Теория международной торговли
Возникновение и развитие мирохозяйственных связей берет свое начало в международной торговле, которая имеет богатейшую многовековую историю, пройдя путь от единичных внешнеторговых сделок до долгосрочного многостороннего сотрудничества между странами в рамках международной производственной кооперации. К концу ХIХ в. международная торговля принимает форму мирового рынка. В него оказываются втянутыми практически все страны мира.
Международная торговля – форма всемирных экономических отношений, осуществляемая посредством экспорта и импорта товаров и услуг, базирующаяся на международном разделении труда. Другими словами, международную торговлю можно рассматривать как обмен товаров и услуг между государственно-национальными хозяйствами.
Каковы же причины возникновения и развития международной торговли? Отвечая на этот вопрос, следует иметь в виду: неравномерность распределения и обеспеченности экономическими ресурсами различных стран (факторные условия); эффективное производство различных технологий или комбинации ресурсов; развитие транспорта и связи; избыток товаров; более низкие издержки производства в тех или иных странах; условия спроса; стратегию фирм; конкуренцию.
Международная торговля в современных условиях выступает как результат глубокого международного разделения труда, специализации различных стран на производстве отдельных видов товаров в соответствии с уровнем технико-экономического развития каждой страны и ее природно-географическими условиями.
Объем международной торговли характеризуется динамикой показателей экспорта, импорта товаров и услуг, чистого экспорта, их отношением к ВВП.
Экспорт (вывоз) товаров означает, что их реализация происходит на внешнем рынке. Экономическая эффективность экспорта определяется тем, что данная страна вывозит ту продукцию, национальные издержки производства и обращения которой ниже мировых издержек. Прибыль при этом зависит от соотношения национальных и мировых цен данного товара, от производительности труда в странах, участвующих в мировом обороте данного товара в целом.
При импорте (ввозе) товаров страна приобретает те товары, производство которых ей в настоящее время экономически невыгодно, т.е. покупаются изделия с меньшими затратами.
О степени открытости или закрытости экономики страны с точки зрения ее участия во внешнеэкономических торговых связях можно судить на основе анализа следующих показателей: экспортной квоты, экспортного потенциала, размера экспорта на душу населения и др.
Открытая экономика – это такое национальное хозяйство, где иностранным субъектам хозяйствования открыт доступ к большинству видов деятельности по производству товаров и услуг и на большинство рынков. В закрытой экономике большинство отраслей и рынков закрыто для иностранных субъектов хозяйственной деятельности.
Экономическая открытость страны имеет два аспекта: функциональный и торгово-политический.
Функциональная открытость – это степень вовлеченности национальной экономики в систему международного разделения труда, степень зависимости ее воспроизводственного процесса от внешнеэкономических связей. Измеряется она путем соотнесения объема внешнеторгового оборота страны к ВВП (%).
Показатель степени функциональной открытости российской экономики составил: в 1928 г. – 24,3%; 1938 г. – 19,8%; 1948 г. – 22,4%; 1962 г. – 21,4%; 1995 г. – 34,4% . В 2000 г. этот показатель в России был равен 42%, США – 24%, КНР – 40%, Индии – 27%, Канаде – 73%, Нидерландах – 100%.
Торгово-политическая открытость национальной экономики определяется степенью либерализации трансграничных перемещений товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.
Ныне экономическая открытость большинства стран принципиально меняет соотношение эндогенных и экзогенных факторов развития национальных хозяйств в пользу вторых (экзогенных).
На пороге ХХI в. у России нет иного выбора, кроме продолжения курса на врастание в мировую экономику. Постигшие нас на данном пути неудачи – результат не ошибочного выбора, а некомпетентного руководства на этом трудном этапе.
На протяжении 1970-1990 гг. у развивающихся стран с относительно закрытой экономикой среднегодовые темпы экономического роста составили 0,69%, с открытой – 4,49%.
Динамика и структура мировой торговли зависит от размещения основных факторов производства между разными странами, от структуры мирового производства. Например, в ХIХ в. в торговле между странами преобладали сырье, продовольствие, продукция легкой промышленности. Ныне же существенно возросла доля промышленных товаров, особенно машин и оборудования. За последние 50 лет удельный вес сырья в стоимости мирового экспорта понизился с 60% до 30%, а доля готовых промышленных изделий возросла до двух третей. Растет обмен комплектующими изделиями и запасными частями. Динамично увеличивается реэкспорт.
