Структурная трансформация экономики

Республика Беларусь после распада СССР стала самостоя­тельным суверенным государством и получила в наследство достаточно развитую относительно других бывших республик экономику с многоотраслевой структурой, где преимуществен­ную роль играли такие отрасли специализации, как машино­строение, химическая и нефтехимическая, лесная и деревооб­рабатывающая, легкая и пищевая промышленность, животно­водство, льноводство и картофелеводство. Продукция этих от­раслей (коэффициент товарности превышал 0,3) в больших объемах вывозилась за пределы республики для удовлетворе­ния общесоюзных потребностей.

Однако в новых условиях переходного к рыночным отноше­ниям периода сложившиеся производственно-экономические связи были нарушены, экономический кризис привел к потере или значительному сокращению рынков сбыта белорусских предприятий, потере дешевых источников топливно-энергети­ческих и сырьевых ресурсов. В связи с низким платежеспособ­ным спросом населения и ухудшением финансового положения предприятий (более 1 /3 убыточные) такая экономика перестала быть востребуемой как на внутреннем, так и на внешних рын­ках, а в число актуальнейших выдвинулась проблема ее модер­низации и структурной перестройки в соответствии с современ­ными требованиями рыночной экономики и мировыми тенден­циями.

По мере выхода из кризисного состоя­ния утвердилось мнение о необходимости использования инвес­тиционной составляющей как важнейшего рычага структур­ных преобразований и повышения роли государства в их осу­ществлении на основе разработки и реализации эффективной инновационно-инвестиционной политики.

В экономике Беларуси сложился целый ряд структурных деформаций как унаследованных от бывшего СССР, так и возникших вследствие экономического кризиса.

Сегодня централизованное управле­ние должно быть дополнено механизмами конкуренции и инно­вационной деятельности. Перед системой государственного ре­гулирования возникают новые задачи:

§ структурная модернизация экономики;

§ полноценное включение механизмов рыночной конкурен­ции и механизма коммерциализации нововведений, что в сово­купности обеспечит долгосрочный рост конкурентоспособности белорусской экономики.

Опыт многих стран, добившихся достаточно быстрого подъ­ема экономики, свидетельствует о необходимости применения различных стратегий структурных преобразований: стратегии использования местных природных ресурсов с привлечением иностранных инвестиций и последующим направлением полу­ченных доходов на развитие других отраслей; стратегии «пре­следования», ориентированной на освоение конкурентоспособ­ной продукции экономически развитых стран, но с более низ­кими ценами; стратегии «передовых рубежей», суть которой состоит в разработке и создании новых продуктов и технологий на основе достижений научно-технического прогресса.

Учитывая различия между отраслями и их группами, стру­ктурная политика Республики Беларусь должна предусматри­вать рациональное сочетание указанных стратегий развития применительно к специфике межотраслевых комплексов и от­раслей страны с учетом максимального использования их кон­курентных преимуществ. Исходя из этого, целесообразно от­расли подразделить на группы.

1. Группа отраслей и производств, базирующаяся на использовании региональных факторных условий и ресурсов; ввозимых ресурсов, прежде всего топливно-энергетических, поступающих в Республику Беларусь по магистральным нефте- и газопроводам (специализированные отрасли и производства АПК — животноводство, льноводство и картофелеводство; лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность; промышленность строительных материалов; электроэнергетика; топливная; химическая и нефтехимическая промышленность; транспорт). Основным направлением структурной перестройки и роста конкурентоспособности отраслей этой группы является наращивание объемов производства продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешних рынках, путем модернизации производства, внедрения прогрессивных технологий и техники, привлечения прямых иностранных инвестиций. Структурная политика в отношении данных отраслей долж­на быть ориентирована на самостоятельное развитие на основе самофинансирования. В этих отраслях целесообразно так­же привлечение иностранных инвестиций на условиях, не представляющих угрозы национальной безопасности.

2. Традиционные отрасли промышленности, обладающие большим научно-техническим потенциалом и способные в относительно короткие сроки повысить уровень конкурентоспособности выпускаемой продукции и создать ее новые виды, соответствующие потребительским свойствам мирового и внутреннего рынков, но нуждающиеся в государственной поддержке (тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, автомобиле­строение, станкостроение, дорожное и транспортное машино­строение, черная металлургия, легкая промышленность). Ос­новным направлением структурной перестройки этих отраслей является модернизация, переспециализация (перепрофилиро­вание) производства на основе современных, в том числе заим­ствованных технологий и закупки нового оборудования, вы­пуск новых конкурентоспособных видов продукции в соответ­ствии с запросами рынков.

