И равновесие потребителя
Глава 5
Общая характеристика рыночной экономики
что если бы потребитель мог выбрать любые точки на ней, они были бы для него одинаково желательны, и ему было бы совершенно все равно, какую комбинацию он получит. Кривая U2 - это лишь одна из бесчисленного множества возможных кривых. Если возьмем более высокий или более низкий уровень удовлетворения потребностей, то кривая примет иное положение. На рис. б."1' пунктирной линией показаны лишь некоторые из возможных кривых езразличия для данных товаров А и В: кривые безразличия, более удаленные от начала координат, соответствуют более высокому уровню удовлетворения потребностей. Набор кривых безразличия для отдельного потребителя и двух различных товаров называется картойбезразличия.
Обратим внимание, что кривые безразличия имеют выпуклую к началу координат форму. Чем это объясняется? Движение вдоль кривой безразличия сверху вниз означает, что потребитель отказывается от некоторого количества товара В для получения дополнительного количества товара А. Выпуклый характер кривой говорит нам о том, что потребитель имеет дело с товарами,
которые не являются полностью взаимозаменяемыми. Количество одного товара, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить дополнительную единицу другого товара, оставаясь при этом на данном уровне удовлетворения потребностей (на данной кривой безразличия), называется предельной нормой замещения (MRS). Предельная норма замещения может быть представлена как отношение: MRS - АВ/ ДА На рис. 5.13 показано, что по мере увеличения потребления товара А на каждую дополнительную единицу (ДД) (движение от точки К к точке N) количество товара В, от которого потребитель готов отказаться (АВ), сокращается, т. е. предельная нор-
ма замещения убывает. В самом деле, чем менее дефицитным становится товар А, тем меньшим количеством товара В мы готовы пожертвовать, чтобы и дальше увеличивать его потребление. Иными словами, рост количества товара А приводит к уменьшению его предельной полезности, а сокращение количества товара В - к возрастанию его предельной полезности. Наклон ивой безразличия в каждой ее точке определяется предельной нормой замещения (MRS), умноженной на -1.
Кривые безразличия могут иметь самую различную форму, в зависимости от предпочтений потребителя. На рис. 5.13 потребитель имеет дело с товарами, которые не отличаются совершенной взаимозаменяемостью. Но если в качестве примера взять товары - совершенные субституты (полностью взаимозаменяемые товары), то кривая безразличия будет иметь линейный вид, как это показано на рис. 5.14а.
Чем же объясняется такая конфигурация? Допустим, потребителю нравится минеральная вода, но у него совершенно одинаковые предпочтения по отношению к газированной и негазированной воде. В таком случае он готов пожертвовать 1 единицей газированной воды, увеличив на 1 единицу потребление негазированной воды. Наклон кривой безразличия, имеющей линейный вид, в таком случае в любой ее точке везде будет равен -1. В случае же товаров - совершенных комплементов (рис. 5.146) потребитель сталкивается с ситуацией, когда товары могут потребляться лишь в строго постоянной пропорции. Например, электронные часы и батарейка к ним. Электронные часы без батарейки не могут использоваться. Увеличение электронных часов до 2 единиц при 1 батарейке никак не отражается на увеличении благосостояния потребителя. То же самое можно сказать и про увеличение батареек до 2 единиц при 1 единице часов. Запас батареек, как может показаться некоторым читателям, никак не увеличивает благосостояния потребителя: ведь вставить в часы можно лишь одну батарейку. Кривая безразличия в таком случае будет иметь L-образный вид.
Глава 5
Общая характеристика рыночной экономики
Товар В |
8* |
Ранее мы условились, что потребитель имеет фиксированный денежный доход. Пусть он тратит 6 долл. в день, причем товар А стоит 1,5 долл., а товар В - 1 долл. Если потратить все деньги на товар А, то можно купить 4 ед., если все деньги потратить на товар 6, то можно купить 6 ед. Ясно, что потребитель может израсходовать свои деньги на любую из возможных комбинаций товаров А \л В в пределах 6 долл. На рис. 5.126 прямая линия KL - это линия возможностей потребления для данного потребителя, или бюджетная линия (бюджетное ограничение).
Наложим теперь линию KL на график кривых безразличия (рис. 5.12в). Потребитель при данном уровне дохода может перемещаться по прямой KL. Куда он будет перемещаться? Очевидно, к точке, где он получит наибольшую полезность, т. е. к наивысшей возможной кривой безразличия. В точке М бюджетная линия KL касается кривой безразличия U2. Это и есть наивысшая кривая, которой он может достичь. В положении равновесия цена каждого товара пропорциональна его предельной полезности.
