Влияние интеграции на развитие
Мирового рынка
Современные тенденции в развитии мирового хозяйства, характеризующиеся глобализацией экономики, ее транснационализацией, криминально-технологической ориентацией, обострением экологических проблем, усилением торгово-финансовой и кредитной экспансии, обусловливают острую необходимость межгосударственного регулирования экономических процессов на основе экономической интеграции.
Экономическая интеграция представляет собой форму межгосударственного взаимодействия, осуществляемого в процессе развития экономики группы стран, расположенных, как правило, в одном крупном экономико-географическом регионе.
Интеграция (от лат. полный, целый, ненарушенный) – процесс или действия, имеющие своим результатом целостность. Целостность – это свойство системы, означающее существование внутренней взаимосвязи между ее составными частями, которые не самодостаточны и функционируют лишь как элементы подсистемы или блоки единой системы. Части системы определяются через целое, а оно в свою очередь – через составные звенья. Целостная взаимосвязь элементов единой системы в случае своей реализации создает так называемый интеграционный эффект, в основе образования которого лежит общественное разделение труда, возможность более полно использовать имеющиеся ресурсы и факторы общественного воспроизводства для достижения определенных результатов.
Одна из главных целей экономической интеграции – использование преимуществ межгосударственного разделения труда, специализации и кооперирования производства для достижения общих стратегических и текущих интересов интегрирующихся стран.
В мире насчитывается уже более десяти крупных экономических объединений суверенных государств. Среди них исторически первым, последовательно создающимся на протяжении последних 45 лет является Европейский союз, включающий в свой состав страны Западной и Центральной Европы.
Успех европейской интеграции подхвачен и на американском континенте. С 1 января 1994 г. вступил в силу договор о Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА), объединившей США, Мексику и Канаду сих огромными территориями и мощным экономическим потенциалом.
К 1994 г. окончательно оформилась организация Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), которая предполагает к 2020 г. образовать крупнейшую в мире зону свободной торговли, опирающуюся прежде всего на экономику США и Японии. Набирают силу интеграционные процессы в Латинской Америке. Образование Таможенного союза и зоны свободной торговли имеет целью пакт «Меркосур», заключенный в 1991 г. Аргентиной, Бразилией и Уругваем (позднее к ним присоединился Парагвай). Ведется работа по созданию Африканского общего рынка. К 2025 г. предполагается образовать Африканское экономическое сообщество с общим парламентом и общей для континента валютой.
Начинают проявлять интерес к интеграционным процессам и в Восточной Европе. Здесь с 1 марта 1993 г. вступило в силу Центрально-европейское соглашение о свободной торговле, объединяющее Венгрию, Польшу, Словакию и Чехию. Соглашение предусматривает постепенное взаимное снижение торговых пошлин.
В настоящее время в мире функционирует 85 региональных и торгово-экономических соглашений и договоренностей. Реальная интеграция осуществляется такими международными организациями, как ЕС, НАФТА, ОПЕК. В большинстве регионов Латинской Америки, Западной и Южной Азии, а также Африки региональное сотрудничество начинает набирать темпы, несмотря на то, что страны этих регионов все еще имеют недостаточный и сильно различающийся научно-технологический, производственно-экономический и социально-культурный потенциал, различное нормативно-правовое законодательство, ограниченность финансовых средств, недостаточную конкурентоспособность продукции и ряд других недостатков.
Развитие интеграционных процессов в мире за последние два десятилетия характеризуют показатели табл. 6.3.
Таблица 6.3
Динамика интеграционных процессов
в мировой экономике в 1985-2000 гг.
Интеграционная группировка (год образования) | Число стран в группировке | Числен. населения на 1995 г., млн. чел. | Территория, тыс. кв. км | Доля в мировом ВВП (числитель) и мировом экспорте (знаменатель) | |||
ЕС (1957) | 6,5 | 2,4 | 19,0 32,0 | 21,0 39,6 | 22,9 39,6 | 26,0 41,0 | |
НАФТА (1992) | 6,7 | 8,3 | - | - | 25,5 16,5 | 27.5 17,4 |
Продолжение табл. 6.3
ОПЕК (1960) | 8,1 | 9,2 | 5,3 7,5 | 5,2 5,4 | 5,6 4,1 | 5,6 4,3 | |
МЕРКОСУР (1991) | 3,8 | 9,3 | - | - | 4,3 1,8 | 4,4 2,1 | |
МАГРИБ (1990) | 1,2 | 0,9 | - | 1,0 0,9 | 0,9 0,6 | 1,0 0,8 | |
СНГ (1991) | 5,0 | 16,3 | - | - | 2,9 2,2 | 3.5 2,3 | |
АСЕАН (1967) | 7,0 | 3,6 | 3,5 3,8 | 4.1 4,35 | 5,4 6,47 | 6.2 7,5 | |
Всего | Х | 38,3 | 50,0 | 27,8 43,3 | 31,3 50,3 | 67,5 71,3 | 74,2 75,4 |
Источник: Вопросы экономики. – 1997. - № 12 – С. 150-158.