В сферу мировой торговли включаются достижения научно-технического прогресса. Торговля лицензиями и ноу-хау занимает до 10% общего торгового оборота. С 1960 г. по 1980 г. мировой оборот лицензий вырос более чем в 12 раз. А к началу ХХI века – еще почти в 10 раз. Причем на долю развитых стран приходится 99% мирового экспорта лицензий и патентов и 85% их импорта.
Объектами мировой торговли становятся проектные работы, лизинг (долгосрочная аренда оборудования), инжиниринг (субподрядные контракты на оказание инженерно-строительных работ).
Происходят изменения в положении различных стран на мировом рынке. Сдвиги происходят не только в материальной структуре мирового товарооборота, но и в географии основных внешнеторговых потоков. В качестве примера можно привести «новые индустриальные страны»: Гонконг, Южную Корею, Сингапур, Тайвань. Удельный вес этих стран в мировом экспорте вырос более чем в два раза за период с 1960 г. по 1985 г.
Международная торговля, как одна из ключевых форм международных экономических отношений, выполняет ряд ролевых функций: а) преодолевает ограниченность национальной ресурсной базы; б) расширяет емкость внутреннего рынка и устанавливает связи национального рынка с мировым; в) обеспечивает получение дополнительного дохода за счет разницы национальных и интернациональных издержек производства; г) расширяет масштабы производства, ограниченные кривой производственных возможностей; д) является средством развития специализации стран, повышения производительности труда, увеличения объемов производства.
На этой основе строятся теории международной торговли.
В конце ХVIII века появилась теория «свободы торговли» классиков английской политической экономии А. Смита и Д. Рикардо. В работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» А. Смит выдвинул идею о том, что основой богатства нации служит разделение труда. Автор пришел к следующим выводам. Во-первых, выгоду получают страны, активно участвующие в международном разделении труда. Во-вторых, основой развития международной торговли служит различие абсолютных издержек. В-третьих, следует импортировать товары из страны, где издержки абсолютно меньше, а экспортировать те товары, издержки которых ниже у экспортеров.
Рассмотрим эти положения на условном примере взаимной торговли Украины и России. По климатическим условиям Украина может оказаться в преимущественном положении при производстве свеклы, что позволяет ей производить 4 тонны свеклы на 1 чел.-день работы по сравнению с 3 тоннами свеклы на 1 чел.-день в России. Картофель же более выгодно выращивать в России. Где на 1 чел.-день производится 1 тонна картофеля по сравнению с 900 кг на Украине.
Продав картофель на рынке Украины, Россия сможет приобрести около 4,4 тонны свеклы. Можно легко определить выгоду, получаемую от такого разделения труда.
Выводы А. Смита послужили основой для создания теории сравнительных издержекД. Рикардо. Ему удалось доказать, что абсолютные преимущества по А. Смиту представляют лишь частный случай общего правила. В реальной действительности даже страны, имеющие абсолютно более высокие уровни издержек производства по обоим товарам, могут выиграть от торгового обмена.
Предположим, что производство 25 метров сукна в Англии требует труда 100 рабочих в год. За это количество сукна Англия покупает в Португалии 50 литров вина, собственное производство которого потребовало бы труда 120 рабочих в течение года. На производство тех же количеств сукна и вина Португалия затрачивает труд 90 и 80 рабочих.
В этих условиях торговли Англии выгодно ввозить вино посредством вывоза сукна. Португалии же выгодно ввозить сукно в обмен на вино, хотя издержки производства на тот и другой товар здесь ниже, чем в Англии. Дело в том, что продав бочку вина (50 литров), обошедшуюся в 80 единиц труда за 120 единиц в Англии и купив сукно, португальская фирма может приобрести его в Англии 25 × 1,2 = 30 метров. Если бы аналогичное количество труда (80 ед.) использовалось для производства сукна в Португалии, оно бы дало: 25 × (80\90) = 22 метра.
Д. Рикардо исходил из того, что при полной свободе торговли принцип сравнительных издержек действует автоматически и сам по себе приводит к оптимальной специализации.