Как уже было сказано в § 7 данной главы, изменение спроса на благо при изменении его цены может быть объяснено при помощи эффекта дохода и эффекта замещения. Используем теперь кривые безразличия для того, чтобы показать, в какой степени изменение объема спроса вызывается изменением относительных цен, а в какой - реального дохода.
Допустим, что соотношение цен товаров А\л В таково, что при фиксированном денежном доходе потребителя его линия возможностей потребления (бюджетная линия) может быть представлена прямой KL (рис. 5.15). В этом случае положение равновесия потребителя определяется точкой касания бюджетной линии наивысшей возможной кривой безразличия (точка Е1 на кривой безразличия Ц), а объемы потребления товаров А и В составят соответственно ОД, и ОВ1 единиц.
|
Выделим сначала действие только
эффекта замещения при предположении,
что реальный доход потребителя остает-
ся неизменным. Реальный доход потре-
бителя может рассматриваться как неиз-
менныи, если потребитель остается на
-одной и той же кривой безразличия.1 .
Рис. 5.15. Эффект дохода и эффект замещения
Проведем воображаемую бюджетную линию K,/W,, которая параллельна новой бюджетной линии КМ и касается первоначальной кривой безразличия Uу Эта бюджетная линия отражает новое соотношение цен товаров А и В, однако точка равновесия Е3 соответствует прежнему уровню реального дохода. Таким образом, переход точки равновесия потребителя из положения Е, в положение Е3 вызван изменением цен, и, следовательно, прирост потребления товара А в размере А^А3 единиц обусловлен эффектом замещения. Соответственно, переход точки равновесия потребителя из положения Е3 в положение Е2 и прирост потребления товара А в размере А3А2 единиц представляет собой эффект дохода, поскольку обусловлен ростом реального дохода потребителя в связи с изменением соотношения цен.
Обратим внимание, что в нашем примере к общему увеличению спроса на товар А привело действие как эффекта дохода, так и эффекта замещения (результаты действия этих двух эффектов суммировались). Это характерно для нормальных благ, объем потребления которых возрастает при увеличении дохода. Как уже было показано ранее, при снижении цены на низкокачественное благо эффект дохода действует в направлении, противоположном эффекту замещения, причем в случае с товаром Гиффена эффект дохода перевешивает эффект замещения и общий эффект оказывается отрицательным.
Анализ кривой предельной полезности позволяет осмыслить и такую важнейшую категорию, как излишек потребителя. Смысл этой категории заключается в следующем: потребитель платит за каждую единицу товара одинаковую цену, равную предельной полезности последней, наименее ценной для него единицы. А это значит, что на каждой едини-
Глава 5
Общая характеристика рыночной экономики
Р > 80-60 40 20 |
0 i 2;' 3 4 £
Рис.5.16. Излишен потребителя
це товара, предшествующей этой последней, потребитель получает некоторую выгоду. Поясним идею излишка потребителя графически (рис. 5.16).
Если бы потребитель приобретал только одну единицу товара, то он согласен был бы уплатить 80 долл. За вторую единицу (если было бы всего две единицы товара) потребитель заплатил бы 60 долл. Рыночная цена каждой из двух единиц при этом составила бы одну и ту же величину - 60 долл. (ведь цена устанавливается на уровне предельной - в данном случае второй - единицы). Что же получается? Индивидуальная оценка полезности 1-й единицы - 80 долл., 2-й - 60 долл., их сумма - 140 долл. Но по единой цене покупаются обе единицы, так что потребитель заплатит (60 + 60) = 120 долл.; 3-ю единицу покупатель оценивает в 40 долл., и эта предельная полезность будет определять рыночную цену всех трех единиц. Следовательно, рыночная цена, уплаченная потребителем при покупке трех товаров, составит (40 + 40 + 40) = 120 долларов. А ведь если суммировать индивидуальные оценки предельной полезности каждой из трех единиц, то получилось бы: (80 + 60 + 40) = 180 долл. Итак, излишек потребителя- это разница между той суммой денег, которую потребитель был бы согласен уплатить, и той суммой, которую он реально уплатил. А. Маршалл объясняет это следующим образом: излишек потребителя - это избыток цены, которую потребитель готов был бы заплатить (скорее, чем вообще обойтись без данного товара), сверх той цены, которую он действительно платит.
