Глава 19 правительственное регулирование национальной экономики

В политике имеется своя невидимая рука, действующая в направлении, про­тивоположном действию невидимой ру­ки рынка.

Милтон Фридменс

19.1. Объективная необходимость, содержание и модели правительственного регулирования экономики

В главе "Рыночная экономика: сущность, структура и инфраструктура" отмечалось, что любая экономика имеет рыночный и бюджетный секторы, раскрывались черты и Функции обоих секторов. В данной теме перед нами стоит задача проанализировать влияние правительства на обеспе­чение конкурентной среды, производство общественных благ, ограничение негативного влияния циклических коле­баний на экономику страны, социальную защиту граждан и т.п.

Рыночная экономика как система, возникшая в резуль­тате самоорганизации и саморазвития, оказалась достаточ-но эффективной, гибкой, способной формировать рацио-нальную структуру хозяйства и обеспечивать широкие рам-ки экономической свободы ее субъектам.

Иными словами, рыночная система охватывает весьма значительный арсенал своих функциональных обязанно-

Глава 19

стей, необходимых для обеспечения комфортного и надеж, ного функционирования общества. Вместе с тем следует от­метить, что имеется ряд проблем, связанных с природными факторами, экономической общественной деятельностью и другими ее видами, а также естественным саморазвитием рыночного хозяйства, к которым рынок остается безразлич­ным, а общество стремится их решить. Именно поэтому не­обходимость правительственного вмешательства в эконо­мику связывают с отказами рынка (фиаско рынка).

Отказы рынка — это нежелание или несостоятель­ность (неспособность) рынка удовлетворять потребно­сти общества или отдельных групп людей рыночной эко­номической системы.

Рассмотрим кратко структуру отказов рынка.

1. Рынок зиждется на индивидуальной экономической
свободе и конкуренции участников хозяйственного процес­
са, что является существенным преимуществом этой формы
хозяйствования. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что
экономическая система — не простая арифметическая сум­
ма составляющих ее элементов. Индивидуальная экономи­
ческая свобода является благом до тех пор, пока она не огра­
ничивает экономическую свободу других индивидов. В слу­
чае, когда расширение свободы одного индивида
ограничивает свободу других, должен быть общественный
ограничитель экономической свободы.

Так, свобода предпринимательства на основе конкурент­ной борьбы естественным образом порождает свой антипод — произвол монополий, который можно ограничить зако­ном о защите конкуренции (или антимонопольным законо­дательством).

2. Рынок в полной мере обеспечивает производство благ
для индивидуального потребления. Эти блага называются
частными.

Частные блага — это блага, потребление которых од­ними лицами исключает возможность их одновременного потребления другими. Доступ к потреблению частных

глава 19 правительственное регулирование национальной экономики - student2.ru

Рис. 19.1. Характерные черты частных благ

Но имеются и блага, которые можно потребить только со­вместно (сообща). Они неделимы. Это национальная безо­пасность, обеспечение правопорядка, защита природной среды и т. п. Такие блага называют общественными.

Общественные блага — это блага, которые одновре­менно потребляют многие индивиды, независимо от того, может или не может их оплатить каждый отдельный потребитель.

Черты общественных благ отражены на рис. 19.2.

Общественные блага тоже делят на два вида: чистые и смешанные (рис. 19.3).

Естественно, частные блага производятся рынком в над­лежащем объеме и необходимой структуре.

За производство общественных благ отвечает прави­тельство.

Безопасность государства, охрана правопорядка, надле-жащее содержание улиц и населенных пунктов — чистые


Глава 19

глава 19 правительственное регулирование национальной экономики - student2.ru

Рис. 19.2. Характерные черты общественных благ

общественные блага, производство которых финансируется за счет бюджетов.

Регулирование производства и распределения смешан­ных общественных благ осуществляет правительство путем:

— предоставления исключительных прав на использова­ние ресурсов для производства этих благ;

— введения административных барьеров на пути вхож­дения на рынок этих благ посредством лицензирования, квотирования, чрезмерно высокого уровня налогообложе­ния и т. п.

Влияние правительства на производство обществен­ных благ осуществляется путем:

— производства данных благ в надлежащем объеме и над" лежащей структуре в рамках государственного сектора;

— предоставления субсидий для их производства пред' принимательскому сектору;

— административного ограничения доступа киспользо­ванию этих благ.

3. Рынок заботится о прибыли, оставаясь безразличным к проблемам истощения природных ресурсов. Правитель-ство принимает на себя ответственность за судьбы грядущих


глава 19 правительственное регулирование национальной экономики - student2.ru

правительственное регулирование национальной экономики



Глава 19

4. Правительство занимается урегулированием экстер-
нальных (внешних) эффектов, прежде всего отрицатель­
ных, связанных с перенесением одними субъектами своих
издержек на других субъектов без каких-либо компенса­
ций пострадавшим. Это урегулирование осуществляется
двояко:

1) правительство заставляет при помощи налогов, штра­фов, запретов прекращать производство и загрязнение, ограничивая пагубное влияние на окружающую среду и на объем убытков, причиненных другим субъектам;

2) правительство "обезвреживает" экстернальные эффек­ты и возмещает убытки, причиненные ими, за счет бюджет­ных средств.

5. Правительство ограничивает негативное влияние ци­клических колебаний и регулирует опасную для стабильно­сти экономической системы дифференциацию доходов сре­ди разных слоев населения, обеспечивая её социальную на­правленность .

6. В условиях трансформационной экономики на прави­тельство возлагается еще одна важная задача — обеспечение баланса интересов субъектов экономической и социальной деятельности.

Типы правительственного регулирования экономики:

— полная монопольная власть в управлении экономикой (страны социализма, в т. ч. СССР);

— сочетание рыночных и правительственных регулято­ров (Япония, Швеция, ФРГ, Австрия, Китай).

Наши рекомендации