3. Наукоемкие экспортоориентированные отрасли и про­изводства, реализующие передовые достижения научно-тех­нического прогресса и использующие более полно человеческий потенциал Беларуси – высококвалифицированный труд. Это наиболее перспективная, но и требующая самых больших ин­вестиций и затрат человеческого капитала группа отраслей. Она включает отрасли и производства, основанные на разра­ботке и использовании новейших и высоких технологий, к ко­торым относятся: прецизионные, лазерные, электронно-плаз­менные, высокотемпературный синтез; технологии, основан­ные на применении новых видов сырья, конструкционных ма­териалов, катализаторов; производства по выпуску материалов для микро- и наноэлектроники, композиционных материалов, по синтезу новых химических соединений; предприятия по хими­ческому и биологическому синтезу фармацевтических средств, биологически активных соединений и пищевых добавок, био­логических средств питания и защиты растений и животных; производства, реализующие технологии тонкого химического синтеза, нанотехнологии; импортозамещающие производства; подотрасли системы образования и научного обслуживания.

Во всех группах отраслей должен применяться комплекс методов государственного регулирования – снижение налого­вой нагрузки, льготное кредитование, прямые государственные инвестиции и субсидии, защитные импортные тарифы для до­стижения приемлемых стандартов качества и уровня издержек в сравнении с конкурентами, методы нетарифного регулирова­ния и др. Важнейшими организационными структурами долж­ны стать транснациональные, межгосударственные, межотрас­левые, отраслевые и территориальные корпоративные структу­ры в форме транснациональных корпораций, финансово-про­мышленных и иных хозяйственных групп, включающие техно­логически и экономически взаимосвязанные производства и финансовые структуры.

Структурные преобразования в межотраслевых комплексах и отраслях народного хозяйства, происходящие в соответствии с целенаправленной системой мер государственной структур­ной политики, а также под воздействием научно-технического прогресса и запросов внутреннего и внешних рынков, определя­ют изменение всех макроэкономических структур страны.

Воспроизводственная структура экономики характеризу­ет соотношение ее секторов по производству и потреблению благ и услуг на всех стадиях воспроизводства. На стадии производства – это соотношение промежуточ­ного потребления и валовой добавленной стоимости.

Доля промежуточного потребления характеризует удель­ный расход топлива, энергии, сырья, материалов и других ма­териальных элементов оборотного капитала на единицу валово­го выпуска товаров и услуг. Это обобщающий показатель мате­риалоемкости продукции, на который существенно влияют применяемые техника и технологии производства, уровень под­готовки кадров, система организации труда и производства.

Валовая добавленная стоимость представляет собой разность между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреб­лением. Она является основой валового внутреннего продукта.

Валовой внутренний продукт – важнейший обобщающий показатель, характеризующий конечный результат как в сфере материального производства, так и в сфере нематериальных услуг. На стадии производства он определяется путем суммирования валовой добавленной стоимости всех отраслей с учетом по­требленной в процессе производства стоимости основного капи­тала. По объему производства ВВП на душу населения опреде­ляют уровень социально-экономического развития страны.

На стадии потребления особую значимость приобретают пропорции в использовании ВВП. Удельный вес расходов на конечное потребление, включающее потребление в домашних хозяйствах, государственными учреждениями, некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства, в перспективе, исходя из поставленных целей модернизации экономики, будет снижаться за счет увеличения доли валовых накоплений. При этом расходы на конечное потребление домашних хозяйств (приобретение потребительских товаров и услуг, платных услуг учреждений образования, здравоохранения, культуры и т.д.) в расчете на душу населения не должны уменьшаться; а могут возрасти по мере роста ВВП, хотя их доля может несколько и снизиться. Доля расходов государственных учреждений и абсолютные их размеры при совершенствовании структуры государ­ственного управления должны уменьшаться. Расходы некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, в связи с развитием рыночной инфраструктуры будут несколько возрастать. Чистый экспорт товаров и услуг в связи с необходимостью импорта высокопроизводительного оборудования и новейших технологий, конструкционных материалов, а также топливно-энергетических ресурсов прогнозируется с отрицатель­ным знаком.

К воспроизводственной примыкает так называемая институциональная структура экономики, характеризующая прежде всего складывающиеся пропорции секторов экономики по формам собственности.

