Проблемы развития предпринимательства

Ключевыми проблемами в постсоциалистических странах при переходе к рыночной экономике являются реформирование отношений собственности и развитие предпринимательства.

Переход к рыночной экономике в обязательном порядке предполагает формирование субъектов рыночных отношений – независимых, самостоятельных экономически ответственных товаропроизводителей. Для этого почти при абсолютном пре­обладании государственной собственности в экономике Белару­си этого периода требовалось осуществить разгосударствление и приватизацию предприятий и организаций различных отрас­лей народного хозяйства.

Разгосударствление – это передача имущества из государ­ственной собственности в иную – акционерную, коллектив­ную, кооперативную, частную, смешанную.

Приватизация – это передача государственной собствен­ности за плату или безвозмездно в частную собственность.

Формы собственности в нашей стране определяются Консти­туцией Республики Беларусь 1994 г. (с изм. и доп. от 24 ноября 1996 г.) и Гражданским кодексом Республики Беларусь. В соот­ветствии с этими основополагающими документами в нашей стране существуют две формы собственности – государствен­ная и частная.

Государственная собственность выступает в виде республи­канской и коммунальной (собственность административно-территориальных единиц). Исключительную собственность государства составляют нед­ра, вода, леса. В собственности государства находятся также земли сельскохозяйственного назначения.

Реформирование государственной собственности в Беларуси началось в 1991 г. в соответствии с Основными положениями Программы перехода Белорусской ССР к рыночной экономике.

В преобразовании форм собственности в Беларуси выделя­ются три этапа.

На первом этапе (199 –1992 гг.) осуществлялась привати­зация только за денежные средства, в основном по инициативе «снизу». Такие предприятия после приватизации преобразовались в коллективные (народные) предприятия, а впоследствии – в ак­ционерные общества или общества с ограниченной ответствен­ностью. До 1993 г. приватизация проходила на основе отдель­ных временных нормативных актов и в целом не имела законо­дательной базы.

Второй этап приватизации начался с принятием в 1993 г. законов «О разгосударствлении и приватизации государствен­ной собственности в Республике Беларусь», «Об именных при­ватизационных чеках», Государственной программы привати­зации, других законодательных и нормативно-правовых актов. При приватизации каждого объекта 50 % стоимости оплачива­лось деньгами и 50 % – чеками «Имущество». Средние и круп­ные предприятия промышленности, строительства, транспорта могли преобразоваться в открытые акционерные общества.

Третий этап – этап совершенствования стратегии и такти­ки преобразований отношений собственности. Его основные направления определяются указами Президента Республики Беларусь «О мерах по совершенствованию реформирования го­сударственной собственности» (март 1995 г.), «Об упорядоче­нии распоряжения государственным имуществом», «Об особом праве («золотой акции») государства на участие в управлении акционерными обществами» (ноябрь 1997 г.).

В 1998 г. принят Декрет Президента Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной соб­ственности в Республике Беларусь», который позволил обеспе­чить единую государственную политику по реформированию государственной собственности, усилить социальную направлен­ность этого процесса, создать благоприятные условия для при­влечения отечественных и иностранных инвесторов.

В Республике Беларусь, согласно законодательству, исполь­зуются следующие методы приватизации:

§ преобразование государственных организаций в акцио­нерные общества (ОАО);

§ выкуп арендованного имущества арендной организацией;

§ продажа на аукционе и по конкурсу.

Главной целью разгосударствления и приватизации остает­ся повышение эффективности производства и создание конку­рентной среды, активизация инвестиционной и инновационной деятельности, привлечение иностранных инвестиций. При этом учитываются социальные и экологические последствия прива­тизации.

Согласно Гражданскому кодексу Республики Беларусь, хо­зяйствующими субъектами могут быть коммерческие и неком­мерческие организации.

Коммерческими являются организации, преследующие из­влечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участни­ками. Они могут создаваться в форме хозяйственных товари­ществ и обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Некоммерческими являются организации, не имеющие цели извлечения прибыли и не распределяющие полученную при­быль между участниками. Они могут создаваться в форме потре­бительских кооперативов, общественных или религиозных орга­низаций (объединений), финансируемых собственником учреж­дений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательством. Они могут осуществлять предпри­нимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она не­обходима для уставных целей, ради которых они созданы.

