Формирование послевоенной модели индустриального развития СССР
После завершения восстановительного периода (к 1950 г.) экономика продолжала развиваться на принципах модели 1930-х годов, т. е. в условиях жестких иерархических структур управления и за счет централизованного перераспределения ресурсов из сельского хозяйства. Но растерзанная деревня уже не справлялась с ростом потребностей населения в продовольствии и промышленности в сырье. Поэтому не случайно, что первые реформы хозяйственного механизма, пусть слишком робкие, начинаются в сельском хозяйстве (1953 г.).
Тем не менее, в 1958 году экспорт продовольствия сравнялся с его импортом и далее страна превращается в импортера продовольствия. Это – важный момент в формировании модели индустриального развития. Хотя индустриализация осталась не до конца завершенной, СССР превратился в индустриально-сырьевую державу. Индустриальную – поскольку основная часть ВВП производится с помощью машинных технологий, а сырьевую – поскольку в структуре экспорта источником поступлений валюты становится вывоз природного сырья, а не экспорт продукции обрабатывающих отраслей.
Теперь обозначим основные характеристики модели индустриального развития (МИР), сложившейся к концу 60-х годов. Цели модели были внутренне противоречивы: удовлетворение насущных потребностей населения, поддержания статуса сверхдержавы и освоение экономического пространства Восточной Европы.
Достижение указанных целей – средства реализации – опиралось на собственную мощную топливно-сырьевую базу и избыток дешевой рабочей силы. Этих ресурсов какое-то время хватало для пропорционального развития, т.е. поддержания технологического равновесия между важными структурными составляющими, например: машиностроением и производством конструкционных материалов, сельским хозяйством и сельскохозяйственным машиностроением, легкой и пищевой промышленностью и сельским хозяйством. С ростом производства возникает вопрос об эффективности использования ресурсов. Ведь для роста экономики нужны дополнительные рудники, шахты, скважины, километры железных дорог, агрегаты для производства металла и т.п. Радикальное средство повышения эффективности экономики - технический прогресс. Реформа хозяйственного механизма 1965-1969 гг помогла мобилизовать резервы повышения эффективности использования имевшегося производственного аппарата и трудовых ресурсов. Однако стимулов для замены систем машин на принципиально новые не создала. Новые технологии можно было вводить только в рамках плана, что ограничивало динамичность экономического развития и темпы нововведений. Но слабая (приказная) восприимчивость хозяйствующих субъектов к применению технологических инноваций (это – функция частной собственности) с неизбежностью порождают следующий результат:
· избыточную потребность в топливно-сырьевых ресурсах;
· выход экономики на ресурсные ограничения.
Это определило свой режим функционирования модели индустриального развития (МИР):
1) жесткая зависимость роста производства от масштабов вовлечения первичных ресурсов. Пока ресурсов хватало, преимущественно экстенсивное развитие сопровождалось ростом экономики;
2) сочетание избыточной потребности в первичных ресурсах с нарастанием дефицита инвестиционных ресурсов и, прежде всего, в гражданском секторе экономики.
Но избыточная материало- и энергоемкость производства постепенно увеличивала нагрузку на энергосырьевой сектор (ЭСС) экономики. В таких условиях ЭСС нужно было все больше инвестиционных ресурсов – машин, оборудования, стройматериалов, строительных конструкций, трубопроводов – для роста выпуска своей продукции. А если учесть, что в промышленности от 40 до 60 % рабочих было занято ручным трудом, а в других отраслях экономики еще больше, то потребность в инвестиционных товарах для замены ручного труда машинным возрастала дополнительно. Круг замкнулся: в обрабатывающих отраслях сконцентрировались ресурсоемкие технологии, которые требовали ресурсов и инвестиций, энергосырьевой сектор требовал возрастающих инвестиций, а инвестиционный комплекс поставляет ресурсоемкие технологии.
Такая модель (цель, средства ее достижения, режим функционирования) устраивала общество до середины 1970-х годов. Почему так долго? Не нужно забывать о двух вещах. Во-первых, реформа хозяйственного механизма 1965-69 гг. придала некое ускорение развитию экономики. Во-вторых, возможно, решающую роль сыграл экспорт нефти. Нефтедоллары (валюта, полученная от продажи нефти на мировых рынках) позволили еще некоторое время «не замечать» нараставших экономических проблем.
В то время, как индустриальные страны в ходе кризиса середины 1970-х годов начали интенсивное обновление систем машин на основе ресурсосберегающих их видов, Советский Союз использовал природную ренту на военные нужды и удовлетворение потребностей населения, сохраняя высокий уровень ресурсоемкости своей экономики.
Таким образом, жизнеспособность МИР СССР была искусственно поддержана потоком нефтедолларов.