Изучение теоретических вопросов
Кафедра истории, философии, политологии
История экономики
Методические материалы
по изучению дисциплины
для студентов, обучающихся
по направлению «Экономика»
Саратов
Авторы-составители:
д-р. ист. наук, профессор Е.И. Демидова,
д-р. ист. наук, профессор А.В. Захаров,
к. ист. наук, доцент Е.А. Ефимова
История экономики: методические материалы по изучению дисциплины для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» / авт.-сост.: Е.И. Демидова, А.В. Захаров, Е.А. Ефимова / Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ «РЭУ им. Г.В. Плеханова». – Саратов, 2015. –39 с.
Рекомендует к печати
Кафедра истории,
Философии, политологии
29.05.2015 г.
©Авт. сост.: Е.И. Демидова, А.В. Захаров,
Е.А. Ефимова 2015
© Саратовский социально-экономический институт,
(филиал) ФГБОУ «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2015.
Редактор ……
Компьютерная верстка
Подписано в печать ____ формат 60х841/16.
Бумага типогр. №1. Печать Riso.
Уч.-изд. л.. Усл. печ. л..
Тираж ____ экз. Заказ ____
410003, Саратов, ул. Радищева, 89. ССЭИ РЭУ им. Г.В. Плеханова
Введение.
Методические материалы по изучению дисциплины «История экономики» разработаны в соответствии с учебным планом базовой части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин учебного плана основной образовательной программы по направлению 38.03.01 «Экономика».
Цель настоящих методических материалов состоит в оказании содействия обучающимся в успешном освоении дисциплины «История экономики» в соответствии с общими целями данной основной образовательной программы – сформировать системное, научное представление студентов о сущности и особенностях важнейших экономических процессов и явлений в мире, об основных этапах истории экономики.
Выполнение предусмотренных методическими материалами заданий по данной дисциплине позволит обучающимся расширить и закрепить необходимые знания, умения и навыки и на их базе сформировать соответствующие компетенции:
Знать:
–особенности развития мирового хозяйства с древнейших времен до настоящего времени, исторический опыт важнейших экономических реформ, особенности экономической политики России и ведущих стран на современном этапе.
–тенденции развития мировой экономики в конце ХХ в.;
–основные понятия и термины; экономические модели развития общества и результаты их практической реализации.
Уметь:
– владеть культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
–понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3);
– анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
– осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);
Владеть способностью:
используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);
критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13);
преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14);
принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-15).
Методические указания содержат по каждому разделу теоретические вопросы, которые необходимо подготовить во время внеаудиторной самостоятельной работы и обсудить на практических занятиях. Изучение дисциплины предусматривается в первом семестре. Общая трудоёмкость составляет 72 часа, в том числе на аудиторные занятия – 26 часов, на самостоятельную работу 46 часов. Форма промежуточной итоговой аттестации – зачёт.
Тема 1. Общие закономерности возникновения и развития хозяйствования. Экономика Древнего мира
Практические занятия – 2 часа.
Внеаудиторной самостоятельной работы – 5 часов
Внеаудиторная самостоятельная работа
Изучение теоретических вопросов
1. Хозяйственное развитие в первобытную эпоху.
2. Особенности хозяйства древневосточных обществ. «Азиатский способ производства».
3. Экономика Древнего Египта, Мясопотамии, Древней Индии и Древнего Китая).
4. Основные черты античной системы хозяйства.
5. Экономическое развитие Древней Греции.
6. Экономическое развитие Древнего Рима.
7. Кризис и разложение античной экономической системы (III – V вв. н.э.).
2. Подготовка ответов на контрольные вопросы
1. Проанализируйте изменения в хозяйстве и орудиях труда древних людей в течение палеолита, мезолита и неолита.
2. Объясните сущность понятия «неолитическая революция».
3. Охарактеризуйте период разложения первобытнообщинного способа производства.
4. Каковы социально-экономические предпосылки возникновения первых цивилизаций.
5. В чём разница присваивающего и производящего типов хозяйствования.
6. Перечислите факторы, обусловившие переход от присваивающего к производящему хозяйству.
7. Определите особенности экономического развития древневосточных обществ.
8. Сравните азиатский и античный способы производства.
9. Проследите эволюцию источников пополнения рабов в Древнем Риме и Древней Греции.
10. Как рабство повлияло на характер социально-экономических отношений в древних государствах.
11. Назовите общие черты хозяйственного развития древневосточных цивилизаций.
12. Какие отрасли производства развили древние греки? Какого уровня достигли их торговля, финансы, кредит?
13. Сравните экономическое положение Афин и Спарты.
14. В чем особенности экономики Древнего Рима?
15. Назовите причины разложения рабовладельческого строя.
Выполнение заданий
Задание 1. Найдите на карте территорию Древнего Египта, Месопотамии, Древней Индии, Древнего Китая.
Задание 2. Сравните природно-климатические условия, влияющие на хозяйственную жизнь Древнего Египта, Месопотамии, Древней Индии, Древнего Китая.
Задание 3. Найдите на карте территорию Древнего Рима и Древней Греции.
Задание 4. Сравните природно-климатические условия, влияющие на хозяйственную жизнь Древнего Рима и Древней Греции.
Подготовка докладов
1. Античная система хозяйства (на примере Древней Греции или Рима).
2. Роль мифологии в хозяйственной жизни античного человека.
3. Особенности развития ремесла и торговли в Античной Греции и Древнем Риме: сравнительный анализ.
4. Военная организация Римской империи.
5. Сравнительная характеристика системы рабства в античном мире.
6. Причины упадка рабовладельческого строя.
Аудиторная работа
1. Участие в обсуждении ответов на контрольные вопросы, подготовленные во внеаудиторное время.
2. Участие в обсуждении заданий, докладов, выполненных во внеаудиторное время.
3. Выполнение заданий и участие в их обсуждении.
Тема 2. Варианты развития феодальной экономики.
Практические занятия – 1 час.
Внеаудиторной самостоятельной работы – 5 часов