Из данных табл. 6.3 видно, что процесс интеграции идет весьма активно и достаточно эффективно. Так, если в 1985 г. в мировом сообществе функционировало всего три интеграционных образования, то в настоящее время их насчитывается более десяти. Соответственно число стран, образующих эти группировки, возросло с 35 до 60, численность проживающего в них населения увеличилась с 1046 до 2350 млн. чел., площадь их территории составляет ныне половину земного шара.
Растет экономическое влияние интеграционных группировок на формирование всей мирохозяйственной системы, оформление ее целостности, устойчивости, динамики и пропорций. Если в 1985 г. на долю интеграционных группировок приходилось 27,8% мирового ВВП, то в настоящее время – 74,2%, аих доля в мировом экспорте увеличилась с 43,3 до 75,4%. Если учесть, что за это время темпы прироста мирового ВВП и объема внешней торговли были сопоставимы между собой, то у региональных интеграционных экономических блоков соотношение было в 1,5 раза выше, т.е. каждый процент прироста внешнего товарообмена был более эффективным и обеспечивал примерно 1,5% прироста ВВП.
Следовательно, несмотря на определенные трудности (политического, правового, организационного, кадрового характера) формирования интеграционных объединений, экономически они развиваются более высокими темпами.
Либерализация и интернационализация торговли – основная тенденция развития мировой экономики. Благодаря ей к настоящему времени значительно снизился уровень таможенных пошлин, отменены многие ограничения, квоты. Однако по-прежнему существует целый ряд проблем. Одной из наиболее важных следует считать нарастание протекционистских течений внутри экономических группировок и торгово-экономических блоков стран.
Первым шагом к образованию торгово-экономических блоков становится создание зон свободной торговли. Согласно оценке Мирового банка, на рубеже 90-х гг. в рамках таких зон осуществлялось около 42% объема мировой торговли. Среди наиболее известных зон – Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), ЕС, НАФТА, АТЭС.
Десять крупнейших международных региональных торговых блоков в настоящее время включают основные государства мира.
1. Европейский союз – Австрия, Германия, Великобритания, Италия, Ирландия, Франция, Испания, Португалия, Финляндия, Швеция, Дания, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Греция.
2. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) – США, Канада, Мексика.
3. Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) – Исландия, Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн.
4. Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) – Австралия, Бруней, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Индонезия, Филиппины, Тайвань, Гонконг, Япония, Южная Корея, Китай, Канада, США, Мексика, Чили, Россия, Перу, Вьетнам.
5. «Меркосур» – Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай.
6. Южноафриканское сообщество развития (САДК) – Ангола, Ботсвана, Лесото, Малави, Мозамбик, Намибия, ЮАР, Свазиленд, Танзания, Замбия, Зимбабве.
7. Западно-африканский экономический и валютный союз (ЮЭМОА) – Кот-д'Ивуар, Буркина-Фасо, Нигер, Того, Сенегал, Бенин, Мали.
8. Южно-азиатская ассоциация регионального сотрудничества (СААРК) – Индия, Пакистан,Шри-Ланка, Бангладеш, Мальдивы, Бутан, Непал.
9. Андский пакт – Венесуэла, Колумбия,Эквадор, Перу, Боливия.
10. Содружество Независимых Государств (СНГ) – Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Молдова, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Украина, Узбекистан.
В настоящее время мировой рынок, включая рынок продовольствия, формируется как «игровое поле» трех основных групп государств: развитых, развивающихся и стран с переходной экономикой. Состояние экономических связей и уровень развития рынков товаров между странами традиционно оценивается показателем их взаимного товарооборота. Однако такой подход не учитывает роль межгосударственного обмена товарами как важного фактора воздействия на ВВП, а также на национальные бюджеты государств. Например, взаимный товарооборот между странами СНГ за период 1992-1998 гг. сократился с 69 до 33%. Тем не менее неправомерно этот показатель рассматривать вне связи с общей экономической ситуацией и изменением объемов производства в странах СНГ.
