Тема 8. ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

План

1.Сущность и функции финансов. Финансовая система государства.

2.Государственный бюджет, его структура и функции. Бюджетная система РФ.

3.Бюджетный дефицит и государственный долг, их регулирование.

4.Налоги и налоговая политика.

5.Фискальная политика, ее инструменты.

Вопрос 1.

В обыденном сознании понятие «финансы» отождествляется с деньгами. Однако это неверно. С научной позиции их надо понимать как совокупность производственных отношений особого рода.

Сущность финансов составляют формирование, безвозмездное распределение и использование фондов денежных средств для обеспечения развития экономики. Этим финансовые отношения отличаются от других производственных отношений. Они развиваются на основе внутренне присущих им объективных взаимосвязей и законов, таких как закон денежного обращения, мультипликативные эффекты налогообложения и правительственных расходов и др.

Различают их объекты и субъекты. Денежные средства являются объектом финансовых отношений. Их субъекты – это органы финансовой системы государства.

Финансовая система – это совокупность органов и институтов, реализующих финансовые отношения. Их специфическими институтами являются бюджет, налоги, правительственные расходы, трансфертные платежи, денежное обращение и др. Если учитывать институт кредита и кредитные учреждения, то вместе они образуют финансово-кредитную систему.

Субъекты этой системы – двоякого рода:

а)специфические органы и организации, занимающиеся налогами, бюджетом и т.п., финансовые органы различных уровней – государственные, муниципальные, предприятий и учреждений и др.;

б)все участники и пользователи финансовых отношений.

Финансовая система носит сложный многоуровневый характер, где можно выделить уровни:

· общегосударственный;

· отраслевой;

· региональный (включая муниципальный);

· отдельного предприятия, фирмы, организации;

· семьи и входящий в нее индивидов.

Функционирование системы осуществляется на основе особого финансового механизма, представляющего собой совокупность определенных методов, инструментов, правил и юридических норм, разрабатываемых и применяемых органами финансовой системы.

Функции финансовой системы:

1. аккумуляции денежных ресурсов, формирования необходимых фондов денежных средств, прежде всего бюджетов, путем налогообложения субъектов экономики и др. методами;

2. распределения финансовых ресурсов в кратко- и долгосрочном плане, методами прямого распределения (правительственных расходов, трансфертов и т.п.) и косвенными – стимулированием развития конкурентных отношений, перестройки структуры экономики и ценовых пропорций и т.п.;

3. воспроизводственная функция - предоставление денежных средств пользователям для обслуживания потребностей воспроизводства;

4. регулирования макроэкономического равновесия и вообще пропорций экономики.

5. Особой функцией и задачей является поддержание в стабильном состоянии и обеспечение эффективного функционирования самой финансовой системы – препятствование наращиванию государственного долга, бюджетного дефицита, раскручиванию инфляционной спирали и т.п.

Финансово-кредитная система – принадлежность товарного, рыночного хозяйства. В неразвитых формах она существовала еще в докапиталистических формациях, но зрелые ее формы сложились только при капитализме. Исторически система формировалась «сверху вниз». Система налогообложения, формирования «казны» государств сложилась еще в глубокой древности, тысячи лет тому назад. На стадии первоначального накопления капитала возникли государственные банки, осуществлявшие операции по кредитованию государства, промышленности, торговли, в особенности международной. Примером могут служить банки Голландии 17 века, раннекапиталистических городов-государств Италии – Флоренции, Генуи, Венеции, в Северной Европе – банки ганзейского торгового союза.

На рубеже 18-19 вв. возникли коммерческие банки, которые формировали свои ресурсы за счет вкладов состоятельных слоев населения и кредитовали торговцев, промышленников и т.п. В 19 в. возникли банки и др. кредитные учреждения для широких слоев населения. Прогрессировало развитие финансово-кредитных институтов, усиливалась их специализация, росли капиталы, происходило разделение финансовых функций государства, местных органов власти, предприятий.

