Предмет и основные направления макроэкономики

Лекция 6.

Роль государства в экономике. Социальное государство.

Макроэкономические показатели, характеризующие эффективность государственной политики

Предмет и основные направления макроэкономики

Макроэкономика, национальное хозяйство, экономика страны в целом – всё это тождественные понятия, которые характеризуют исторически сложившуюся в определённых территориальных границах систему общественного воспроизводства. Национальное хозяйство несёт на себе отпечаток исторических, естественно-географических, политических и социально-экономических особенностей, отличающих его от других стран в мировом сообществе.

Макроэкономическая теория–это раздел экономической теории, изучающий, как функционирует экономическая система на уровне страны в целом с точки зрения обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов, минимизации уровня инфляции и равновесия и платежного баланса.

Макроэкономическая система – это результат взаимодействия множества её относительно самостоятельных хозяйствующих субъектов. В простейшем виде структуру национального хозяйства можно представить в виде схемы (рис. 1).

Концентрируя внимание на наиболее значимых экономиче­ских факторах, определяющих политику государства в сфере хозяйства страны, макроэкономика оставляет за «кадром» поведение отдельных экономических агентов – домашних хозяйств и фирм.

Если микроэкономика имеет дело с ценой отдельного товара на конкрет­ном рынке, то макроэкономика отслеживает «уровень цены», т.е. средний показатель от всех цен на всех рынках и для очень широкой категории това­ров. Микроэкономика интересуется уровнями заработной платы и численно­стью занятых и безработных на частном рынке труда, в производстве опре­деленного вида товара, макроэкономика изучает проблему всех занятых в стране, среднего уровня заработной платы всех работающих, общего числа безработных и т.д.

Предметом макроэкономикиявляются экономические процессы, протека­ющие в масштабе национального хозяйства. К ключевым проблемам макро­экономического анализа относятся: определение объема национального про­изводства, причины существования безработицы, природа экономических циклов, факторы и механизм экономического роста, причины и условия раз­вития инфляции, влияние внешнеэкономических факторов на состояние на­циональной экономики. Макроэкономика оперирует такими переменными, как национальный продукт и национальный доход, общий уровень цен, тем­пы инфляции, уровень безработицы, темпы экономического роста.

Субъектами макроэкономических процессов становятся более широкие категории «действующих лиц»: население, трудовые ресур­сы, самодеятельное население, безработные.

Цель макроэкономического анализа – выявление сложившейся ситуации в социально-экономическом развитии страны на основе использования пока­зателей, объективно отражающих процесс воспроизводства.

Макроэкономика как самостоятельная научная дисциплина возникла в 30-е гг. XX в. Основоположником макроэкономики является английский экономист Дж. М. Кейнс (1883 - 1946). Теоретическая концепция Кейнса была изложена в фундаментальной работе «Общая теория занятости, процента и денег», опубликованной в 1936 г. Идеи Кейнса оказали столь глубокое влия­ние на взгляды экономистов, развитие экономической теории и экономи­ческую политику, что их появление и быстрое распространение получило название «кейнсианская революция».

Сказанное не означает, что до начала XX в. экономисты не занимались макроэкономическими проблемами. Свои взгляды на проблемы определения объемов национального производства, уровня занятости, инфляции, обще­ственного производства, государственного регулирования национальной эко­номики высказывали меркантилисты, физиократы, представители класси­ческой политической экономии, в том числе и Маркс. Но именно в трудах Кейнса макроэкономика была представлена как определенная теоретическая система. Он предложил принципиально новый подход к изучению экономи­ческих процессов. Объектом анализа в кейнсианской теории стали совокуп­ные, агрегированные величины, а сама теория была представлена в виде мо­делей, описывающих условия и результаты совместной деятельности всех уча­стников экономической жизни. Эти модели позволили дать математическую интерпретацию макроэкономического поведения, установить функциональ­ные зависимости между различными макроэкономическими переменными. Благодаря этому создавалась возможность эмпирической проверки теорети­ческих моделей и их использования для разработки экономической полити­ки. Таким образом, кейнсианская школа выработала систему категорий и инструментарий экономического анализа, которыми пользуются экономи­сты различных школ и направлений. В этом смысле М. Фридмен, лидер монетаризма, утверждал, что все современные экономисты являются кейнсианцами.

Центральным пунктом кейнсианской концепции является положение о том, что рыночный механизм не способен обеспечить устойчивое развитие эконо­мики при полной занятости. Напротив, современная рыночная система со­держит внутренние причины, порождающие экономические колебания, пе­риодические спады производства и периоды длительного существования вы­нужденной безработицы. Поэтому необходимо государственное регулирова­ние национальной экономики, чтобы противодействовать развитию нежела­тельных тенденций, сглаживать экономический цикл и обеспечивать полную занятость. Для подобного рода «точной настройки» в кейнсианской теории предлагается использовать меры бюджетного и денежно-кредитного регули­рования, а также разрабатывается инструментарий стабилизационной мак­роэкономической политики.

Итак, национальная экономика (макроэкономика) — это совокупность экономических субъектов и связей между ними, характеризующаяся хозяйственной целостностью, общностью в определенных временных и пространственных рамках.

Основные признакинациональной экономики:

1) наличие тесных экономических связей между хозяйствующими субъектами страны на основе разделения труда;

2) единая экономическая среда, в которой действуют хозяйствующие субъекты; ее образуют:

а) единое хозяйственное законодательство;

б) единая денежная система;

в) общая финансовая система;

3) общий экономический центр, контролирующий деятельность хозяйствующих субъектов. Этим центром выступает

государство;

4) общая система экономической защиты. Это своего рода экономические границы в виде экспортно-импортных пошлин, квот и т.д.

Наши рекомендации