Отраслевая структура, характеризующая пропорции между отраслями и межотраслевыми комплексами, отражает специализацию национальной экономики на выпуске таких видов товаров и услуг, которые в наибольшей степени соответствуют природно-экономическим, демографическим факторам и усло­виям страны, наиболее полно отвечают запросам внутреннего и внешних рынков.

Закономерностью развития отраслевой структуры экономики является цикличность обновления технологий и отраслей. Переход на новые технологии обусловливает структурные сдвиги, поскольку меняется разделение труда внутри предприятия, отрасли, территории.

В экономической литературе оценка структурных сдвигов производится на основе различных показателей, таких, напри­мер, как удельный вес отрасли в объеме производства продукции, ВВП, удельный вес занятых в отрасли (сфере деятельности) в общей численности занятых в экономике, доля отрасли по стоимости основных фондов и др.

Наибольший удельный вес в отраслевой структуре занятых занимает промышленность – на ее долю приходится четвертая часть всех занятых. Заметно уменьшается доля сельского и лесного хозяйств и существенно возрастает удельный вес занятых в сфере услуг, что свидетельствует о совершенствовании структуры экономики республики.

Под воздействием НТП и структуры потребления, изменений условий обеспечения топливно-энергетическими и сырьевыми ресурсами происходят структурные сдвиги и внутри межотраслевых комплексов.

Соотношение продукции, произведенной с помощью различ­ных способов производства и поколений техники, в структуре валового выпуска товаров и услуг в современной экономической литературе получило название технологической структуры экономики. Ее характеризуют удельные веса прогрессивных, традиционных и реликтовых укладов в научно-производствен­ном потенциале страны, что предопределяет эффективность ее экономики и уровень конкурентоспособности продукции.

Смена поколений техники и технологических процессов яв­ляется первичным звеном технологических сдвигов. Она осно­вывается на реализации прогрессивных научно-технических идей, кластеров изобретений и происходит с периодичностью в 8–10 лет, что отражается в обновлении активной части основ­ных фондов. Освоение нового технологического принципа фор­мирует научно-техническое направление. Оно включает ряд сменяющих друг друга поколений техники и имеет жизненный цикл 80–100 лет. Совокупность взаимосвязанных научно-тех­нических направлений, реализующих кластер базисных ново­введений, образует технологический уклад.

В экономической литературе описаны шесть технологических укладов. Ключевым фактором первого было изобретение текстильной машины, второго – парового двигателя и станков, третьего – электродвигателя и технологии производства стали, четвертого – двигателя внутреннего сгорания и технологических процессов нефтехимии, пятого – микроэлектронных компо­нентов, шестого – генной инженерии и нанотехнологии.

В Беларуси, по ориентировочным оценкам Программы структурной перестройки и повышения конкурентоспособности белорусской экономики, подавляющая часть промышленной продукции (68 %) производится в условиях четвертого техноло­гического уклада, 22–23 % – третьего и 9–10 % – пятого и шестого технологических укладов. Основные причины отставания – разрушение научно-инновационного и производствен­ного потенциалов страны вследствие экономического кризиса 90-х гг. XX в., низкий уровень наукоемкости ВВП (0,8 %) против 5–6 % в экономически развитых странах, неоправданная конверсия в ВПК, где преобладал пятый технологический ук­лад, слабая инновационная деятельность и отсутствие эффективных механизмов стимулирования создания принципиально новой техники и технологий.

Региональная структура характеризует территориальные пропорции размещения народного хозяйства и отдельных его отраслей, формируемые исходя из соблюдения принципов: обеспечения комплексного развития производительных сил ре­гионов на основе рационального использования местных при­родных, экономических, демографических и других факторов и условий; постепенного выравнивания условий жизни населе­ния, проживающего на их территории.

Структурная трансформация экономики осуществляется на основе научно обоснованной инвестиционной политики, кото­рая является составной частью экономической политики госу­дарства. Инвестиционная политика представляет собой сово­купность целей и задач, направлений и приоритетов, систему мер по реализации стратегии социально-экономического разви­тия и определяет объем, структуру и направления использования инвестиций в экономике страны.

Инвестиции – финансовые, имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты хозяйственной деятельности с целью получения прибыли или достижения социального эффекта. В ка­честве объектов инвестиционной деятельности выступают вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды, оборотные средства, ценные бумаги, интеллектуальные ценности, науч­но-техническая продукция.

