Ценовая эластичность спроса

Изменение величины спроса под влиянием динамики день, обладает еще одним удивительным свойством, получившим название «ценовая эластичность спроса». Речь идет о мере ответной реакции величины спроса на изменение цены. Если небольшое изменение цены вызывает значительное изменение величины спроса, то такой спрос получил название «эластичного спроса»; если даже очень большое изменение цены лишь ненамного изменяет величину спроса, то такой спрос получил название «неэластичного».

Для экономической теории важность понятия «эластичность» состоит в том, что оно позволяет перейти от зыбкой качественной характеристики спроса к строгой количественной.

Эластичность измеряется отношением процентного изменения величины спроса к процентной величине изменения цены. Результат такого отношения получил название «коэффициент ценовой эластичности спроса» (Кц м сп оса):


К

_ изменение величины спроса (в %) _ Д(3Н(%)
троса изменение цены (в %) Ар(%)

Если коэффициент эластичности больше единицы, то спрос считается эластичным, а если меньше — неэластичным (при коэффициенте, равном единице, говорят о «единичной эластичности спроса»).

Графическое изображение единичного, эластичного и неэластичного спроса представлено на графике 6.2, где прямая «а» изображает единичный, «Ь» — эластичный, «с» — неэластичный спрос.

Ценовая эластичность спроса - student2.ru

График 6.2. Ценовая эластичность спроса

Если величина спроса жестко ограничена в своем маневрировании объемом предложения, то возникает не эластичность спроса, которая оборачивается выгодой для продавца. Ведь даже при некотором уменьшении величины спроса продавец все равно выигрывает от роста цены, будучи обеспеченным гарантированным спросом в силу ограниченности предложения.

Как правило, неэластичный спрос наблюдается на продукцию аграрного сектора. Поэтому цены на нее, как и на другие жизненно важные товары (хлеб, соль, спички), всегда находятся под контролем государства.

В других отраслях экономики для получения гарантированного экономического выигрыша может использоваться такой прием, как «перевод» эластичного спроса в неэластичный (обычно путем ограничения объема производства). У этой манипуляции есть, однако, объективный предел, перейдя который, неэластичный спрос сползает в унизительное положение «нужды», а с ней исчезает не только «неэластичность» спроса, но и сам спрос как начало рынка.

Независимо от того, знает производитель экономическую теорию или нет, он инстинктивно чувствует, что ограничение объема производства (предложения) гарантирует ему стабильный спрос при высокой цене. Поэтому он всегда является потенциальным сторонником неэластичного спроса, возникающего в силу искусственного ограничения предложения (как следствия искусственного ограничения объема производства). Наша торговая мафия, например, десятилетиями использовала такой искусственный дефицит как единственный источник своих доходов. Но это — нерыночный метод получения доходов, поэтому жившая за счет искусственного дефицита отечественная мафия — антирыночная сила. Она не приемлет рыночную экономику, ибо в свободном рынке товарный дефицит отсутствует.

На коэффициент эластичности влияют главным образом три фактора:

—величина предельно возможных затрат покупателя на данный товар,

—качество, количество и цена товаров-заменителей (субститутов),

—число конкурирующих продавцов данного товара.

Мы можем сделать некоторые практические выводы из характеристик ценовой эластичности спроса.

При неэластичном спросе продавец не склонен снижать цены, так как потери от этого снижения вряд ли будут компенсированы ростом величины спроса. Поэтому неэластичный спрос выступает фактором потенциального роста цен. Высокоэластичный же спрос означает крайнюю чувствительность величины спроса к минимальному изменению цены. Это означает, что эластичный спрос выступает фактором потенциального снижения цен.

В каком же соотношении находятся «эластичность» и «не эластичность» спроса? Практика показывает, что величина спроса всегда реагирует на изменение цены. А если к тому же учесть конкурентную организацию рыночного производства, фактор времени, взаимосвязь между ценами на все товары и фиксированность дохода потребителей, то закон спроса можно выразить так: в диапазоне возможных цен спрос бывает только эластичным (мы говорим о диапазоне «возможных» цен потому, что «невозможные» цены, убивающие спрос, разрушают и саму рыночную экономику).

Экономический прогресс состоит, в частности, и в росте числа тех товаров, спрос на которые характеризуется высокой эластичностью. И чем выше доля высокоэластичных товаров в структуре совокупного продукта, тем свободнее поведение и рациональнее выбор покупателя.

Наши рекомендации