На графике излишек потребителя - это заштрихованная область, ограниченная сверху кривой спроса, а снизу - линией цены. Чем ниже цена,тем больше величина излишка потребителя.При покупке двух единиц товара излишек потребителя составит: 140 - 120 = 20 долл.; при покупке трех единиц 180 - 120 = 60 долл.
Концепция излишка потребителя широко используется неоклассической школой при графическом анализе проблем налогообложения, монополистического ценообразования (см. гл. 7, § 6) и др.
Таким образом, были рассмотрены более подробно те факторы, которые лежат в основе кривой спроса. Существенная причина изменения объема спроса как обратной функции цены заключается в происходящем убывании предельной полезности товара. Только тогда, когда цена товара снижается, потребитель будет готов купить последующие количества этого товара, приносящие ему меньшее удовлетворение.
Теория предельной полезности и теория потребительского выбора позволяют лучше понять, как ведет себя на рынке экономический субъект, а также произвести более точный анализ спроса и влияние его количественных изменений на рыночное равновесие. Эти теории подчеркивают воздействие на экономическую систему импульсов, вытекающих из изменений вкусов и предпочтений потребителей.
§ 10. Рыночное хозяйство и
деперсонифицированный механизм цен
Категории спроса, предложения и цены являются, как было отмечено в предыдущих параграфах, взаимосвязанными. На рынке происходят постоянные колебания рыночных цен под воздействием изменений в спросе и предложении.
|
некоего состояния равновесия. Равновесная цена, устанавливающаяся
при равенстве спроса и предложения на
всех рынках, отражает некую «нормальную
цену», при которой предельная обществен-
ная полезность и предельные обществен-
ные издержки уравновешивают друг друга
(вспомним теорию цены А. Маршалла).
Эта «нормальная цена» - состояние наи-
более эффективного при данном неизмен-
ном уровне технологии использования
всех основных факторов производства: и –
труда, и капитала, и земли. -
Колебания рыночных цен и определяют
важнейшие функции рынка: (
Распределение основных факто-
ров производства (аллокативная фун-
кция рынка).1В тех отраслях, где наблю-
Глава 5
Общая характеристика рыночной экономики
дается повышение цен, происходит оживление производства, сюда переливаются капиталы, труд и иные ресурсы. Если в результате такого перелива произойдет превышение предложения товаров над спросом на них, начнется обратный процесс: начнут снижаться рыночные цены и произойдет отток ресурсов из данной отрасли.
2. Стимулированиетехнического прогресса.Если какой-то фирме удается уменьшить затраты факторов производства на единицу продукции до уровня более низкого, чем сложившийся уровень рыночной цены, то эта фирма получит прибыль. Для этого необходимо совершенствовать технологию, человеческие знания, использовать достижения научно-технического прогресса, экономить ресурсы. Следовательно, без всяких лозунгов и призывов рыночная система заставляет экономических субъектов участвовать в процессе совершенствования и развития техники, технологии, науки и т. п.
3. Дифференциация доходовсубъектов рынка (дистрибутивная функция рынка).Эта функция с неизбежностью вытекает из двух предыдущих: те хозяйствующие субъекты, чьи издержки производства оказались ниже, чьи оценки рыночной конъюнктуры оказались более точными, становятся богаче в результате нарастающего итога получаемых прибылей. Рыночный механизм при распределении благ учитывает лишь «денежные голоса», а не потребности субъектов как таковые. Другие же экономические агенты, оказавшиеся в проигрыше, терпят убытки, разоряются и вообще уходят с рынка. Дифференциация доходов в рыночном хозяйстве - объективный результат действия механизма цен. Можно по-разному относиться к факту разорения фирм, но прилагать моральные, нравственные оценки к механизму рыночных цен - бессмысленное занятие. Жаловаться на несправедливость рынка, как отмечал Хайек, это то же самое, что жаловаться на несправедливость Солнечной системы.
