Международная торговля ИС
ИС оформилась в качестве предмета торговли в мировой экономике и приобретает все большее значение в обмене. На рынке ИС продаются права на использование научно-технических достижений. ВТО осуществляет регулирование на основе TRIPS Agreement - Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности определяет права и обязанности членов ВТО в области защиты интеллектуальной собственности. Всемирная организация интеллектуальной собственности (World Intellectual Property Organization – WIPO) входит в систему ООН. Главная функция WIPO – регулирование рынка интеллектуальной собственности через законодательство, обучение, финансовой помощи государствам.
ИС классифицируется как:
- промышленная собственность (патенты, товарные знаки, промышленный дизайн, географические указатели – наименования мест происхождения товаров);
- авторское право (литературные и художественные работы, такие как новеллы, поэмы, пьесы, фильмы, музыкальные работы, художественные работы, такие как драмы, фотографии и скульптуры, архитектурный дизайн).
Особенности организации торговли:
1) Проблема регистрации прав собственности, Проблема защиты ИС(она должна быть оформлена)
2) Взаимодействие напрямую (посредник существует только при торговле с аукциона)
3) Как оценить соотношение Качество / цена. Всегда субъективная оценка. Влияние на цену оказывает восприятие самого потребителя. Уникальность.
4) Собственник имеет право отдавать интел. собств-ть в пользование (франчайзинг, лицензирование);
5) В ИС сущ-т проблема контрафакта
Факторы, влияющие на цену:
1. расходы на НИОКР
2. новизна технологии;
3. величина издержек, связанных с передачей технологии;
4. уровень прибыли, получаемой покупателем технологии;
5. статус покупателя технологии (государственный или частный). Государственные организации, как правило, имеют более сильную позицию на переговорах и поэтому платят более низкую цену за технологию;
6. географическое положение лицензиата (транспортные издержки).
Патент - эксклюзивное право данное на изобретение, по которому продукт или процесс обеспечивает новый способ производства или предлагает новое техническое решение. Чтобы быть запатентованным, изобретение должно полностью удовлетворять конкретным условиям.
Торговая марка - отличительный знак, который идентифицирует конкретные товары или услуги как произведенные или предоставленные особым лицом или предприятием. Свое происхождение берет с античных времен, когда ремесленники ставили свои подписи или марки на собственные художественные или утилитарные товары. С течением времени эти марки развились в современную систему регистрации и защиты торговых марок. Эта система помогает потребителям узнавать и покупать товар или услугу, потому что свойства и качество, обозначенные особенной торговой маркой отвечают их потребностям. Географическое указание - знак, используемый на товарах, которые имеют особое географическое происхождение и располагают качеством или репутацией, обязанными своему месту происхождения. В общем, географическое указание включает в себя наименование места происхождения товара. Сельскохозяйственная продукция, как правило, обладает качествами, которые зависят от их места производства и подвержены влиянию особенных местных факторов, таких как климат и почва. Основной функцией знака как географического указателя является выявление сущности национального законодательства и потребительского восприятия. Географические указатели могут быть использованы для разнообразной сельскохозяйственной продукции, например, "Tuscany" - производство оливкового масла, что является областью в Италии, защищенной итальянским законом № 169 от 05.02.1992 г. или "Рокфор" -производство сыра (защищено ЕС и США).
Промышленный дизайн - декоративный или эстетический вид статьи. Дизайн может состоять из трехразмерных характеристик - внешняя сторона, поверхность, форма статьи или двухмерных, таких как рисунки, линии и цвет. Промышленный дизайн обеспечивает широкие вариации продуктов индустрии и художественных произведений.
В РФ Цена объектов ИС определяется на основе документа-Методические рекомендации по определению рыночной стоимости ИС, утвержденным Минимуществом РФ 26 ноября 2002г.
Платежи за собственно технологию:
1. паушальные платежи и предварительный (авансовый) платеж;
2. роялти;(% от чистой прибыли)
3. платежи за техническое содействие;
4. платежи за обучение персонала;
5. платежи за передачу ценных бумаг и дивидендов против вклада в форме промышленного участия;
6. технические компенсации (за усовершенствование технологии, перекрестное лицензирование и т.д.).
Основными формами международной торговли ИС являеются:
§ продажа патентов,
§ продажа лицензий на запатентованные изобретения
§ продажа лицензий на незапатентованные виды промышленной собственности – ноу-хау, секреты производства, технологический опыт
Главной формой передачи научно-технических производственных и управленческих знаний являются лицензионные соглашения. Лицензия – разрешения, в соответствии с которым одно лицо – владелец права на объект ИС (лицензиар) предоставляет другому заинтересованному лицу (лицензиату) право пользоваться этим объектом, но за обусловленное вознаграждение и на определенных условиях. Бывают патентные и беспатентные(Ноу-хау). Часто параллельно с передачей прав на использование патента передаются ноу-хау, управленческие знания.
Документы международного права, регулирующие сферу интеллектуальной собственности:
- Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г. , Договор ВОИС по авторскому праву;
В России проблемами ИС занимается Фед служба по ИС, патентам и товарным знакам (Роспатент). Роспатент является фед органом исполнительной власти, уполномоченным предоставлять, регистрировать и поддерживать на территории России права на изобретения и полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, а также осуществлять регистрацию программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем.