Глава 1. государство, право и экономика

Факультет подготовки государственных и муниципальных служащих

Кафедра государственно-правовых дисциплин

Дисциплина: Теория государства и права_____________________________

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема №103:«Соотношение гражданского общества и правового

государства»

Преподаватель: Зыкина Е.В кандидат юридических наук, доцент_______

(фамилия и инициалы преподавателя, ученая степень (звание))

СтудентЕрёмина Маргарита_______

(фамилия, имя, отчество (полностью))

Сергеевна___________

Курс 1 Учебная группа № 522-11

Место жительстваг.Псков_____

__

Телефон 892150111585___________

Регистрационный номер _________

от «___» ________________ 20__ г.

Псков

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Государство, право и экономика

§ 1.1 Соотношение государства, права и экономики…………………………...5

§ 1.2 Воздействие права и государства на экономику………………………….7

§ 1.3.Советская социалистическая и западная либеральная модели государственного регулирования экономики………………………………….13

Глава 2. Виды и модели экономических систем

§ 2.1 Традиционная экономика ………………………………………………...17

§ 2.2 Плановая экономика……………………………………………………….18

§ 2.3 Рыночная экономика………………………………………………............20

Глава 3. Роль государства в формировании рыночных отношений в современной России

§ 3.1 Способы и средства, принимаемые государством в целях развития экономики ………………………………………………………………………..23

§ 3.2 Государство, экономика и социальная стабильность в обществе ……..26

§ 3.3 Проблемы формирования рыночных отношений в современной России…………………………………………………………………………….29

Заключение……………………………………………………………………….33

Список использованной литературы…………………………………………...35

Мудрое и бережливое государство должно удерживать людей от причинения взаимного вреда, предоставляя им во всем остальном полную свободу занятий, и не отнимая у них ими заработанный хлеб... Это все, что требуется от хорошего государства. Томас Джефферсон, Из письма к Эндрю Джексону

Введение

Первые известные нам государства в истории (в Египте, Междуречье, Индии, Китае) возникли по экономическим причинам. В этих странах заниматься земледелием можно только с помощью большой сети оросительных каналов и плотин. Для того чтобы их построить и поддерживать в порядке, нужен организованный труд многих тысяч людей. Без крепкой центральной власти, т.е. государства, этого достичь практически невозможно.

Проблема взаимоотношения государства и экономики появилась в эпоху зарождения первых государств и с тех пор не теряет своей актуальности в связи с те, что от экономической политики страны зависит не только наше будущее, но и будущее наших поколений.

Сегодня в условиях перехода нашей страны к рыночной экономике у людей возникает масса злободневных вопросов. Они касаются условий жизни людей: кто и как гарантирует сохранение достигнутого ранее уровня благосостояния людей? Когда и как будут изменены цены на потребительские товары, и в какой мере будут компенсироваться потери населения от инфляции? Если человек окажется безработным, то кто и как ему поможет?

Деловых и предприимчивых людей волнуют такие, скажем, вопросы: в каких пределах и формах будет дальше проводиться разгосударствление экономики России? Когда будут обеспечиваться нормальные, подкрепленные правовыми нормами условия для развития бизнеса?

Итак, видно, что во всех этих вопросах очень тесно взаимодействуют понятия экономики и права. Не зная одного из направления развития вопроса, невозможно будет ответить на вопрос в целом.

Чтобы найти ответ на подобные вопросы, потребуется выяснить, из чего состоит, как действует экономический организм общества и как он регулируется правом в процессе своего развития.

Важное место в этих вопросах занимает и проблема государственного вмешательства в экономику. По моему мнению, она является основной для любого госу­дарства.

Ввиду фундаментальности темы она была, есть, и будет актуальна на протяжении всего развития человечества.

Целью моей курсовой работы является всестороннее изучение избранной для исследования темы, выявление её теоретических, юридических и практических аспектов, анализ результатов деятельности различных моделей развития экономики по данному вопросу.

В связи с данной целью основными задачами курсовой работы являются: 1) подбор материала 2) поиск путей решения выявленных проблем 3) формирование собственной позиции по затрагиваемым вопросам.

В курсовой работе использованы следующие общенаучные методы: метод анализа, синтеза, дедукции, метод абстрагирования. Также в работе использованы частно-научные методы: метод сравнительного правоведения и формально-юридический метод.