Хозяйственными товариществами и обществами призна­ются коммерческие организации с разделенным на доли (вкла­ды) учредителей (участников) уставным фондом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности. Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и коммандитного товарищества. Хозяйственные общества – в форме акцио­нерного общества, общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью.

Участниками полных товариществ и полными товарищами в коммандитных товариществах могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в ком­мандитных товариществах – граждане и юридические лица.

Государственные органы и органы местного управления и самоуправления не вправе выступать участниками хозяйствен­ных обществ и вкладчиками в коммандитных товариществах, если иное не установлено законодательством.

Полным является товарищество, участники которого (пол­ные товарищи) в соответствии с заключенным между ними до­говором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и солидарно друг с другом несут субсиди­арную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.

Коммандитным признается товарищество, в котором наря­ду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обяза­тельствам товарищества всем своим имуществом (полными то­варищами), имеется один или несколько участников (вкладчи­ков, коммандитов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товарищест­вом предпринимательской деятельности.

Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) при­знается учрежденное двумя или более лицами общество, устав­ный фонд которого разделен на доли определенных учредитель­ными документами размеров. Участники общества с ограни­ченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Обществом с дополнительной ответственностью (ОДО) признается учрежденное двумя или более лицами общество, ус­тавный фонд которого разделен на доли определенных учреди­тельными документами размеров. Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обяза­тельствам своим имуществом в пределах, определяемых учре­дительными документами общества, но не менее размера, уста­новленного законодательными актами.

Акционерным обществом (АО) признается общество, устав­ный фонд которого разделен на определенное число акций. Уча­стники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Открытым акционерным обществом (ОАО) признается общество, если его участник может отчуждать принадлежащие ему акции без согласия других акционеров неограниченному кругу лиц. Такое акционерное общество вправе проводить от­крытую подписку на выпускаемые им акции и свободную про­дажу их на условиях, устанавливаемых законодательством.

Акционерное общество, участник которого может отчуж­дать принадлежащие ему акции с согласия других акционеров и (или) ограниченному кругу лиц, признается закрытым акцио­нерным обществом. (ЗАО). Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным обра­зом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.Число участников ЗАО не должно превышать числа, уста­новленного законодательством. Акционеры ЗАО имеют преимущественное право покупки ак­ций, продаваемых другими акционерами этого общества.

Производственным кооперативом (артелью) является ком­мерческая организация, участники которой обязаны внести имущественный паевой взнос, принимать личное трудовое уча­стие в его деятельности и нести субсидиарную ответственность по обязательствам производственного кооператива в равных до­лях, если иное не определено в уставе, в пределах, установлен­ных уставом, но не меньше полученного годового дохода в про­изводственном кооперативе.

Унитарным предприятием признается коммерческая орга­низация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного пред­приятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками пред­приятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы госу­дарственные (республиканские или коммунальные) унитарные предприятия либо частные унитарные предприятия.

По решению Правительства Республики Беларусь на базе имущества, находящегося в республиканской собственности, может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления – казенное предприятие. Учредительным документом казенного предприятия явля­ется его устав, утверждаемый Советом Министров. Республика Беларусь несет субсидиарную ответственность по обязательст­вам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликви­дировано по решению Правительства.

Реструктуризация – это структурная организация, управ­ленческая и финансовая адаптация предприятия к успешной ра­боте в рыночных условиях. Процесс реструктуризации может быть пассивным и актив­ным.

Пассивная реструктуризация осуществляется за счет рацио­нального использования имеющегося оборудования, совершен­ствования форм и методов управления, маркетинговой деятель­ности, без значительных дополнительных финансовых средств. Пассивная реструктуризация осуществляется в сжатые сроки и, как правило, до приватизации.

Активная реструктуризация происходит за счет средств стратегического инвестора в постприватизационный период и рассчитана на более продолжительный период.

Важнейшими задачами реструктуризации белорусских пред­приятий являются снижение энерго- и материалоемкости про­изводств и уменьшение их зависимости от импортных поставок топливно-энергетических и сырьевых ресурсов, повышение кон­курентоспособности выпускаемой продукции.

Особой формой реструктуризации является создание финан­сово-промышленных групп (ФПГ). Многие крупные предприя­тия во взаимодействии с банковскими структурами при широ­ком использовании маркетинговых форм работы могут стать эффективными субъектами мирохозяйственных связей.