Экономия трудовых затрат и капитала, по Рикардо выступает в качестве критерия специализации страны. Согласно принципу сравнительных преимуществ совокупный объем выпускаемой продукции станет максимальным тогда, когда каждый товар будет производиться той страной, в которой ниже вмененные издержки.
Теория сравнительных преимуществ основана на ряде упрощений. Она исходит из наличия лишь двух стран и двух товаров, свободной торговли, совершенной мобильности рабочей силы внутри страны и отсутствия перелива между странами, постоянных издержек производства, отсутствия транспортных расходов и технических изменений, полной взаимозаменяемости ресурсов при их альтернативном использовании. Такой уровень абстракции потребовался автору для выяснения основных принципов развития международной торговли. Сегодня эти предпосылки нуждаются в уточнении.
В течение нескольких десятилетий после смерти Д. Рикардо его теория оставалась единственной теорией международного разделения труда.
В 30-е гг. ХХ в. шведские экономисты Эли Хекшер и Бертель Олин развили доктрину Д. Рикардо, создав новую концепцию, получившую название «модель Хекшера-Олина». В экономической литературе она господствовала вплоть до 1960-х гг.
Основные положения модели Хекшера-Олина состоят в следующем: во-первых, наблюдается тенденция экспортировать товары, для изготовления которых используются имеющиеся в избытке факторы производства и, наоборот, импортировать товары, для производства которых необходимы относительно редкие факторы; во-вторых, в международной торговле прослеживается тенденция к выравниванию «факторных цен» (заработной платы, процентной ставки, ренты); в-третьих, экспорт товаров может быть заменен перемещением факторов производства.
Например, производство шерсти и зерна в Австралии и Новой Зеландии и их продажа в Англию означает расширение использования дешевых австралийских и новозеландских земель под зерновые и пастбища. Результатом становится повышение цены земли в Австралии и Новой Зеландии и снижение земельной ренты в Англии. Что касается «мобильных факторов» (труда и капитала), то по модели Хекшера-Олина прогнозируется вероятность замены движения товаров движением факторов производства. Германия, например, вместо расширения экспорта товаров в Польшу может перевести туда свой капитал и построить завод, начав на месте производство данного товара в Польше. Обе страны при этом остаются в выигрыше.
После Второй мировой войны теория Хекшера-Олина подверглась проверке со стороны многих экономистов. В частности, В. Леонтьев попытался определить правильность тезиса о том, что страна, обладающая избыточными дешевыми факторами производства, экспортирует товары, требующие для своего производства эти дешевые факторы.
В. Леонтьев использовал для своих расчетов межотраслевые балансы «затраты выпуск». Исследуя структуру экспорта и импорта США за ряд лет, начиная с 1947 г., В. Леонтьев обнаружил, что вопреки теории Хекшера-Олина в экспорте США преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте – капиталоемкие. Этот результат стал известен как «парадокс Леонтьева».
Автор разделил промышленность США на 50 секторов, из которых 37 секторов участвовали в мировой торговле. Выделил типичные наборы импортных и экспортных товаров в виде двух «корзин» общей стоимостью в 1 млн дол. Например, если на долю сельскохозяйственного машиностроения приходилось 5% общей суммы экспорта, то и в корзине, равной 1 млн долларов, на продукцию сельскохозяйственного машиностроения соответственно приходилось 5% суммы, т.е. 50 тыс. долларов.
Затем была подсчитана сумма затрат труда и капитала, необходимая для производства 1 млн дол. импортированных товаров. На этой основе В. Леонтьев сравнивает суммы капитала и труда, требуемые для производства 1 млн дол. экспортируемых и импортируемых товаров. Для производства экспортных товаров требовалось 2,5 млн дол. капитала, а для импортных товаров – 3,09 млн долларов. С точки зрения затрат труда, наиболее трудоемкими оказались экспортные товары – 182 чел.-года, по сравнению с 170 чел.-годами для производства аналогичных конкурирующих импортных товаров, т.е. импорт был почти на 30% более капиталоемким, а экспорт не более чем на 25% трудоемким.
В. Леонтьев дает следующее объяснение этому феномену. Один человеко-год американского труда эквивалентен трем человеко-годам иностранного труда. А это означает, что США и в самом деле трудоизбыточная страна. Большая производительность американского труда вызвана более высокой квалификацией американских рабочих. Экспортные товары потребовали значительно более квалифицированного труда, чем импортные.