Для достижения цели и задач работы дается понятие экономика, государственное регулирование, экономическая система.

Затем исследуется проблема соотношения государства, права и экономики в современной России, перспективы и реальность общественного развития.

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВО, ПРАВО И ЭКОНОМИКА

§ 1.1. СООТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВА, ПРАВА И ЭКОНОМИКИ

Экономика (от греч. oikonomike - искусство ведения домашнего хозяйства) так термин на протяжении исторически длительного времени носит устойчивый характер. В контексте излагаемого материала различными словарями он определяется как "Совокупность производственных отношений, соответствующих данной ступени развития производительных сил общества, господствующий способ производства в обществе[1]" или как "Совокупность производственных отношений определяющих общественно-экономические формации, экономический базис общества[2]".

В этих устоявшихся словосочетаниях просматривается тесная связь между государством и характером экономических отношений. Государство всегда и постоянно, но в различной форме присутствует в национальной экономике.

В либеральном варианте государство ограничивается обеспечением в стране верховенства закона; определением макроэкономической политики.

В нейтральном варианте - при переходном этапе. В этот период государство берет на себя обязанность обеспечения населения медицинскими услугами; возможностью получения образования.

С появлением в XVIII веке либерализма возник не прекращающийся спор (конфликт) с переменным успехом между ним и автократией за право оказывать влияние на формирование международной политики и соответствующей системы права. Это выражалось в создании различных противостоящих блоков и союзов государств. Джеймс Медисон называл это "великой борьбой между свободой и деспотизмом"[3]. Затем в процесс противостояния включились религиозные, этнические и культурные противоречия. На фоне этих противоречий мировое сообщество так и не смогло выработать единых критериев, позволяющих эффективно подходить к организации типа экономики, с учетом существующего в стране политического режима.

Следует отметить, что экономическая свобода не является точным и объективным показателем роста благосостояния. Например, отнесенная к "преимущественно несвободным" экономика Китая на протяжении ряда лет демонстрирует устойчивый ежегодный рост ВВП 9 - 10%, а "свободная экономика" США - только 4%.

В нижеприведенной таблице [4] отражен рейтинг экономической свободы стран за 2012 г., составленный американским аналитическим центром Heritage Foundation.

Страна Место Индекс
Гонконг 89.9
Сингапур 87.5
США 76.3
Россия 50.5
Китай 51.2
Великобритания 74.1

В плане соотношения государства и права с экономикой главным вопросом является примат экономических отношений перед политическими и государственно-правовыми. Исходя из тезиса об определяющей роли экономического базиса по отношению к надстройке, юристы безоговорочно и часто догматически ставили государство и право в прямую зависимость от системы производственных отношений.

Следует учитывать, что экономика оказывает определяющее влияние на право и государство. Только, в конечном счете, это делается, как правило, не линейно. Кроме того, государство и право могут активно воздействовать на экономику как в направлении ее прогресса, так и наоборот - в частности, на направление ее деформаций.

§ 1.2. ВОЗДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА НА ЭКОНОМИКУ

Право и экономика

Необходимо подчеркнуть, что общественные отношения, базирующиеся на нормах права, являются наиболее адекватной формой экономических отношений. Последние могут нормально функционировать только и исключительно в правовой форме. Все иные формы (директивно-государственная) не являются оптимальными. Они искажают или попросту отвергают рыночные начала как безнравственные, анархические, противоречащие духу народа и т.п. Таким образом, право - это естественная форма экономических отношений[5].

Экономические отношения, как и любые иные социальные взаимосвязи, могут стабильно функционировать, если они закреплены в нормативной форме. Нормативные формы разнообразны, но среди них только правовая (это показывает исторический опыт) в наибольшей степени отвечает сущности экономических отношений, их рыночной природе.

Единой юридической основой всех отношений экономического цикла является право собственности. При этом в сфере экономики главным объектом собственности выступает труд человека. Вещи как объекты права собственности вторичны, они - носители овеществленного труда, придающего им стоимость. И самое главное: обмен трудовой деятельностью, результатами труда (вещами, деньгами) осуществляется на основе частного права между равноправными собственниками. Вмешательство государства в данные отношения может быть позитивным, если посредством такого вмешательства защищаются нарушенные права одной из сторон, и негативным, если при этом ограничивается свобода собственника, т.е. его права.

