Методические основы экспертизы и оценки, подходы к оценке

Алматы 2008 г.

1. ВВЕДЕНИЕ:

Настоящее Методическое руководство может быть использовано при оценке стоимости всех видов ремонта автомототранспортных средств (далее ТС) и определения стоимости самих ТС, при проведении работ по независимой оценке, при решении вопроса об осуществлении страховой выплаты.

Методическое руководство предназначено:

- субъектам экспертной и оценочной деятельности;

- саморегулируемым организациям;

- учебным заведениям, занимающимся обучением экспертов и оценщиков;

- другим заинтересованным лицам.

Методическое руководство устанавливает требования, выполнение которых базируется на законодательстве Республики Казахстан и основано на закономерностях ценообразования в условиях рынка.

При разработке использован и обобщен материал по исследованию стоимости ремонта транспортных средств на автомобильных рынках Республики Казахстан.

В структуре и содержании учтен опыт применения действующих, достаточно апробированных, методических рекомендаций по оценке ТС стран производителей (Германии, России, США, Японии т т.д.), Центра судебной экспертизы Министерства Юстиции Республики Казахстан, рекомендации Казахстанской ассоциации оценщиков.

Научную основу данного Руководства составили:

1.Методические рекомендации по определению стоимости легковых автомобилей и имущественного вреда причиненного при их повреждениях владельцам - Ленинград, 1988;

2.Методика проведения экспертизы автомобилей отечественного и импортного производства. - Киев, 1988;

3.Методическое руководство по определению стоимости транспортного средства с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления. - М.,1989;

4.Методическое Руководство по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления. РД 37.0009.015-98 с изменением № 1, 2, 3, 4, 5,6. М., 2006;

5.Методическое Руководство по определению стоимости транспортных средств на момент предъявления. ЦСЭ МЮ РК, Алматы, 1999;

6.Методические рекомендации по оценке автотранспортных средств. Институт Оценки, Алматы, 2002;

7.Методические указания по определению и расчету стоимости
автомототранспортных средств и стоимости их восстановительного
ремонта для экспертизы в рамках ОСГПО и оценки. Проект Стандарта КАО

В Руководстве под транспортным средством(ТС) понимается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

При составлении перечня используемых терминов и понятий использовались положения Конституции Республики Казахстан, Гражданского и Гражданско-процессуального кодексов Республики Казахстан, Закона Республики Казахстан «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан», других нормативных актов и научно-методических пособий.

2. Используемые термины и понятия:

Оценочная деятельность -предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости на определенную дату, если иное не предусмотрено законами;

Цель оценочной деятельности -определение возможной рыночной или иной стоимости объекта оценки;

Оценщик -физическое или юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление оценочной деятельности;

Объект оценки-объекты гражданских прав, в отношении которых может осуществляться оценочная деятельность;

Оценка объекта- независимое мнение о стоимости, основанное на подробном исследовании объекта оценки;

Заказчик- физическое или юридическое лицо, потребитель услуг оценщика (ст. 2 Закона РК «Об оценочной деятельности в РК»);

Отчет об оценке -передаваемое заказчику письменное сообщение оценщика о результатах работы по оценке по форме, установленной уполномоченным органом, и соответствующее требованиям настоящего Закона;

Амортизация- снижение первоначальной стоимости объекта в результате его физического и морального износа вследствие эксплуатации, а также в результате выработки технологического ресурса;

Физический износ объекта являетсяизменение размеров, формы или состояния поверхностей, физико-механических, химических, электротехнических свойств материалов в процессе эксплуатации, аварии или длительного хранения. Физический износ вызывает частичную или полную потерю работоспособности объекта или его привлекательности и, как следствие, означает частичную или полную потерю стоимости объекта;

Естественный (нормальный) физический износ, - износ, который возникает при правильной (с соблюдением рекомендаций завода-изготовителя) эксплуатации или хранении объекта.

