Факторы, влияющие на величину коэффициента ценовой эластичности спроса

Определим основные факторы, влияющие на величину коэффициента ценовой эластичности спроса.

1. Степень необходимости данного товара для данного потребителя.

Чем выше степень необходимости товара, тем менее эластичен спрос на такие товары.

Предметы первой необходимости имеют | Е| < 1

Предметы роскоши имеют | Е| > 10

2. Степень заменяемостиданного блага другими, аналогичными для данного потребителя.

Чем больше у данного товара заменителей (субститутов), тем выше эластичность спроса на него.

3. Удельный вес расходов на данный товар в общем бюджете данного потребителя.

Чем больше доля товара в общих расходах, тем выше его эластичность.

4. Период времени, за который определяется реакция потребителя.

Часто реакция потребителя на изменение фактора имеет временной лаг (задержку).

Поэтому обычно величина коэффициента эластичности с ростом временного интервала повышается.

Литература.

1. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учеб. пособие для студентов вузов / рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидорович; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2007.

2. http://univer-nn.ru/statistika/pokazateli-dinamiki-temp-rosta-i-prirosta/. Балинова В.С. Статистика в вопросах и ответах. Учеб. пособие.-М.: ТК. Велби. Проект, 2004. Темпы роста и темпы прироста

.