Экономика как производство товаров и услуг имеет объективное содержание. Это содержание определено, с одной стороны, характером потребностей населения, а с другой - уровнем развития техники, производительности труда, природными условиями. Однако как, каким образом отдельный производитель получает информацию о том, что необходимо производить? Подобные вопросы не возникают в условиях традиционного, натурального хозяйства, свойственного феодализму. Не нужна здесь и регулирующая функция права. В условиях рыночной экономики ситуация иная. Цена на рынке товаров и услуг регулируется соотношением спроса и предложения. Но для этого все собственники должны быть свободны юридически, т.е. должны самостоятельно решать, что производить, в каком количестве, по какой цене продавать. Юридическая свобода - необходимое условие для выявления экономической необходимости. Она дает возможность производителю слышать сигналы рынка и учитывать их. Производитель сам регулирует экономические аспекты своей деятельности и делает это по праву и благодаря праву, с помощью которого его свобода закреплена и защищена.

Итак, право не просто воздействует на экономику, оно - имманентная ее часть. В правовой науке существует мнение, что становление права как регулятивной системы завершается с появлением развитой рыночной экономики. Сторонники этой теории ссылаются на Европу XIX века, когда произошло, якобы, окончательное формирование англосаксонской и романо-германской правовых систем.[6]

Автору представляется, что это спорная точка зрения, так как правовая система - процесс живой, остановить его и зафиксировать в каких-либо формах нельзя, как нельзя остановить время. С развитием общества трансформируются и правовые системы. Считать ту или иную систему раз и навсегда установившейся - значит спорить с законами диалектики.

Государство и экономика

Право как социальный институт возникает вместе с государством, ибо во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Как невозможно существование государства без права (последнее организует политическую власть), так и права без государства (которое устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы). Именно органы государства становятся основными структурами, контролирующими выполнение правовых предписаний.

Государства не могут воплощаться в любые формы, которые явно противоречат их содержанию и не соответствуют их экономической основе.

Так, рабовладельческое государство не может существовать в форме ограниченной монархии с общенациональным парламентом, а социалистическое – в форме монархии.[7]

Конкретная форма государства предопределяется историческим типом государства. Кроме того, она зависит и от других факторов, определяющим из которых является уровень экономического развития общества.

Если право воздействует на экономику как бы изнутри, являясь оптимальной формой экономики, то государство обеспечивает внешние условия ее функционирования. Это проявляется в следующем.

Во-первых, государство выполняет функцию защиты страны от нападения извне и охраняет экономическое пространство внутри страны.

Во-вторых, оно обеспечивает единство общества и его стабильность в условиях. Внутреннее единство и стабильность - также необходимая предпосылка нормального функционирования и развития экономики.

В-третьих, государство выступает и субъектом экономических отношений, взяв на себя некоторые экономические функции, обеспечивающие целостность экономической системы страны. Государство берет на себя заботу о денежном обращении, осуществляет финансирование образования, культуры и др.

С усложнением в ходе исторического развития экономических связей государство все более активно вмешивается в хозяйственную жизнь с целью воспрепятствования негативным тенденциям, возникающим в экономике. В странах Запада государственное регулирование в сфере экономики признается полезным и необходимым.

Чтобы осознать необходимость государственного регулирования экономики, человечеству потребовалось пройти через ряд жестких экономических кризисов. Наиболее крупным из них является глобальный кризис экономики США 1933 г., принесший потери, исчисляющиеся сотнями миллионов долларов. Он распространился на все континенты, затронул многие отрасли производства. Кризис затронул внутреннюю и внешнюю торговлю и финансовую систему капиталистических стран[8]. Кризисы 20 - 30-х гг. XX в. в полной мере обозначили необходимость социального контроля общества над экономикой, пролили свет на несостоятельность принципа невмешательства государства в экономику и нацелили на многообразные меры демонополизации хозяйства посредством государственного регулирования экономики.

Речь идет не просто о государственном, а о государственно-правовом воздействии на экономику с использованием публичного права.

Направления такого воздействия многообразны: борьба с монополизмом; контроль за качеством продукции с точки зрения ее безопасности для жизни и здоровья потребителей.