В случае если не определен конкретный вид физического износа, то "по умолчанию" подразумевается естественный физический износ;

Аварийный физический износ,износ, возникший в результате нештатной ситуации (ДТП, аварии и т.п.) в результате которой объект получил повреждение;

Функциональное устаревание (моральный износ) -потеря стоимости объекта, вызванная появлением новых конструктивно более совершенных аналогичных объектов. Способом устранения функционального устаревания является модернизация объекта;

Экономическое (внешнее) устаревание- потеря стоимости, обусловленная влиянием внешних макроэкономических факторов, вызванное общеэкономическими и внутриотраслевыми изменениями, приводящими к резкому, катастрофическому падению спроса на определенные объекты (например, катастрофическое падение спроса и цен в 90-х годах на грузовые автомобили ЗИЛ-130 и ГАЗ-53). Экономическое устаревание является неустранимым видом износа;

Вред- объективная сторона противоправного деяния выраженного в действии или бездействии субъекта правонарушения, всякое умаление (убыль, убытки) охраняемых законом материальных и нематериальных благ (жизнь, здоровье, свобода, честь, достоинство и права человека (Ст. 1, 10-39 Конституции Республики Казахстан), государственная и частная собственность (Ст. 6 Конституции Республики Казахстан);

Моральный вред- это ущерб, вызванный душевными и физическими страданиями лица, при нанесении ему вреда, а также при нарушении обязательства по полному возмещению должником, причиненных убытков (моральный ущерб) [ст. 9 п.1, ст. 352 Гражданского Кодекса Республики Казахстан];

Убытки- под убытками подразумеваются расходы, которые произведены или должны быть произведены лицом, право которого нарушено, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) [ст. 9 Гражданского Кодекса Республики Казахстан]. Ущерб в имуществе, есть уменьшение наличного имущества потерпевшего (повреждение или уничтожение имущества, излишние расходы и т.п.).

Убытки делятся на два вида: реальный ущерб и упущенная выгода.

При нарушении (неисполнении или ненадлежащем исполнении) обязательства [ст. 7, 271 ГК РК] по возмещению убытков лицу, право которого нарушено, сверх убытков возмещается моральный ущерб [ст. 352 ГК РК];

Прямой ущерб - одна из составляющих реального ущерба, отражающая непосредственный ущерб лицу (истцу), право которого нарушено, без причинения вреда другому лицу (ответчику) и исключающая злоупотребление правом [ст. 8 п. 5 ГК РК], т.е. затраты на восстановление транспортного средства в натуре, однако без улучшения качества восстановления за счет ответчика или стоимость восстановительного ремонта транспортного средства с учетом амортизационного износа;

Реальный ущерб- одна из составляющих убытка [ст. 9 п.4 ГК РК], подразумевающая расходы, которые произведены или должны быть произведены лицом, право которого нарушено, при повреждении его имущества (например, вследствие причинения вреда другим лицом [ст. 7 п.5 ГК РК] при повреждении транспортного средства в результате ДТП), т.е. те затраты которые понесет лицо, при восстановлении поврежденного транспортного средства, после дорожно-транспортного происшествия или стоимость восстановительного ремонта, и потери товарного вида транспортного средства, без учета амортизационного износа;

Упущенная выгода -это ущерб, выразившейся в неполучении тех имущественных выгод, доходов, которые можно было бы получить при обычных условиях оборота, если бы не были нарушены права лица, действиями, вызвавшими имущественную ответственность [ст. 9 п.4 ГК РК] (при определении размера упущенной выгоды учитываются меры, предпринятые кредитором для ее получения и сделанные с этой целью приготовления [ст. 350 п.4 ГК РК]);

Обязательство из причинения вреда- такое обязательство, в котором потерпевший (кредитор) имеет право требовать от причинителя (должника) полного возмещения противоправно причиненного вреда, путем предоставления соответствующего имущества в натуре или возмещения убытков, компенсации морального вреда [ст. 7, 9, 271 ГК];

Имущественная ответственность- гражданин отвечает по своим обязательствам, всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательными актами не может быть обращено взыскание [ст. 20 ГК РК]. Юридическое лицо, также несет ответственность обособленным имуществом, которое оно имеет на праве собственности [ст. 33 ГК РК];

Изменение потребительских свойств объекта- ухудшение внешнего вида, технических характеристик, снижение ресурса (срока службы) как отдельных узлов и деталей, так и транспортного средства в целом, соединений и защитных покрытий вследствие восстановительного ремонта во вне заводских условиях (электро- и газосварка, вместо точечной электросварки, окраска кузова и деталей без фосфатации и электрофореза и др.). При восстановительном ремонте автомобилю будет возвращено только качество транспортного средства, но не восстановлена его стоимость, как имущества;

Норма времени(далее по тексту Нормо-час) – разработана на основании ремонтной технологии по «Техническому обслуживанию и ремонту ТС» и нормативной документации для нормирования труда. Нормо-час предназначен для формирования цен на услуги по техническому обслуживанию и ремонту ТС.

