рынок капиталов и использование инновационных финансовых инструментов. В настоящее время в Китае действует 127 иностранных кредитных институтов, однако, пока на них приходится лишь 1.83% всех банковских операций.
Улучшению инвестиционной среды в Китае способствовало создание в начале 2000-х годов института квалифицированных иностранных инвесторов (QFII), обеспечивающего крупнейшим иностранным финансовым компаниям доступ к китайскому рынку ценных бумаг. В основном речь идет об акциях типа "А", хотя в ряде случаев допускаются и вложения в другие инструменты. Всего к работе на рынке КНР Комиссией по управлению и контролю рынка ценных бумаг были допущены 103 иностранных институциональных инвестора. Общая же сумма квот на иностранные инвестиции в период действия нового порядка допуска иностранных инвесторов увеличилась с 425 млн. долл. в 2003 г. до 20.7 млрд. - в 2010-м.
Таким образом, конвертируемость юаня открывает путь для масштабного притока капитала на рынок Китая и одновременно способствует активизации китайского капитала на региональном и мировом рынках. В то же время вследствие роста притока капитала и спроса на китайскую валюту ее обменный курс, по прогнозам аналитиков, возрастет на 20 - 40%, что может привести к банкротству части предприятий экспортного сектора, как это имело место в развивающихся странах Азии в 1997 г. и в Японии в 70-е и 80-е годы. Такая ситуация отрицательно скажется на характере экономического роста и возможностях осуществления международных капитальных и валютных операций.
стр. 44
ИЕНА КАК МЕЖДУНАРОДНАЯ ВАЛЮТА
Иена является третьей наиболее торгуемой на рынках валютой после доллара США и евро. В целом же на сделки, осуществляемые в этих трех валютах, приходится свыше 70 % всех валютных операций. Несмотря на огромный ущерб, который весной 2011 г. нанесли японской экономике стихийные бедствия, курс иены достиг самого высокого уровня по отношению к доллару за послевоенный период, хотя одновременно происходило его снижение по отношению к так называемым сырьевым валютам.
В первые послевоенные годы в Японии был введен запрет на проведение валютных и связанных с ними капитальных операций без специальных разрешений. Впоследствии осуществлялась постепенная либерализация счета капиталов, которая по основным направлениям завершилась только в период нефтяных кризисов конца 70-х годов.
Усиление позиций Японии в мировой экономике, наращивание объемов ее внешней торговли и рост финансовых активов за границей актуализировали вопрос о конвертируемости иены и пересмотре в сторону повышения ее курса, ранее полностью привязанного к курсу американского доллара. В 1964 г. Япония приняла обязательства по отмене валютного контроля по текущим операциям в соответствии с требованиями ст. VIII Устава МВФ, присоединилась к ОЭСР и ослабила ограничения на движение капиталов, в первую очередь прямых инвестиций.
Новый этап в изменении валютной системы страны приходится на 90-е годы. В этот период, получивший название "потерянного десятилетия", экономический подъем и бум на финансовых рынках сменились крахом на биржах, накоплением "плохих долгов", приведших к банкротствам компаний и банков, дефляции цен, стагнации спроса и общему экономическому спаду5. Последствия длительного кризиса экономика Японии продолжала остро ощущать и в первое десятилетие 2000-х годов.
В целях преодоления застоя на японском финансовом рынке вносились серьезные корректировки в систему валютного регулирования. В 1998 г., по существу, были полностью пересмотрены фундаментальные положения "Закона о валютном обмене и внешней торговле" - основного документа, регулирующего внешнеэкономическую деятельность. Снижены барьеры для проведения валютных операций, а также операций с капиталом, включая прямые иностранные инвестиции и операции на Токийском офшорном рынке. Кроме того, отменялась система уполномоченных финансовых институтов на ведение валютных операций, а также необходимость предварительных одобрений на сделки с капиталом, снимались ограничения по допуску компаний к деятельности на рынках иностранных ценных бумаг.
С либерализацией валютных расчетов юридические и физические лица получили право без ограничений приобретать товары и услуги за границей через собственные счета в иностранных банках и за иностранную валюту в Японии. Началось поэтапное снятие ограничений на неттинг6, что позволило компаниям осуществлять сделки, например по экспорту и импорту, на базе нетто-баланса. Порядок предварительного одобрения операций по кредитам в иностранной валюте, портфельным инвестициям (приобретению иностранных ценных бумаг от нерезидентов и бумаг в иенах - нерезидентами, выпуску японских ценных бумаг за границей и иностранных ценных бумаг в Японии) был заменен необходимостью простого уведомления после их проведения.
