Формы международного технологического обмена
Под международным технологическим обменом (трансфером технологий) понимают совокупность экономических отношений разных стран по поводу передачи научно-технических достижений.
Развитие международного рынка технологий (международного технологического обмена) обусловлен ускорением научно-технического прогресса (НТП). Расширение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) требует огромных финансовых затрат, дорогостоящего оборудования, высококвалифицированных кадров.
На международном рынке технологий передача технологии осуществляется некомер-ционных и коммерческим путем.
Некоммерческими формами технологического обмена являются:
- технические, научные и профессиональные журналы, патентные издания, периодика и другая специальная литература;
- базы и банки данных;
- международные выставки, ярмарки, симпозиумы, конференции;
- обмен делегациями;
- миграция ученых и специалистов;
- стажировки ученых и специалистов в фирмах, университетах, организациях;
- обучение студентов и аспирантов;
- деятельность международных организаций в области науки и техники.
К формам технологии, подлежащей международному обмену на коммерческой основе, относятся:
I. Материальные виды технологий:
- предприятия "под ключ";
- технологические линии;
- агрегаты, оборудование, инструменты и др..
Этот тип технологического обмена связан с прямыми инвестициями в-строительство, реконструкцию, модернизацию фирм и производств.
Вопрос международного технологического обмена материальными видами технологий относятся к международной торговле промышленными товарами, особенности которой рассмотрены в главе 7
II. Нематериальные виды технологий:
- патент - свидетельство, выдаваемое соответствующим государственным учреждением изобретателю, и удостоверяет его монопольное право на использование этого изобретения;
- лицензия - разрешение, выдаваемое владельцем технологии (лицензиаром), защищенной или незащищенной патентом, заинтересованной стороне (лицензиату) на использование этой технологии в течение определенного времени и за определенную плату;
- копирайт - эксклюзивное право автора литературного, аудио-или видео-продукта на показ и воспроизведение своей работы;
- товарный знак - символ (рисунок, графическое изображение, сочетание букв и т.п.) определенной организации, используется для индивидуализации производителя товара и который не может быть использован другими организациями без официального разрешения владельца;
- ноу-хау - предоставление технических знаний, практический опыт технического, коммерческого, управленческого, финансового и иного характера, является коммерческой ценностью, применяемых в производстве и профессиональной практике и не обеспечены патентной защитой.
Транснациональные и финансово-промышленные группы Германии.
Диверсифицированные финансово-промышленные группы Германии были созданы как результат межотраслевой интеграции концернов вокруг таких ведущих банков страны, как Deutsche Bank, Dresdner Bank, Commerzbank, которые управляют в совокупности более 80 % акционерного капитала в стране. Они являются долгосрочными акционерами (представителями акционеров) немецких корпораций, а их представителей выбирают в советы директоров. Банк играет в финансово-промышленной группе несколько ролей: он выступает акционером и кредитором, эмитентом ценных бумаг, депозитарием и голосующим агентом на ежегодных общих собраниях акционеров [144].
Вокруг банка “Deutsche Bank”, крупнейшего управляющего активами в Германии, группируются такие известные промышленные концерны, как “Bosch”, “Siemens”; вокруг банка “Dresdner Bank” – промышленные корпорации “Hochst,” “Grundig”, “Krupp”. В свою очередь, вокруг относительно устойчивого ядра концерна структурируется множество крупных и средних компаний. В среднем головные холдинги корпораций владеют акциями и контролируют деятельность около 150 компаний [172].
Эти банки, являясь универсальными кредитно-финансовыми структурами, осуществляют широкое обслуживание компаний своей группы, в том числе по оказанию консультационных услуг, связанных с анализом и прогнозированием рынков, сбором информации о технических решениях и нововведениях; страховым делом и оказывают клиентам комбинированные услуги на основе сочетания депозитных операций и страховой защиты вкладчика; обеспечению зарубежных интересов предприятий, входящих в состав корпорации; участию в кредитовании местных экспортеров, осуществлению капиталовложений за границей, налаживанию прямых производственных контактов.
Таким образом, особенности интеграции капитала в финансово-промышленных группах Германии связаны с:
• наличием сравнительно небольшого круга должностных лиц, являющихся одновременно членами правления различных компаний и фирм, входящих в корпорацию. Например, по результатам 2005 г. из 100 крупнейших корпораций примерно в 82 хотя бы один член наблюдательного совета был членом правления другой компании. В 24 из них примерно от 19 до 40 должностных лиц являются одновременно членами наблюдательных советов других компаний;
• координирующей ролью финансово-кредитных институтов, входящих в корпорации. Им принадлежит в настоящее время 34 % акций 25 крупнейших промышленных корпораций страны. Прямо или косвенно банки Германии контролируют около 65 % акций ведущих корпораций страны;
• взаимоучастием в капитале. Например, страховая компания Allians владеет 22 % акций и является наиболее крупным акционером банка “Deutsche Bank”, которому в свою очередь принадлежит 10 % акций этой компании. В ряде случаев крупными акционерами выступают одновременно два банка. Например, в капитале корпорации “Metallgesellschaft AG” доля банка “Deutsche Bank” составляет
11,2 %, банка “Dresdner Bank” – 16,5 %.