Выдающиеся экономисты прошлого и современные теоретики рыночного хозяйства подчеркивают деперсонифицированный (безличнос-тный) характер рыночного механизма, т. е. механизма колебаний цен. Наиболее известным является положение А. Смита о «невидимой руке»,которая координирует действия разрозненных производителей и потребителей продукции. Каждый действует, преследуя свой личный интерес. Ориентиром для него является лишь повышение или понижение цены. Однако в результате самостоятельных действий, основанных на подчинении ценовому механизму, рождается определенный порядок, и структура общественного продукта в большей или меньшей степени соответствует структуре общественных потребностей. «Невидимая рука» - это и есть безличностный ценовой механизм, координирующий про-
цесс выбора множеством производителей и потребителей. Та же идея лежит в основе исследования Ф. Хайеком спонтанного, т. е. самопроизвольного порядка. В своеобразной форме эта же идея разрабатывалась К. Марксом в его концепции товарного фетишизма, когда над товаропроизводителем господствует фетиш-товар с его постоянно изменяющейся ценой. Все эти исследования с точки зрения позитивного экономического анализа сходятся на том, что в рыночной системе отсутствует личная зависимость одного субъекта хозяйства от другого. Обмен деперсо-нифицирован. Это следует понимать не в смысле отсутствия личных контактов между продавцами и покупателями, или в рамках этих групп. Главное в другом - над каждым агентом рыночного хозяйства господствует не личность - в виде вождя племени, феодала, председателя правящей партии и т. п., - а безличностная сила рыночных цен. Только эта сила и «приказывает», ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить.
Однако с точки зрения нормативного анализа теоретики социализма, в отличие от А. Смита, Ф. Хайека и других экономистов классического и неоклассического направления, дают резко негативную оценку «невидимой руке» рынка. Рыночный механизм предлагается заменить сознательным централизованным планированием, где не будет ни прибылей, ни убытков, ни богачей, ни бедняков, где цены будут назначаться Центром и им же поставщики будут прикреплены к покупателям. К чему может привести такая система хозяйства, описано как в работах экономистов, так и в художественных произведениях, наиболее знаменитыми из которых являются «негативные утопии» Е. Замятина («Мы»), Дж. Оруэлла («1984») и О. Хаксли («О дивный новый мир»). Воплощенные же на практике идеи о возможности сознательного регулирования из Центра всего и вся означали построение общества, именуемого в крайних его вариантах тоталитаризмом или командно-административной системой (бывшие социалистические страны).
1 «Современный взгляд на эту проблему, - отмечают авторы одного из известных словарей, комментируя положение о «невидимой руке», - сводится к тому, что хотя рука, без сомнения, действует, она, скорее всего, страдает артритом». См. «Словарь современной экономической теории Макмиллана». М., 1997. С. 259. |
Разумеется, рынок - не идеальное устройство общества; о преимуществах и недостатках рыночного механизма будет специально сказано в гл. 15.1 Однако, перефразируя известное изречение У. Черчилля о демократии, можно отметить, что рынок - наихудший способ организации хозяйства, за исключением всех остальных.
Общая характеристика рыночной экономики
Основные понятия
Рынок
Домашнее хозяйство
Бизнес
Правительство
Сравнительное преимущество
Экономическое благо
Неэкономическое (свободное) благо
Товар
Ценность
Потребительная ценность
Меновая ценность
Полезность
Бартер
Ликвидность
Деньги
Цена
Спрос
Предложение
Конкуренция
Кривая спроса
Эффект дохода
Эффект замещения
Нормальные товары
Низкокачественные товары
Товар Гиффена
Эффект Веблена
Эффект сноба
Кривая предложения
market
household
business
government
comparative advantage
economic good
free good
commodity
value
use value
exchange value
utility
barter
liquidity
money
price
demand
supply
competition
demand curve
income effect
substitution effect
normal goods
inferior goods
Giffen good
Veblen effect
snob effect
supply curve
Цена равновесия
Частичное равновесие
Общее равновесие
Эластичность спроса
Перекрестная эластичность спроса Эластичность предложения Мгновенное равновесие Краткосрочное равновесие Длительное равновесие
Кривая Энгеля
Общая полезность
Предельная полезность
Равновесие потребителя
Кривая безразличия
Карта безразличия
Предельная норма замещения
Бюджетная линия Излишек потребителя «Невидимая рука»
equilibrium price
partial equilibrium
general equilibrium
elasticity of demand
cross elasticity of demand
elasticity of supply
immediate equilibrium
short-run equilibrium
long-run equilibrium
Engel curve
total utility
marginal utility
consumer equilibrium
indifference curve
indifference map
marginal rate of substitution, MRS
budget line
consumer's surplus
invisible hand
Глава 6
Механизм рынка совершенной конкуренции