Поэтому при анализе достигнутых результатов взаимной торговли заинтересованных стран надо обязательно учитывать общеэкономическую ситуацию, складывающуюся на момент выполнения аналитических расчетов. Например, рассматривая показатели взаимного экспорта и импорта товаров стран СНГ, следует учитывать уровень и динамику ВВП, уровень цен на отдельные товары, наличие кредитных ресурсов и другие факторы. При таком подходе появляется возможность получить более объективные оценки происходящих изменений в странах СНГ, что и подтверждает анализ динамики отношения доли экспорта СНГ в ВВП к общему экспорту в ВВП. Это соотношение, в отличие от величины взаимного товарооборота, изменилось не так значительно, снизилось всего только на 3 пункта – с 29,5% в 1992 г. до 26,3% в 1998 г., что скорее свидетельствует о некоторой переориентации и рационализации экономических связей между государствами СНГ.
Рынок успешно функционирует там, где пропорционально развиваются все его институты и основные инструменты – банковско-кредитная сфера, финансовый сектор, денежный и фондовый рынки. Их уровень должен соответствовать потребностям развития рыночных отношений, соотношению спроса и предложения на рынках товаров, труда и капитала. Однако анализ состояния дел в этих секторах экономики показывает, что здесь необходимы коренные преобразования.
Прежде всего, следует ликвидировать крупные диспропорции на макроуровне. Это весьма серьезное препятствие для развития рыночных интеграционных отношений, так как на этом уровне в любом государстве создаются необходимые условия для повышения деловой активности, активизации торговли и инвестиционной политики.
В сложившихся условиях для исправления экономической ситуации наряду с ограничением вывоза частного капитала целесообразно предусмотреть меры по поддержке наиболее важных форм инвестиционной деятельности, обеспечивающих:
· рост экспорта товаров и услуг в другие страны;
· стабильный импорт дефицитных товаров и услуг в основном тех видов, которые не производятся на отечественных предприятиях;
· повышение конкурентоспособности производственного, технологического и научного потенциалов, в том числе за счет кооперации с зарубежными партнерами, создания совместных предприятий и транснациональных компаний.
В условиях неплатежей, распространенных во всех странах СНГ, действует множество предприятий, которые при достаточно высоких объемах реализации, отражаемых в бухгалтерских балансах, не имеют наличности, так как поставки продукции часто оплачиваются банковскими кредитами. Так, Нижнетагильский металлургический комбинат свою продукцию на внутреннем рынке предлагает по ценам, примерно в 2 раза превышающим мировые. По этим ценам его продукцию потребители предпочитают брать по бартеру, отдавая взамен изделия, цена которых также выше мировой цены более чем в 2 раза. Только так удается сохранить налаженные ранее производственно-кооперационные связи между угольщиками, производителями руды, металлургами и т.д. Уровни цен и выручки, которые они формируют, постоянно возрастают. Это одна из основных причин того, что многие промышленные предприятия все больше увязают в неплатежах.
Анализ рациональности использования натуральных показателей в погашении задолженности и эффективности всей системы взаимозачетов объективно приводит к выводу:где господствует бартер – там налицо завышение тарифов. Однако приходится констатировать, что в один прием ликвидировать бартерные схемы невозможно, так как это разрушит хозяйственные связи. Бартер неэффективен, криминогенен, но в хозяйственных условиях 90-х гг. он давал возможность предприятиям выживать и создавать, хотя и небольшие, но крайне необходимые накопления для поддержания производственных процессов.
Одной из конструктивных мер преломления наблюдающейся сейчас тенденции снижения взаимного товарообмена в рамках формируемой зоны свободной торговли может стать введение системы квотирования объемов взаимных межгосударственных поставок продукции и услуг с целью более полного удовлетворения спроса и повышения эффективности взаимного товарообмена. Квотирование, таким образом, призвано гарантировать прибыль от развития взаимного товарооборота. При этом важно, чтобы процесс квотирования был жестко увязан с формированием национальных бюджетов.
Необходимо также осуществить комплекс мер, направленных на то, чтобы:
· всемерно обеспечивать кредитно-страховую поддержку инноваций и приоритетных производств, а также межгосударственного лизинга;
· разрабатывать и внедрять новые системы обслуживания торгово-экономических отношений;
· предоставлять налоговые льготы производителям приоритетной продукции и экспортерам;
· создавать и финансировать программы развития приоритетных проектов, в том числе региональных, в рамках специально сформированных фондов.
Эти и другие меры, осуществляемые на взаимовыгодной основе, позволят увеличить межгосударственный товарооборот и стабилизировать рост ВВП. Сегодня экономическая интеграция не может осуществляться директивнымиметодами, ее ускорение должно ориентироваться на реальные экономические интересы, получение взаимной выгоды при соблюдении равноправных отношений сторон, не допускающих ущемления национальных суверенитетов.