Развивалась и теоретическая база данной системы. Инструменты современного финансово-кредитного механизма сформировались в 20 веке на основе неоклассических, неокейнсианских и монетаристских подходов, применяемых в различных комбинациях в большинстве стран. Это – инструменты фискальной и монетарной политики, с которыми мы будем разбираться.

Вопрос 2.

Важнейшим элементом финансового механизма является бюджетная политика, основанная на использовании бюджетных средств.

Любой бюджет представляет собой систему формирования, безвозмездного распределения и использования фондов денежных ресурсов специального назначения. Поэтому понятие «бюджетное финансирование», во-первых, означает бесплатность и безвозвратность выделения денег пользователям, а во-вторых, из этого особого фонда – бюджета.

В экономике любой страны действует целая бюджетная система как основа и часть системы более общего порядка – финансовой. Она также носит многоуровневый характер, и все ее звенья – уровни взаимосвязаны.

Бюджет любого уровня представляет собой роспись его доходов и расходов, которые должны балансироваться между собой. Он может рассматриваться как финансовый план государства, территории, отрасли, предприятия или семьи и потому должен разрабатываться и утверждаться до начала планового периода. Фактический бюджет складывается в процессе его исполнения и, как правило, отличается от планового.

Основой финансов любой страны составляет государственный бюджет, или централизованный фонд денежных средств, находящихся в распоряжении государства. Он формируется на очередной финансовый год по строгим процедурам и утверждается высшим органом власти государства (парламентом), приобретая силу закона. Расходование узаконенного бюджета доверяется правительствам, которые не вправе превышать установленные пределы государственных расходов и прибегать к дополнительной эмиссии денег на эти цели.

Доходы бюджета, как правило, носят вторичный, перераспределенный характер. Конкретная структура доходов госбюджета определяется законодательством о налогах и сборах и может претерпевать большие изменения. Основными источникамидоходов государственного бюджета являются налоги – в современном бюджете РФ это налоги на прибыль предприятий, НДС, акцизы, на добычу полезных ископаемых, госпошлина и др. Так, в бюджете 2006 г. они составили около 2/3 доходной части. Меньшую долю составляют неналоговые поступления – в настоящее время это прежде всего доходы от внешнеэкономической деятельности (ввозные и вывозные пошлины), доходы от использования имущества, находящегося в госсобственности, административные платежи и сборы, штрафные санкции и др. По сравнению с 90-ми годами доля налоговых поступлений существенно сократилась, зато выросла – от внешнеэкономической деятельности, в первую очередь от экспорта газа и нефти.

Расходы госбюджетов определяются в соответствии с теми задачами, которые они призваны решать. Но в их числе всегда есть расходы на:

· социально-культурные нужды;

· оборону страны;

· развитие экономики;

· содержание органов государственной власти, в том числе – правопорядка.

По сравнению с периодом плановой экономики в РФ резко снизилась доля расходов государства на нужды народного хозяйства (теперь это в большой мере осуществляется из прибыли частных компаний), а также оборону («конверсия» в кавычках). В последнее время Госдума опять увеличивает оборонные расходы. Неоправданно низки социальные расходы, особенно в %% - в социально ориентированных экономиках они превышают нередко 50% расходной части бюджетов., а у нас сейчас не достигают и 15% из федерального бюджета. Правда, часть этих расходов перераспределена на региональный уровень. Поэтому велика доля межбюджетных трансфертов – около 1/3. Очень высок удельный вес расходов на содержание государственных органов – вместе с отчислениями на органы правопорядка он близок к 30%.

Противоречия бюджетов разных уровней. Проблема регионализации бюджетных отношений в настоящее время. Внебюджетные фонды.

Конкретная структура бюджета РФ на 2006 г. представлена в таблице. Бюджет утвержден Госдумой 7 декабря 2005 года в размере:

Наши рекомендации