Функции и формы развития рынков
В экономике рынок выполняет ряд функций.
Функция конкурентообразующая. Она определяет процесс взаимодействия, соперничества и борьбы товаропроизводителей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров и как следствие получение прибыли. Конкуренция, с одной стороны является двигателем научного и технического прогресса, она принуждает производителей к деловой активности, повышению производительности труда, поиску новых возможностей экономического роста, а с другой способом антагонистические борьбы по уничтожению конкурента. Функция конкуренции является как бы входной функцией и характеризует с чем субъекты (участники) входят на рынок., т. е. функция определяет целенаправленность участников рынка. Производитель, пришедший на рынок, хотел бы сделать продукцию как можно проще (с наименьшими затратами), а продать подороже. Но таких производителей множество и между ними возникает конкуренция за быструю реализацию. У потребителя цели противоположные - купить продукцию более качественную, с наиболее приемлемыми функциональными характеристиками, но заплатить при этом минимальную цену. Возникает противоречие (конкуренция) при реализации своих целей, и главная задача рынка сразу или в течение некоторого промежутка времени найти определенный компромисс, который удовлетворит всех участников рынка – это функция основная и ей уделим внимание в следующем разделе. Все остальные функции являются как бы выходными и определяют, как решается проблема конкуренции.
Функция формирования спроса. Она отражает потребности покупателя и характеризует тот ассортимент товара, его объем, который покупатели готовы приобрести за приемлемую цену в определенный промежуток времени. В совокупности потенциальные покупатели формируют платежеспособный спрос.
Функция формирования предложения. Она формирует номенклатуру и объемы, т. е. то количество товара, которое производители готовы произвести, а продавцы продать покупателю в конкретном месте в конкретное время. Объем и структура предложения определяется размерами и возможностью совокупного производства.
Функция регулирования общественного производства и потребления. Она определяет, какие товары в ком объеме потребуются обществу. И хотя каждая фирма в меру своих возможностей проводит исследование рынка, анализирует конъюнктуру рынка, и на этой основе планирует развитие своей деятельности, в действительности все становится ясным только после поступления товара на рынок. Устанавливаемые на рынке соотношения спроса предложения определяют, какие товары, в каком количестве необходимы потребителю. В соответствии с этим происходит корректировка производства относительно потребностей и запросов покупателей. Но такая ситуация может обуславливать и кризис перепроизводства.
Функция соединения производителей и потребителей. Рынок соединяет производителей товара и его потребителей. Он заставляет производителей, которые, используя свои производственные мощности, начать производство новых товаров, а потребителям, используя произведенные товары поддерживать свою жизнедеятельность.
Функция ценообразующая. Рынок определяет требования к условиям производства, уровню затрат, качеству продукции, уровню затрат, качеству продукции формирует уровень ценпо которым происходит реализация товаров и услуг.
Функция информационная. Она тесно связана с ценообразующей, дает оперативную информацию о потребностях рынка и является основой для разработки оперативных, долгосрочных и стратегических планов развития фирмы.
Функция санирующая. Она определяется тем, что в рыночных условиях многие фирмы не выдерживают конкуренции, терпят убытки и разоряются, т. е. рынок представляет механизм, с помощью которого происходит санация экономики, - те субъекты, которые не выполняют требования предъявляемые потребителями к товару, услуге прекращают свою деятельность (разоряются). Тем самым национальная экономика освобождается от слабых, нежизненных субъектов рынка.
Функция стимулирования заключающаяся в том, производитель, конкурируя с другими, должен постоянно снижать свои затраты на изготовление продукции, повышать качество, внедряя для этого различные новшества.
В своем историческом развитии при выполнении вышеперечисленных функций рынок претерпел три формы развития: неразвитый рынок, свободный и регулируемый рынок.
Формы развития рынка.
Неразвитый рынок характеризуется тем, что рыночные отношения носят случайный и, чаще всего, товарный (бартерный) характер, но и в таком виде он способствовал развитию производительных сил [17]
Свободный рынок практически предлагает условия совершенной конкуренции:
наличие неограниченного числа участников рынка (производителей (продавцов) и покупателей) и свободная конкуренция между ними;
неограниченная свобода передвижения капитала;
наличие полной информации о рынке, в т. ч. о спросе – предложении, норме прибыли и пр.;
полная однородность одноименных товаров;
невозможность влияния на рыночную цену, т.к. ни один из продавцов или покупателей не обладает существенной долей рынка;
цены устанавливаются стихийно в ходе свободной конкуренции;
отсутствия монополии, монопсонии и государственного регулирования.
В реальной жизни свободный рынок не существует.
Регулируемый рынок. Это такой рынок, в котором возможно искусственное изменение основных факторов рынка (цены, спроса, предложения, и прочее), как отдельными участниками рынка, так и государством.