Когда воздействие государства на экономику чрезмерно, оно становится негативным, ибо мешает ее свободному функционированию и развитию. Крайним проявлением такого воздействия является огосударствление экономики, при котором государство делается основным собственником на средства производства и берет управление хозяйством на себя, как было в СССР. Порочность подобной системы состоит в следующем.

Во-первых, государство "отключает" действие автоматических механизмов согласования спроса и предложения товаров и услуг, т.е. интересов потребителя и производителя.

Во-вторых, огосударствление экономики порождает отсутствие экономической ответственности предприятий, заводов, фабрик. Экономические результаты для них не имеют особого значения, ибо у рентабельных предприятий государство забирает прибыль, а убыточным предоставляет необходимое финансирование.

Государство - организация, выполняющая полезные функции, без осуществления которых общество не может обойтись. Затраты на них - это нормальная стоимость государственных услуг. Но государство, используя свою силу, может возложить на общество и чрезмерную дань, и тогда затраты ложатся тяжким бременем на экономику, сдерживают ее развитие. Наиболее типичными чрезмерными затратами выступают милитаризация экономики, содержание огромной армии, большого аппарата чиновников.

Индикаторами непомерных государственных расходов являются прямые и косвенные налоги, грабящие население и душащие экономику. В сегодняшней России налоги нередко носят конфискационный характер.

Для того чтобы выжить в этих условиях, производители вынуждены искать законные и незаконные способы ухода от налогов.

Понимая это, законодательно на территории России в 2006 г. было запланировано создание 10 особых экономических зон двух типов со сроком действия 20 лет: промышленно-производственных (площадью не более 20 км кв. под сборочные производства) и технико-внедренческих (площадью не более 2 км кв. для создания и коммерциализации научных разработок). Для этих зон снижен единый социальный налог до 14%.[9].

В-третьих, чрезмерное воздействие государства на экономику выражается в излишней административной заурегулированности экономических отношений. Это ущемляет экономическую свободу.

Господствующее положение государства в экономике дает ему и некоторые преимущества. Главное из них - возможность очень быстро и беспрепятственно сконцентрировать все необходимые ресурсы (материальные, финансовые) для решения отдельных крупных проблем: производства вооружений, строительства новых городов. Но теневой стороной подобных "достижений" становятся снижение жизненного уровня населения, отсутствие демократии, бесправие отдельного человека.

Одной из центральных проблем экономической теории и экономической политики продолжает оставаться вопрос о роли государства в стимулировании экономических отношений. Доминирующие взгляды по этой имеющей большое практическое значение для развития любого общества проблеме неоднократно менялись. Соответственно подвергалась радикальным изменениям и стратегия развивающихся стран.

Например, исследователи японского экономического чуда выделяют четыре фазы японской промышленной политики: восстановление внутреннего производства (50-е годы); быстрое увеличение экспортной продукции (60-е годы); развитие высокотехнологических производств (70-е годы); развитие инновационных процессов (80-е годы).[10]

Результаты проведенных исследователями [11] экономических расчетов по данным о более 100 странах за период, равный 25 годам, свидетельствуют о следующем. Для обеспечения быстрого роста экономики государство должно следовать весьма сложной стратегии, постоянно выбирая политику, адекватную стадии модернизации. Своевременно изменять ее при переходе от одной стадии к другой.

§ 1.3. Советская социалистическая и западная либеральная модели государственного регулирования экономики

Советская социалистическая модель

Для советской социалистической модели правового регулирования экономики и государственного управления ею было характерно:

- несомненное доминирование государственной собственности перед всеми формами собственности. Статья II Конституции СССР 1977 г., рассматривая государственную собственность как "общее достояние всего советского народа", достаточно четко определяла, что эта форма собственности является "основной формой социалистической собственности"[12]

- гиперцентрализация управления экономикой и, отсюда, во многом бесправие, безынициативность, безответственность хозяйств

-ущербность экономического стимулирования высокопроизводительного общественного и индивидуального труда в почти сплошь огосударствленной экономике

- заидеологизированность экономики и управления ею, фальсификация экономической информации;

- ведомственный и территориальный эгоизм субъектов управления экономикой;

Жесткая централизация экономики в СССР была эффективна в периоды функционирования общества и государства в чрезвычайном режиме. Это хорошо продемонстрировали Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. и период послевоенного восстановления народного хозяйства, а также ряд других ситуаций, когда государству приходилось решать задачи "на выживание" или реализовывать крупномасштабные проекты.