Либерализация валютных операций заметно повлияла на формирование курса иены, устранив двойственную структуру валютного рынка, разделяющую межбанковский и розничный сегменты. Это способствовало снижению трансакционных издержек, особенно для малых и средних компаний и физических лиц, осуществляющих относительно небольшие объемы операций. Усилилась конкуренция и консолидация финансовых институтов Японии, где преимущества получили банки, отличающиеся сильным менеджментом валютных операций. Одновременно для иностранных банков расширились возможности участия в обслуживании японских компаний. Была отменена система фиксированных валютных курсов (продажи и покупки), а также обязательных разрешений на получение платежей и осуществление "особых методов платежа". В результате возросла рыночная составляющая в формировании валютного курса иены.
Высокие темпы роста экспорта Японии, все более заметное присутствие японских банков и транснациональных компаний в международном платежном обороте, растущая привлекательность
5 См.: Леонтьева Е. Дефляционный кризис в Японии // Экономический журнал ВШЭ. 2006. N 3. С. 353 - 358.
6 Неттинг - сокращение числа валютных сделок путем их укрупнения и взаимной компенсации обязательств и активов, банковских сальдо между филиалами банка или несколькими банками. Такая операция позволяет сэкономить на комиссионных расходах и снизить валютные риски.
стр. 45
Рис. 2. Динамика курса иены по отношению к доллару
Источник: Historical Japanese Yen Rate (http://www.forecast-chart.com/).
японской валюты способствовали формированию устойчивой тенденции к повышению ее курса: в 70-е годы он составлял в среднем 287 иен за доллар, а в 80-е - уже 199. После резких скачков курс японской валюты продолжил рост: в 90-е годы он поднялся до 121 и затем в первой половине 2000-х годов - до 115 иен за доллар.
В условиях сохраняющейся тенденции к росту курса валюты в период "потерянного десятилетия" и последовавшего затем "ползучего" восстановления экономики в первом пятилетии 2000-х годов, валютная политика Японии претерпевает существенные изменения. При крайне низкой ставке Банка Японии и ограничениях, связанных с накоплением огромной суммы государственного долга, необходимо было ослабить дефляционное давление и поддержать экспорт, а значит, нельзя было допускать резкого укрепления национальной валюты.
Дерегулирование валютной сферы было тесно увязано с решением другой важной задачи - интернационализацией иены. В 90-е - начале 2000-х годов правительственным Советом по операциям с иностранной валютой и рядом других организаций были подготовлены специальные доклады, определяющие конкретные задачи по повышению международной роли японской валюты в условиях развертывания азиатского валютного кризиса, появления евро, реформирования банковской системы страны после "большого взрыва".
Значительная часть рекомендаций, содержащихся в этих докладах, была реализована. В частности, иностранные корпорации были освобождены от корпоративного налога при выпуске краткосрочных долговых бумаг, а также от налога у источника на проценты от государственных облигаций (JGBs) в Японии. Были диверсифицированы рынки государственных облигаций - введены новые бумаги с различными сроками погашения (5-летние и 30-летние купонные облигации). В целях совершенствования системы расчетов реструктурирована сеть Банка Японии BOJNET, осуществлен переход на расчеты в режиме реального времени, объединены расчетные системы для коммерческих бумаг, корпоративных облигаций и облигаций правительства по принципу DVP.
В начале 2000-х годов удельный вес иены как валюты товаросопроводительных документов, особенно по экспорту Японии, превысил 40% (для импортных счетов-фактур он был меньше) против 28.9% в 1980 г. Однако в международных финансовых операциях, в том числе в трансграничных банковских нетто-позициях, размещениях облигаций и банковских займов, а также в официальных валютных резервах доля иены или оставалась на одном и том же уровне, или даже снижалась. Так, в официальных валютных резервах она поднялась с 4.4% в 1980 г. до 8.5% в 1991-м и затем снизилась до 3.9% в 2003 г. Сходная тенденция наблюдалась в глобальных трансграничных банковских операциях, где после резкого (до 10%) роста в 80-х годах доля иены с начала 90-х ощутимо снизилась7.
В 2000-е годы курс иены продолжал повышаться (рис. 2). Однако после 2004 г. власти не проводили массированных валютных интервенций. В этот период существенно расширилась сфера применения так называемой yen carry trade. Крайне низкий уровень процентных ставок в условиях проведения Банком Японии политики "нулевого процента" давал возможность иностранным банкам и иным финансовым институтам осуществлять масштабные краткосрочные инвестиции с расчетом на инфляцию и будущий рост процентных ставок, что сделало Японию одним из центров притока спекулятивных финансовых капиталов.