Основным принципом реструктуризации предприятий долж­на быть рыночная самоорганизация и конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках. Регулярно стал составляться Государственный реестр хозяй­ствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Беларуси. Основным критерием для вклю­чения в данный реестр является доля хозяйствующего субъекта на рынке конкретного товара, превышающая предельно уста­новленную величину. Для хозяйствующих субъектов произво­дителей товаров и услуг (кроме продукции производственно-тех­нического назначения) она составляет: для одного – 30 %, двух – 54, трех – 72, четырех – 95 %; для хозяйствующих субъектов – производителей продукции производственно-тех­нического назначения – соответственно 45, 67, 86 и 100 %.

Наибольшее количество предприятий-монополистов в Рес­публике Беларусь – в машиностроении и металлообработке, а по удельному весу в выпускаемой продукции предприятиями-монополистами лидируют химическая и нефтехимическая, стекольная и фарфорово-фаянсовая промышленность, черная металлургия. Для успешного осуществления антимонопольной политики первостепенное значение имеет всемерное развитие конкуренции.

Конкуренция на рынке выступает в различных формах и осуществляется различными способами. Она может быть внут­риотраслевой (между аналогичными товарами) и межотрасле­вой (между товарами различных отраслей).

В зависимости от условий, в которых происходит конкурен­ция, различают совершенную конкуренцию, чистую монопо­лию, монополистическую конкуренцию и олигополию.

Совершенная конкуренция существует в таких сферах дея­тельности, где действует достаточно много продавцов и покупа­телей идентичного (стандартного) товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цены товара.

Чистая монополия является антиподом совершенной кон­куренции. Здесь существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий близких заменителей.

Особое место занимают «естественные монополии» (топ­ливно-энергетический комплекс, транспорт, связь, коммуналь­ное хозяйство), где в настоящее время конкуренция невозмож­на или экономически нецелесообразна. Как правило, «естест­венные монополии» находятся в собственности государства или действуют под его контролем.

Монополистическая конкуренция (или монополия по диф­ференцированному продукту) предполагает относительно боль­шое количество производителей, предлагающих схожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию. В отли­чие от совершенной конкуренции монополистическая предпо­лагает, что каждая фирма продает особый тип товара, который отличается качеством, оформлением, практичностью (дифференцированный продукт).

Олигополия представляет собой рыночную структуру, при которой отраслевой спрос множества покупателей удовлетворя­ется небольшим числом производителей. Чаще всего олигополистический рынок представляют от трех до десяти крупных фирм (предприятий), на которые приходится половина и более общих продаж продукта. Товары, выпускаемые олигополией, могут быть стандартными (как при совершенной конкуренции) и дифференцированными (как при рынке монополистической конкуренции).

По методам осуществления конкуренцию можно подразде­лить на ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем конкуренты. Неценовая конкуренция основана на предложении товара более высокого качества, с большой надежностью и сроком службы, более высокой производительностью.

Процесс развития конкуренции в переходной экономике во многом зависит от темпов преобразования отношений собствен­ности.

Гражданский кодекс Республики Беларусь дает следующее определение предпринимательству: «Предпринимательская дея­тельность – это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение при­были от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными ли­цами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реали­зации другим лицам и не используются для собственного потребления».

Предпринимательство может быть как частным, так и государственным и осуществляется как в индивидуальной, так в коллективной форме.

Государственное предпринимательство осуществляется юридическим лицом, т.е. организацией, которая имеет в собствен­ности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обо­собленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные пра­ва, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Основной формой юридического лица, осуществляющего го­сударственное предпринимательство, является предприятие. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудова­ние, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги.

Государственное предпринимательство осуществляется ли­бо полностью государственными предприятиями, либо органи­зациями со значительной степенью государственного участия (в капитале и управлении).

Для повышения эффективности государственного предпри­нимательства необходимо:

§ провести техническое обновление предприятий, перейти на высокие наукоемкие технологии, освоить новые образцы продукции, имеющие спрос на внутреннем и внешних рынках;

§ снизить издержки производства и расходов на управление;

§ усилить ответственность руководителей государственных унитарных предприятий за эффективное использование зак­репленного за этими предприятиями на праве хозяйственного ведения государственного имущества;

§ обеспечить государственные инвестиционные проекты по обновлению и расширению производства.