Распад мировой социалистической системы повлек за собой переход бывших социалистических государств на капиталистический путь развития. В этих условиях по-разному стала трактоваться роль государства. Эти государства выходили из социализма тремя путями.

Страны Восточной Азии (главным образом Китай и Вьетнам) приступили к строительству капитализма с сельского хозяйства, постепенно перейдя на промышленность и сферу услуг. Перспективное планирование экономических отношений в Китае продолжает осуществляться на основе пятилетних планов. В марте 2006 г. на очередной сессии Всекитайского собрания народных представителей, являющегося высшим законодательным органом КНР, был принят очередной 11-й пятилетний план на 2006 – 2010 гг., который оказался очень эффективным. Среднегодовые темпы прироста ВВП за годы 11-й пятилетки оказались высокими, и КНР по темпам прироста ВВП заняла 1-е место в мире: 2006 г. – 12,7%[13]

В ряде государств Восточной Европы (и прежде всего в России) капитализм строился "сверху". В результате ваучерной приватизации произошло перераспределение бывшей государственной собственности в частную собственность. Экономика стран этого региона в меньшей степени зависит от иностранного капитала.

В Центральной Европе новые экономические отношения были построены с непосредственным участием иностранного капитала. Ключевую роль в приватизационном процессе сыграли иностранные инвесторы и прежде всего транснациональные корпорации. Основным механизмом, предназначенным координировать экономические системы в них, выступает рынок. Эти страны более открыты влиянию международных экономических сил и транснационального капитала.[14]

Западная либеральная модель

Современные позиции по этому вопросу наиболее полно выразил австрийский экономист Хайек, – его рекомендации, судя по всему, оказали воздействие и на современные российские подходы к проблеме государственных воздействий на экономику. Вот основные из них[15]:

- рыночное саморегулирование экономики предпочтительнее государственных властных воздействий;

- личность должна быть свободной, а в основе этой свободы лежит частная собственность;

- свобода политическая - условие свободы экономической и наоборот;

- либерализм - непреходящая и фундаментальная ценность;

- без принуждения в экономике, как и вообще, не обойтись, но его должен быть лишь необходимый минимум;

- главное - создание условий для инициативы и самостоятельности хозяйствующих субъектов и никакого (по общему правилу) централизованного планирования;

- государство устанавливает лишь общие правила и обеспечивает социальную инфраструктуру.

На степень эффективности взаимоотношений определенное воздействие оказывает этика поведения участников, а также роль и место религии в обществе. Согласно общепринятой концепции Макса Вебера появление протестантской этики стало причиной возникновения капитализма и последующего экономического прогресса в Европе[16]. Экономический подъем в странах Восточной Азии связывают с господствующей конфуцианской этикой, основанной на принципах коллективизма.

Этика исламской религии запрещает все сделки с целью обогащения (с процентами). Именно эти обстоятельства объясняют экономическое отставание мусульманских государств. В то же время исследователи полагают, что эти государства не смогли своевременно отреагировать на процесс глобализации и обострение конкурентной борьбы. На уровень благосостояния населения повлиял и демографический взрыв. Например, население стран Ближнего Востока и Северной Африки с 1975 по 2002 г. возросло в два раза - с 214 до 423 млн. человек. ВВП стран этих регионов в 2004 г. составил 1,7 трлн. долл., что сопоставимо с суммарным ВВП России и Украины. Валовый национальный доход на душу населения в странах Ближневосточного региона в 2004 г. составил около 2 тыс. долл. Соответственно в России этот показатель составлял 3,4 тыс. долл., а в странах еврозоны - 28 тыс. долл.[17]

В последние годы финансисты государств, где господствующей (государственной) религией является ислам, совместно с юристами разработали законодательство и соответствующие механизмы его реализации, позволяющее развивать экономические отношения, не нарушая нормы ислама. К ним следует отнести такие понятия, как мудараба - замена кредита; сукук - исламские облигации. Процесс адаптации ислама к современной экономике носит постоянный характер.

Этические нормы лежат и в основе антидемпингового законодательства, разрабатываемого не только отдельными государствами, но и специализированными международными организациями. Их предписания распространяют свое действие на страны, являющиеся членами этих организаций.

Наши рекомендации