Неблагоприятные последствия повышения курса японской валюты особенно заметно проявились в последние полтора-два года, когда после разрушительного землетрясения состояние экономики страны заметно ухудшилось, и потребовались специальные меры по поддержанию темпов экономического роста. С этой целью Правительство Японии разработало трехступенчатую программу реализации "Стратегии нового роста", где помимо мер по расширению потребительского спроса и улучшению делового климата предусматрива-
7 См.: Kawai M., Takagi Sh. The Renminbi (RMB) as a Key International Currency? Lessons from Japanese Experience // Notes Prepared for the Asia-Europe Economic Forum. Paris, January 2011. P. 18.
стр. 46
лись изменения в налоговой системе, направленные на ограничение дефляционных тенденций.
Одновременно Япония продолжает прилагать значительные усилия для того, чтобы ослабить поток инвестиций в неновые активы и тем самым защитить экономику от валютных потрясений в США и Западной Европе. И вновь важная роль здесь отводится валютным интервенциям.
В марте 2011 г. была проведена первая после длительного перерыва крупная валютная интервенция в размере 692.5 млрд. иен8. Она стала частью пакета скоординированных мер "большой семерки". Правительства ряда государств, входящих в эту группировку, также осуществили валютные интервенции, хотя и в меньших объемах. Принятые меры не остановили дальнейшего укрепления японской валюты: за январь-июль 2011 г. она подорожала на 10.2% (за весь 2010 г. - на 11.5%). В августе и октябре 2011 г. Минфин и Центробанк Японии осуществили новые, беспрецедентно крупные валютные интервенции, объем которых составил, по оценке экспертов, примерно 4.5 и 8 трлн. иен соответственно9.
Валютные интервенции проводились в рамках общей стратегии, направленной на стимулирование экономики, в том числе за счет смягчения денежно-кредитной политики, усиления борьбы с дефляцией, активизации поддержки финансовых рынков. Для решения этих задач Банк Японии создал фонд ликвидных средств с фиксированной ставкой, увеличил покупки государственных ценных бумаг, принял дополнительные обязательства по продолжению политики "нулевого процента". Учитывая ограниченные возможности дальнейшего снижения ставки рефинансирования, Банк приступил к реализации новой программы покупки активов. В отличие от центральных банков других стран, ориентированных в первую очередь на государственные активы, он приобретал и активы частного сектора (корпоративные облигации, коммерческие бумаги, торгуемые на бирже фонды (ETFs) и инвестиционные трасты недвижимости) в целях поддержания на низком уровне процентных ставок по долгосрочным обязательствам и снижения премии за риск. Была также введена новая система льготного кредитования для "укрепления основ экономического роста".
Пытаясь нейтрализовать экономические последствия стихийных бедствий, весной 2011 г. Банк Японии увеличил объемы покупки ценных бумаг и предоставления дополнительной ликвидности по фиксированным низким процентным ставкам с 40 до 50 трлн. иен. При этом покупки активов возросли с 10 до 15 трлн. иен, а льготные кредиты - с 30 до 35 трлн. иен.
В рамках политики сдерживания роста курса иены в начале 2011 г. Министерство финансов Японии образовало специальный фонд в размере 100 млрд. долл. для стимулирования инвестиций в активы, деноминированные в иностранных валютах. Предполагается, что значительная часть средств будет направлена на поддержку слияний и поглощений, осуществляемых японскими компаниями за границей, а также на ограничение спекулятивных тенденций на валютном рынке. Для финансирования нового фонда будут использоваться средства из валютных резервов Японии, достигших к настоящему времени огромной суммы- 1.15 трлн. долл.10
Решая задачи преодоления экономических последствий стихийного бедствия и ограничения роста курса иены, монетарные власти не ограничиваются мерами внутриэкономического характера. Особое внимание вновь обращено на интернационализацию финансового рынка. Восстановление международной роли иены Япония увязывает в первую очередь с реализуемыми в рамках АСЕАН+3 планами по созданию единой региональной валюты. Используя возможности организации, ее участники стремятся укрепить свой валютно-финансовый потенциал и ослабить чрезмерную зависимость от доллара США. Однако реализация в полном формате плана формирования единой валюты потребует, по мнению специалистов, нескольких десятилетий, что обусловлено существенными различиями в уровне экономического развития азиатских стран, неразвитостью институтов, способных ограничить возникновение крупных финансовых рисков, а также отсутствием прозрачной системы обмена информацией11.
В то же время в условиях быстро растущей взаимной торговли в АСЕАН+3 существенно расширяется база для осуществления торговых операций в регионе на базе местных валют, что, в свою очередь, снижает риски, связанные с использованием валют третьих стран и в первую очередь доллара США. Сотрудничество развивается в
8 См.: Bloomberg news. 11.05.2011(http://www.bloomberg.com/archive/news/2011 - 05 - 11/).
9 См.: Bloomberg news. 01.10.2011 (http://www.bloomberg.com/archive/news/2011 - 01 - 10/).
10 См.: Ньюсу ворудо. Дзидзи Цусин. 24.08.2011.