Разновидностью государственного предпринимательства яв­ляется также предоставление концессий – сдача в коммерческую аренду принадлежащих государству природных и производ­ственных ресурсов.

Переход к рыночной экономике связан с неуклонным увели­чением негосударственной собственности и развитием частного предпринимательства.

Предприниматель – это лицо, занимающееся предприни­мательской деятельностью (по производству либо реализации товаров и услуг). Результатом предпринимательства является коммерческий эффект, воплощенный в деньгах (прибыль).

Частное предпринимательство – это экономическая систе­ма, где хозяйственной деятельностью занимаются независимые физические лица или фирмы при минимальном вмешательстве государства.

Фирма – это обобщенное название, используемое по отно­шению ко всем (или почти ко всем) организациям бизнеса. Фирмы бывают разные – от гигантских корпораций типа «Дженерал моторс» с многомиллиардным объемом выпуска и сотнями тысяч работников до мелких лавочек, где со всеми де­лами справляется один хозяин, а дневная выручка не превыша­ет нескольких десятков долларов.

В странах с развитой рыночной экономикой существуют три формы организации предпринимательства:

§ Единоличное владение – такое индивидуальное частное предприятие, владельцем которого является одно лицо или од­на семья, получающая весь доход (за вычетом расходов и нало­гов) и несущая весь риск за свою деятельность;

§ Партнерство возникает в случае, когда с целью ведения бизнеса объединяются ресурсы и предпринимательские навыки двух или более лиц;

§ Корпорация (акционерное общество) – доминирую­щей формой предпринимательства. Для нее характерно центра­лизованное управление, длительный срок существования, пре­вышающий продолжительность жизни отдельных держателей акций; ограничение ответственности акционеров в соответ­ствии с долей их капиталовложений.

В Республике Беларусь частное предпринимательство пред­ставлено главным образом малым бизнесом

Малый бизнес – это предпринимательская деятельность, дающая прибыль на малых предприятиях, не входящих ни в одно монополистическое объединение. По действующему зако­нодательству малое предпринимательство в Республике Бела­русь представлено в двух формах: юридические лица и индиви­дуальные предприниматели.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» к субъектам малого предпринимательства – юридическим лицам – относятся предприятия и организации со среднесписочной численностью работников:

§ в промышленности и на транспорте – до 100 человек;

§ сельском хозяйстве и научно-производственной сфере – до 60 человек;

§ строительстве и оптовой торговле – до 50 человек;

§ других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торгов­ли – до 30 человек;

§ других отраслях непроизводственной сферы – до 25 че­ловек.

Развитие малого предпринимательства способствует созда­нию широкого слоя мелких собственников, самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уро­вень жизни. Малый бизнес позволяет создавать новые рабочие места, что обеспечивает снижение уровня безработицы и соци­альной напряженности в стране.

В Беларуси последовательно осуществляются меры по под­держке малого бизнеса. Приняты и действуют законы о пред­принимательстве и государственной поддержке малого пред­принимательства. Разрабатываются и реа­лизуются ежегодные программы государственной поддержки и соответствующие региональные программы. В стране сложилась определенная инфраструктура поддерж­ки предпринимательства: фонды финансовой поддержки пред­принимателей, центры поддержки предпринимательства, ин­кубаторы малого предпринимательства, инновационные цент­ры; создаются общества взаимного кредитования. На республиканском уровне, в областях, некоторых районах и городах работают советы по развитию предпринимательства.

Вместе с тем государственные меры по поддержке малого бизнеса осуществляются недостаточно последовательно. Мест­ные органы управления не всегда заинтересованы в развитии малого предпринимательства.

Для субъектов негосударственной формы собственности по-прежнему сохраняются неравные условия функционирования по сравнению с государственными предприятиями, в частности, при выделении квот на приобретение сырья, формировании цен на сырье, материалы и комплектующие.

Государственная политика сфере малого бизнеса должна быть направ­лена на дальнейшее формирование благоприятных условий устойчивого развития малого бизнеса на основе совершенство­вания форм и методов поддержки, обеспечивающих повышение темпов развития, активизацию производственной, инноваци­онной и инвестиционной деятельности данной категории субъ­ектов хозяйствования и, как следствие, рост эффективности на­циональной экономики.

Наши рекомендации