Полезность блага – это способность блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей. Общая полезность (TU) – это полезность всех единиц потребляемого блага. Предельная полезность (MU) – полезность каждой дополнительной единицы блага. Закон убывающей предельной полезности: при увеличении потребления данного блага его предельная полезность убывает.
L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAlU2jF8QA AADcAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbESPQWsCMRSE7wX/Q3hCbzVRadHVKFKo9Fa6evD43Dx3 Fzcva5Jdt/31TaHQ4zAz3zDr7WAb0ZMPtWMN04kCQVw4U3Op4Xh4e1qACBHZYOOYNHxRgO1m9LDG zLg7f1Kfx1IkCIcMNVQxtpmUoajIYpi4ljh5F+ctxiR9KY3He4LbRs6UepEWa04LFbb0WlFxzTur oTCqU/7UfyzPzzH/7rsby/1N68fxsFuBiDTE//Bf+91omM+m8HsmHQG5+QEAAP//AwBQSwECLQAU AAYACAAAACEA8PeKu/0AAADiAQAAEwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnht bFBLAQItABQABgAIAAAAIQAx3V9h0gAAAI8BAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC4BAABfcmVscy8ucmVs c1BLAQItABQABgAIAAAAIQAzLwWeQQAAADkAAAAQAAAAAAAAAAAAAAAAACkCAABkcnMvc2hhcGV4 bWwueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAJVNoxfEAAAA3AAAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAAmAIAAGRycy9k b3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPUAAACJAwAAAAA= ">
Тема 13. Поведение потребителя
L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAZZ89YMQA AADcAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbESPQWvCQBSE7wX/w/KE3uqukRZNXUUKld5KowePr9nX JDT7Nu5uYvTXdwuFHoeZ+YZZb0fbioF8aBxrmM8UCOLSmYYrDcfD68MSRIjIBlvHpOFKAbabyd0a c+Mu/EFDESuRIBxy1FDH2OVShrImi2HmOuLkfTlvMSbpK2k8XhLctjJT6klabDgt1NjRS03ld9Fb DaVRvfKn4X31+RiL29CfWe7PWt9Px90ziEhj/A//td+MhkWWwe+ZdATk5gcAAP//AwBQSwECLQAU AAYACAAAACEA8PeKu/0AAADiAQAAEwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnht bFBLAQItABQABgAIAAAAIQAx3V9h0gAAAI8BAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC4BAABfcmVscy8ucmVs c1BLAQItABQABgAIAAAAIQAzLwWeQQAAADkAAAAQAAAAAAAAAAAAAAAAACkCAABkcnMvc2hhcGV4 bWwueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAGWfPWDEAAAA3AAAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAAmAIAAGRycy9k b3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPUAAACJAwAAAAA= ">
13.2. Зависимость поведения потребителя от факторов
Валентинов В.А. 2014
При изменении цены на товары поведение потребителя определяется законом спроса.
L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAAOOWUsUA AADcAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbESPzWrDMBCE74W+g9hCb42Un5bEiRJCoaW3ULeHHDfW xjaxVo4kO26ePioUehxm5htmtRlsI3ryoXasYTxSIIgLZ2ouNXx/vT3NQYSIbLBxTBp+KMBmfX+3 wsy4C39Sn8dSJAiHDDVUMbaZlKGoyGIYuZY4eUfnLcYkfSmNx0uC20ZOlHqRFmtOCxW29FpRcco7 q6EwqlN+3+8Wh+eYX/vuzPL9rPXjw7Bdgog0xP/wX/vDaJhOZ/B7Jh0Bub4BAAD//wMAUEsBAi0A FAAGAAgAAAAhAPD3irv9AAAA4gEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54 bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAMd1fYdIAAACPAQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAuAQAAX3JlbHMvLnJl bHNQSwECLQAUAAYACAAAACEAMy8FnkEAAAA5AAAAEAAAAAAAAAAAAAAAAAApAgAAZHJzL3NoYXBl eG1sLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQAA45ZSxQAAANwAAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAAJgCAABkcnMv ZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABAD1AAAAigMAAAAA ">
Цена
L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAb68zycQA AADcAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbESPQWsCMRSE70L/Q3gFbzVpxdKuRhGh0pt09dDj6+a5 u3TzsibZdeuvbwTB4zAz3zCL1WAb0ZMPtWMNzxMFgrhwpuZSw2H/8fQGIkRkg41j0vBHAVbLh9EC M+PO/EV9HkuRIBwy1FDF2GZShqIii2HiWuLkHZ23GJP0pTQezwluG/mi1Ku0WHNaqLClTUXFb95Z DYVRnfLf/e79ZxbzS9+dWG5PWo8fh/UcRKQh3sO39qfRMJ3O4HomHQG5/AcAAP//AwBQSwECLQAU AAYACAAAACEA8PeKu/0AAADiAQAAEwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnht bFBLAQItABQABgAIAAAAIQAx3V9h0gAAAI8BAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC4BAABfcmVscy8ucmVs c1BLAQItABQABgAIAAAAIQAzLwWeQQAAADkAAAAQAAAAAAAAAAAAAAAAACkCAABkcnMvc2hhcGV4 bWwueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAG+vM8nEAAAA3AAAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAAmAIAAGRycy9k b3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPUAAACJAwAAAAA= ">
Доход потребителя
L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAn32tvsQA AADcAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbESPQWsCMRSE74X+h/AK3mrSitKuRhGh0pu4eujxdfPc Xbp5WZPsuvXXG6HQ4zAz3zCL1WAb0ZMPtWMNL2MFgrhwpuZSw/Hw8fwGIkRkg41j0vBLAVbLx4cF ZsZdeE99HkuRIBwy1FDF2GZShqIii2HsWuLknZy3GJP0pTQeLwluG/mq1ExarDktVNjSpqLiJ++s hsKoTvmvfvf+PY35te/OLLdnrUdPw3oOItIQ/8N/7U+jYTKZwf1MOgJyeQMAAP//AwBQSwECLQAU AAYACAAAACEA8PeKu/0AAADiAQAAEwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnht bFBLAQItABQABgAIAAAAIQAx3V9h0gAAAI8BAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC4BAABfcmVscy8ucmVs c1BLAQItABQABgAIAAAAIQAzLwWeQQAAADkAAAAQAAAAAAAAAAAAAAAAACkCAABkcnMvc2hhcGV4 bWwueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAJ99rb7EAAAA3AAAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAAmAIAAGRycy9k b3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPUAAACJAwAAAAA= ">
Полезность блага
13.1. Предпосылки теории поведения потребителя
1. Множественность видов потребления (каждый потребитель желает потреблять множество разнообразных индивидуальных благ. 2. Не насыщенность (потребитель не пресыщен ни одним из благ, предельная полезность всех благ всегда положительна). 3. Транзитивность (если А, В и С –комбинации каких-либо благ и потребитель безразличен в выборе между наборами А и В и между В и С, то он также безразличен в выборе между А и С). 4. Убывающая предельная полезность.
При снижении цены в поведении потребителя наблюдаются эффект дохода и эффект замещения.
При увеличении дохода, кривая спроса перемещается вверх и вправо. При снижении дохода, кривая спроса смещается вниз и влево.
Определение оптимально уровня благосостояния Факторы, влияющие на величину коэффициента ценовой эластичности спроса - student2.ru





Поведение потребителя

Наши рекомендации