11 См.: AntaraNews. 08.05. 2011.
стр. 47
соответствии с ранее принятыми в рамках Инициативы Чианг Май рекомендациями по переходу от двусторонних валютных соглашений (преимущественно в долларах) к многосторонним соглашениям на основе местных валют12. Это позволит усилить координацию денежно-кредитной политики, ограничить колебания валютных курсов, снизить объемы взаимных долговых обязательств по текущим операциям.
Для решения проблем с платежными балансами и расширения сотрудничества в валютной сфере в декабре 2009 г. участники АСЕАН+3 подписали новое многостороннее соглашение об учреждении совместного резервного фонда объемом 120 млрд. долл. В случае значительного увеличения объема средств, расширения состава участников и перехода к схеме многосторонних операций по валютной поддержке, антикризисный фонд может стать основой для формирования азиатского филиала МВФ. Правда, руководство самого МВФ относится к этому весьма настороженно.
ОПЫТ ЯПОНИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ЮАНЯ
Благоприятная динамика фундаментальных экономических показателей и либерализация движения капиталов, как показывает японский опыт, могут усилить международные функции национальной валюты. В период высоких темпов роста и выхода Японии на уровень второй по размерам ВВП экономической державы иена вошла в ограниченный круг валют, используемых в трансграничных сделках. Несмотря на последующий длительный экономический спад и, соответственно, снижение роли Японии в мировой экономике, валюта этой страны по-прежнему остается одной из ведущих в обслуживании мирового платежного оборота и рынка капиталов.
В то же время иена так и не приобрела статус, соизмеримый с экономическими позициями страны в 80 - 90-е годы прошлого столетия, что определяется рядом объективных факторов.
Во-первых, основными торговыми контрагентами Японии остаются страны, использующие в качестве валюты торговых расчетов преимущественно доллар (например, поставки природных ресурсов, от которых в значительной степени зависит японская экономика, традиционно осуществляются на основе долларовых контрактов). Во-вторых, валютная политика мультинациональных торговых и производственных компаний направлена на максимальное снижение валютных рисков, что вынуждает их сокращать долю неновых активов. В-третьих, японский рынок капиталов имеет ограниченные функции, что сдерживает развитие Токио как одного из ведущих финансовых центров.
В период действия плавающего валютного курса в течение последних 40 лет денежные власти Японии использовали валютные интервенции, контроль движения капитала и манипулирование процентными ставками как основные инструменты регулирования курса иены по отношению к ключевым валютам, прежде всего к доллару. Усиление контроля движения капиталов первоначально приносило свои плоды, но по мере перехода к полной конвертируемости валюты его возможности все более ограничивались. Валютные интервенции оставались главным инструментом краткосрочного регулирования курса иены до середины прошлого десятилетия. Вмешательство государства носило преимущественно симметричный характер, хотя в отдельные периоды (1986 - 1988, 2003 - 2004 и 2011 гг.) оно в большей степени было направлено на сдерживание повышательной тенденции курса национальной валюты.
После "Соглашения Плаза" японские монетарные власти, не располагая уже достаточными средствами для контроля за движением капиталов, смягчили кредитно-денежную политику с тем, чтобы сдержать дальнейшее укрепление иены и стимулировать внутренний спрос. Но в конечном итоге это только усилило рост валютного курса с середины до конца 80-х годов и стало одной из причин образования финансового "пузыря".
Что касается Китая, то его валютная система складывалась в весьма специфических условиях - высокой динамики экономического развития страны и одновременного формирования рыночных механизмов. Сегодня при сохранении в немалой степени контроля со стороны Народного банка КНР используется, хотя и ограниченная по своим функциям, рыночная система плавающего валютного курса. При этом значительное влияние на валютную политику Китая оказывают высокие показатели международной ликвидности, включающей официальные золотовалютные резервы и резервную позицию в МВФ.
12 Инициатива Чианг Май - соглашение, подписанное участниками Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, а также Китаем, Японией, Южной Кореей и Гонконгом в мае 2000 г. Его цель - оказание взаимной поддержки в восстановлении валютной ликвидности после азиатского финансового кризиса 1997 - 1998 гг., в том числе через двусторонние кредитные линии.
стр. 48
Проходившие в последние два десятилетия реформы способствовали либерализации валютного режима в КНР, приблизили национальную систему валютного регулирования к международным стандартам. Привязка юаня к валютной корзине, где постепенно снижается доля доллара США, создает условия для повышения степени конвертируемости юаня, хотя зависимость его курса от динамики курса доллара остается по-прежнему высокой.
По мнению китайских экономистов, при сохранении быстрого экономического роста и усилении интеграции Китая в мировую торговую и финансовую системы юань быстро приобретет функции региональной валюты и в конечном итоге станет одной из ключевых международных валют.