3. Виды стоимости:

Рыночная стоимость – в соответствии со ст. 2 Закона Республики Казахстан «Об оценочной деятельности в Республики Казахстан» "..., под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки, где не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

- одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;

- стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

- объект оценки представлен на открытый рынок в форме публичной оферты;

- цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки, и принуждения к совершению сделки, в отношении сторон сделки, с чьей-либо стороны не было;

- платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

В ст. 7 Закона Республики Казахстан «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан», установлено следующее правило для определения стоимости - "по умолчанию": «В случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке...не определен конкретный вид стоимости..., установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта».

Указанное правило подлежит применению и в случае использования в нормативном правовом акте не предусмотренных настоящим законом или стандартами оценки терминов, определяющих вид стоимости объекта оценки, в том числе терминов «действительная стоимость», «разумная стоимость», «эквивалентная стоимость», «реальная стоимость» и других.

Стандартами оценки определены следующие виды стоимости объекта оценки, отличные от рыночной стоимости:

Стоимость объекта оценки с ограниченным рынком -стоимость объекта оценки, продажа которого на открытом рынке невозможна или требует дополнительных затрат по сравнению с затратами, необходимыми для продажи свободно обращающихся на рынке товаров;

Стоимость воспроизводства объекта оценки - сумма затрат в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, на создание объекта, идентичного объекту оценки, с применением идентичных материалов и технологий, с учетом износа объекта оценки;

Стоимость замещения объекта оценки - сумма затрат на создание объекта, аналогичного объекту оценки, в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, с учетом износа объекта оценки;

Стоимость объекта оценки при существующем использовании -стоимость объекта оценки, определяемая исходя из существующих условий и цели его использования;

Инвестиционная стоимость объекта оценки -стоимость объекта оценки, определяемая исходя из его доходности для конкретного лица, при заданных инвестиционных целей;

Стоимость объекта оценки для целей налогообложения -стоимость объекта оценки, определяемая для исчисления налоговой базы и рассчитываемая в соответствии с положениями нормативных правовых актов (в том числе инвентаризационная стоимость);

Ликвидационная стоимость объекта оценки -стоимость объекта оценки в случае, если объект оценки должен быть отчужден в срок меньше обычного срока экспозиции аналогичных объектов;

Утилизационная стоимость объекта оценки -стоимость объекта оценки, равная рыночной стоимости материалов, которые она в себя включает, с учетом затрат на утилизацию объекта оценки;

Остальные виды стоимости отведены законом об оценочной деятельности к «специальным» видам стоимости.

Специальная стоимость объекта оценки – согласно Стандарту оценки, является - «стоимость, для определения которой в договоре об оценке или нормативном правовом акте оговариваются условия, не включенные в понятие рыночной или иной стоимости, указанной в настоящих Стандартах оценки».

Примером специальной стоимости могут служить приведенные ниже стоимости:

Стоимость ремонта (восстановления) транспортного средства - рыночная стоимость устранения повреждений транспортного средства, включающая в себя трудовые и материальные затраты, накладные расходы, налоги и другие обязательные платежи, а также прибыль;

Балансовая стоимость - полные затраты на приобретение объекта, включая транспортные расходы, отражаемые в балансе организации, и принимаемые по правилам учета основных средств;

Итоговая величина стоимости -согласно п.13 Стандартов оценки – величина стоимости объекта оценки, полученная как итог обоснованного оценщиком обобщения результатов расчетов стоимости объекта оценки, при использовании различных подходов к оценке и методов оценки;

Методические основы экспертизы и оценки, подходы к оценке.

Оценщик вправе самостоятельно определить в рамках каждого из подходов к оценке конкретные методы оценки. При этом учитывается объем и достоверность рыночной информации, доступной для использования того или иного метода.

Метод оценки- совокупность действий юридического, финансово-экономического и организационно - технического характера, используемых для установления рыночной и иной стоимости объекта (ст. 2. Закона РК «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан»).

Подходы к оценке:

Сравнительный подход –совокупность методов оценки, стоимости объекта оценки (объекта), основанных на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними;

Затратный подход -совокупность методов оценки, стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для восстановления, либо замещения объекта оценки, с учетом его износа;

Доходный подход -совокупность методов оценки, стоимости объекта оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от объекта оценки.