Таким образом, В. Леонтьев объяснил причины выявленного им феномена в торговле США тем, что страна обладает избыточным количеством такого важного экономического ресурса, как квалифицированный труд. Исследование В. Леонтьева послужило основой для возникновения модели, учитывающей уровень квалификации рабочей силы.
Дальнейшие исследования показали, что противоречие, обнаруженное В. Леонтьевым, можно устранить, если при анализе структуры торговли учитывать более двух факторов производства. Разработка этой модели связана с именем американского экономиста Д. Кисинга. Смысл данной модели заключается в том, что в производстве товара участвуют три фактора: квалифицированный труд, неквалифицированный труд и капитал. Относительное изобилие высококвалифицированной рабочей силы ведет к экспорту товаров, требующих большого количества квалифицированного труда. Изобилие же неквалифицированной рабочей силы способствует экспорту товаров, для производства которых – достаточно невысокой квалификации.
Одной из наиболее распространенных теорий внешней торговли ныне является «модель технологического разрыва».
Ее основы впервые изложены в работах английского экономиста М. Познера (1961). Позднее она разрабатывалась в трудах Р. Вернона. Р. Финдли, Э. Менсфилда.
Необходимость внешней торговли между странами, с точки зрения авторов данной модели, может быть вызвана технологическими изменениями, возникающими в какой-то одной отрасли в одной из торгующих стран. Ввиду того что технические новшества первоначально появляются в одной стране, эта страна приобретает сравнительные преимущества, так как новая технология позволяет производить товары с меньшими издержками. Если же новшество заключается в производстве нового продукта, то предприниматель в стране-новаторе в течение определенного времени обладает квазимонополией, т.е. получает добавочную прибыль, экспортируя новый товар.
В результате технических новшеств образовался технологический разрыв между странами, обладающими ими, и странами, их не имеющими. Этот разрыв постепенно преодолевается, поскольку другие страны начинают копировать нововведения страны-импортера. После того как нововведение скопировано, причин для внешней торговли данным товаром больше нет.
Для объяснения постоянного существования внешней торговли М. Познер применяет понятие «поток нововведений», возникающего в разных странах и отраслях. Таким образом, модель технологического разрыва предполагает, что международная торговля осуществляется даже при одинаковой наделенности стран факторами производства.
Теорема Рыбчинского. Последствия неравномерного роста факторов производства приводят к тому, что определяющий рост одного из них не только повышает удельный вес сектора, где он интенсивно используется. При неизменных мировых ценах это приводит также к сокращению выпуска в остальных секторах экономики. Почему это происходит? Потому что каждый раз сектор, где наиболее интенсивно используется подешевевший фактор производства, «переманивает» у другого все мобильные факторы производства. В этом и заключается смысл теоремы Рыбчинского: при неизменных ценах и наличии в экономике только двух секторов рост одного из факторов производства ведет к сокращению выпуска одного из товаров.
Вывод, сделанный Рыбчинским, означает, что разработка новых месторождений, как, например, нефти или газа в Канаде и Великобритании, может затормозить развитие других отраслей, в частности, обрабатывающей промышленности. И наоборот, интенсивное накопление капитала и рост квалификации рабочей силы в быстрорастущей экономике с развитой внешней торговлей могут привести к сокращению добычи полезных ископаемых и обусловить рост зависимости от импорта сырья. Так случилось с США, которые в процессе опережающего остальные страны экономического роста превратились из чистого экспортера в чистого импортера минерального сырья, в частности, в результате накопления капитала и роста квалификации рабочей силы.
Изучение теорий международной торговли позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, эволюция теорий отражает развитие международной торговли и объясняет движущие силы этого процесса. Во-вторых, теория сравнительных преимуществ объясняет сегодня необходимость и направленность международной торговли, связанной с природно-климатическими различиями и различиями в наделенности минеральными ресурсами. В-третьих, модель Хекшера-Олина обосновывает направления межотраслевой специализации, связанные с использованием квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы, капитала и сельскохозяйственных угодий. В-четвертых, модель технологического разрыва пригодна для анализа международной торговли наукоемкими товарами. В-пятых, теорема Рыбчинского позволяет изучать проблемы международной торговли в условиях неравномерного роста факторов производства.