Институц.причины появления теневой экономики

Первая причина – «государствофобия» жителей России. Для них характерно стремление во что бы то ни стало вывести свою деятельность из-под контроля и наблюдения со стороны государства, даже в том случае, если в осуществляемой активности нет ничего незаконного. Это - реакция на десятилетия тотального контроля над всей жизнедеятельностью граждан со стороны советского государства.Вторая причина институционализации теневой экономики - возникновение «делового тандема» чиновника и предпринимателя. Экономические преобразования в России были проведены так, что предприниматели попали в зависимость от чиновников, которые приватизировли функции государства. Рыночные реформы предполагали резкое увеличение частной хозяйственной активности людей и, соответственно, уменьшение властных полномочий государства в экономике.

Иначе говоря, рассматриваемая причина институционализации теневой экономики в России состоит в том, что чиновники используют свои рабочие места, власть и информацию, которой они располагают, как один из ресурсов для осуществления своего частного предпринимательства. Ясно, что осуществляемое ими предпринимательство носит теневой характер, так же как и предпринимательство частных фирм, являющихся их партнерами по бизнесу. Иначе говоря, государство в России является одним из субъектов рынка, причем субъектом, который обладает чрезвычайными полномочиями и экстраординарными возможностями, каких не имеет ни один из частных предпринимателей. Институты теневой экономики возникали в результате того, что государство, госчиновники нуждались в прикрытии своей теневой экономической деятельности. Третья причина - государство «подмяло» под себя, фактически «отключило» основные правовые структуры такие как службу правопорядка (милицию), судебную систему, прокуратуру и др. Перемены в каждой из этихслужб разные, но общим остается одно: государство сделало едееспособными. Например, суды на протяжении всего периода реформ не только не финансировались, но и жестко привязывались к региональным властям, от которых реально зависело их материальное обеспечение (жилье, зарплата, социальные блага). Тем самым было запущено «теневое право» - теневые нормы и правила, которые стали действовать сильнее легального права. Возникла целая система санкций за нарушения«теневого права».

32 Ненаблюдаемая экономика включает неформальную, скрытую (теневую) и незаконную (нелегальную) производственную деятельность. главной особенностью ненаблюдаемой экономики является то, что она не оснащена должным образом рыночными институтами и формальными правовыми актами. Это ограничивает возможности эффективного использования ресурсов, находящихся в этой сфере. Масштабы ненаблюдаемой экономики во многом свидетельствуют о степени завершенности переходного периода в посткоммунистических странах и качестве сложившейся там рыночной капиталистической системы хозяйства. Завершенность институциональных преобразований позволит включить в единый хозяйственный оборот значительную часть ресурсов, что положительно скажется на динамике экономического роста и социальных преобразованийКачество и полнота институциональных преобразований предопределяют характер экономического развития.
Ненаблюдаемая прямыми статистическими методами экономика включает неформальную, скрытую (теневую) и незаконную (нелегальную) экономическую деятельность, а так же виды деятельности, неучтенные вследствие недостатков в программе сбора основных статистических данных. Масштабы ненаблюдаемой экономики в основном определяются в результате выборочных обследований и различных экспертных оценок, что приводит к расхождению конкретных данных, полученных в разное время с использованием различных методик. Но независимо от конкретных величин, показатели, измеренные по одной методике, всегда свидетельствуют о том, что в странах с развитой рыночной системой уровень неформальной экономики ниже, чем в развивающихся и бывших социалистических государствах. Официальные статистические ведомства оценивают только неформальную и скрытую экономическую деятельность. Оценки незаконной экономики в показатели ВВП официально не включаются. Хотя определить границы различных видов ненаблюдаемой экономики можно лишь условно. Например, «скрытая оплата труда наемных работников определяется балансовым методом, как разница между суммарными расходами на все нужды домашних хозяйств, включая прирост их финансовых активов, и формально зарегистрированными доходами»По официальным данным Международного статистического комитета СНГ в 2002-2003 гг. доля ненаблюдаемой экономики в ВВП оценивалась в Армении, Грузии, Молдове, Узбекистане в диапазоне 29–33%, в Казахстане, России, Таджикистане, Туркменистане — 22–27%, в Азербайджане, Кыргызстане, Украине — 17–19%, в Белоруссии — 11%. (12, с.61) Примерно на таком же уровне оценивалось значение ненаблюдаемой экономики и в 2005 г., «от 10% в Беларуси до 30% в Таджикистане». (11, с.38) Это означает, что в странах СНГ до одной трети ВВП представляет собой расчетную величину, которая должным образом не учтена в официальных документах, следовательно, не включенную в правовую систему стран и ограниченно включенную в воспроизводственный процесс национального хозяйства.


Наши рекомендации