Все разновидности оцениваемых стоимостей в своей основе имеют рыночную стоимость в том или ином виде и, в конечном итоге, их можно представить в качестве результата преобразования рыночной стоимости. Следовательно, при определении рыночной стоимости автомототранспортных средств, отличной от рыночной, следует руководствоваться теми же методическими основами (принципами), которые применяются при определении рыночной стоимости, при этом учитывая специфические особенности этих стоимостей.

При расчете рыночной стоимости автомототранспортных средств и стоимости их ремонта следует руководствоваться следующими методическими основами (принципами):

Принцип полезности:Рыночную стоимость имеют объекты оценки, способные удовлетворять конкретные потребности пользователя в течение определенного периода времени;

Принцип спроса и предложения: Рыночная стоимость объекта оценки зависит от спроса и предложения на рынке и характера конкуренции продавцов и покупателей;

Принцип замещения: Рыночная стоимость объекта оценки не может превышать наиболее вероятные затраты на приобретение объекта эквивалентной полезности;

Принцип изменения: Рыночная стоимость объекта оценки изменяется во времени и определяется на конкретную дату;

Принцип внешнего влияния: Рыночная стоимость объекта оценки зависит от внешних факторов, определяющих условия их использования, например, обусловленных действием рыночной инфраструктуры, международного и национального законодательства, политикой государства в области автомототранспортных средств, возможностью и степенью правовой защиты и других;

Принцип ожидания: Рыночная стоимость объекта оценки зависит от ожидаемой величины, продолжительности и вероятности получения доходов (выгод), которые могут быть получены за определенный период времени при наиболее эффективном его использовании. Этот принцип обязательно учитывается на стадии проектирования.

Общие положения

Настоящим Руководством, в соответствии с существующей правовой нормативной базой, предпринимается попытка решения следующих задач в области оценки транспортных средств:

- определение стоимости ТС на момент предъявления;

- определение стоимости восстановления (ремонта) ТС по конкретному аварийному повреждению (стоимости необходимых запасных частей, ремонтных работ и материалов);

- определение стоимости восстановления (ремонта) ТС, с учетом стоимости необходимых запасных частей, ремонтных работ и материалов, по устранению эксплуатационных дефектов и аварийных повреждений;

- определение размера убытков, по величине затрат на восстановление (ремонт) ТС, поврежденного в дорожно-транспортном происшествии (ДТП), при стихийном бедствии, в результате противоправных действий третьих лиц;

- определение общей суммы убытков по конкретному повреждению ТС по затратам на его восстановление (ремонт) и величины снижения стоимости потребительских свойств ТС в результате повреждения и последующих ремонтах1.

Заказчиками перечисленных работ могут быть владельцы ТС (физические и юридические лица) или их доверенные представители, а также заинтересованные торгующие и страховые организации, правоохранительные, судебные и таможенные органы, налоговые органы, нотариат, банки и другие финансово-кредитные учреждения, транспортно-эксплуатационные и ремонтно-обслуживающие предприятия.

Основанием к началу выполнения работ является официальный запрос заинтересованной организации или суда, договор между Заказчиком и оценочной организацией.

В заключениях оценщика устанавливаются непосредственно лишь промежуточные (побочные) обстоятельства (например: стоимость восстановительного ремонта автомобиля после ДТП) по отношению к главному факту (например: факт ДТП, виновность сторон) и оно выступает как косвенное доказательство.

Оценщику могут быть поставлены следующие вопросы:

1. Характеристика представленного ТС (модель, год выпуска, техническое состояние и т.д.)?

2. Каков характер повреждения той или иной детали представленного ТС?

3. Каков объем повреждения представленного ТС?

4. Каков амортизационный износ представленного ТС?

5. Характеристика лакокрасочного покрытия представленного ТС (компоненты, состояние)?

6. Какие запасные части необходимы для восстановительного ремонта представленного ТС?

7. Какова стоимость той или иной запасной части?

8. Какова стоимость материалов, применяющихся при ремонте ТС?

9. Какова стоимость восстановительного ремонта представленного ТС?

10. Какова стоимость потери товарного вида ТС в результате его восстановительного

ремонта?

11. Какова остаточная стоимость представленного транспортного средства (автомобиля)?

12. Каков объем и характер ремонтно-восстановительных работ представленного ТС?

13. Технико-экономическая целесообразность ремонта представленного ТС?

14. Какова полная восстановительная стоимость ТС с учетом нормативного

(амортизационного) износа?

Вышеперечисленные вопросы могут быть решены оценщиком, обладающим специальными знаниями в области оценки автотранспорта.

Наши рекомендации