Совокупность отраслей, производящих продукцию в виде инвестиций, формирует инвестиционную сферу. В зависи­мости от субъекта инвестиционной деятельности различают государственные средства (бюджета, внебюджетных фондов, за­емные), средства государственных предприятий, инвестиции граждан, негосударственных предприятий и общественных ор­ганизаций, иностранные и совместные инвестиции.

Характер участия в инвестировании определяют прямые ин­вестиции, когда инвестор непосредственно вкладывает средства в объект без посредников; непрямые – вложения средств через посредников и портфельные инвестиции – вложения капитала в различные ценные бумаги. Инвестиции в воспроиз­водство основных фондов представляют собой капитальные вложения.

Основными источниками инвестиций являются: валовой внутренний продукт (валовые накопления); зарубежные займы и инвестиции, которые под воздействием механизмов финансо­вой системы перераспределяются и выступают в виде собствен­ных финансовых ресурсов инвестора (прибыли, амортизации, денежных накоплений, сбережений, возмещения страховых сумм); заемных финансовых ресурсов (облигаций, банковских и бюджетных кредитов); привлеченных финансовых средств (продажи акций, паевых и других поступлений); централизо­ванных ресурсов министерств и концернов; бюджетных ассиг­нований; денежных средств населения.

Оценка современного состояния инвестиционной деятель­ности, цели и задачи социально-экономического развития страны определяют основные задачи и направления инвестицион­ной политики Республики Беларусь на долгосрочный период.

Инвестиционные ресурсы в первоочередном порядке предполагается направлять на обеспечение приоритетных направлений социально-экономического развития страны: модернизацию производств с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями экспортной и импортозамещающей направленности; повышение качества и конкурентоспособности продукции, увеличение производства и расширение ассортимента продуктов питания, разработку и внедрение современных технологий хранения, транспортировки, переработки и упаковки пище­вой продукции; совершенствование технологий и создание но­вых производств по выпуску отечественных медпрепаратов; создание современных транспортных коммуникаций и сетей связи.

Наиболее важные инвестиционные проекты будут поддер­живаться государством за счет бюджетного финансирования на конкурсной и возвратной основах. Основным источником фи­нансирования (более половины общего объема инвестиций) ста­нут средства предприятий и организаций, включая кредиты банков. Собственные средства предприятий и организаций, ко­торые формируются за счет прибыли и амортизации, составят около трети общего объема инвестиций.

Главным критерием отбора проектов для совместного государственно-коммерческого финансирования, согласно Положе­нию о конкурсном размещении централизованных инвестици­онных ресурсов, являются внедрение новых и высоких техно­логий, дающих возможность выхода на мировой рынок и обес­печивающих приток валюты в страну, и нормативный срок окупаемости этих проектов.

По укрупненным расчетам, потребность в инвестициях на 2006-2010 гг. (в сопоставимых ценах 2004г.) оценивается в 87-90 трлн р. основными источниками инвестиций станут внутренние накопления – республиканский и местные бюджеты, инновационные фонды, собственные средства юридических лиц и населения (включая кредиты) и иностранные инвестиции. В структуре инвестиций будут доминировать собственные средства юридических лиц (амортизация, прибыль, кредиты). Расширению инвестиционных возможностей будут способствовать новая амортизационная политика, либеризация налогового режима, ценообразования, снижение инфляции. Дальнейший рост инвестиций предлагается обеспечить за счет средств иностранных инвесторов и населения путем создания эффективных механизмов в банковском секторе, развитие рынка ценных бумаг, расширение сети небанковских финансовых учреждений (пенсионных, лизинговых, инвестиционных, страховых, трастовых и др.). удельный вес иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в основной капитал предполагается довести к 2010 г. до 10%.

Вопросы

1. Направления преобразования экономики переходного периода.

2. Социально-ориентированная экономика Республики Беларусь и ее основные черты.

3. Предпосылки и этапы построения перспективной модели экономики.

5. Назовите рынок факторов производства, дайте классификацию рынков.

4. Институты рынков, состояние и механизмы их развития.

5. Формы собственности в экономике Республики Беларусь.

6. Разгосударствление и приватизация, как форма реформирования отношений собственности.

7. Частное предпринимательство и малый бизнес в рыночной экономике.

8. Цели и задачи трансформации и модернизация структур реального сектора экономики.

9. Инвестиции, как основа структурной трансформации экономики.

Примерные темы рефератов:

1. Трудовые ресурсы, их состав и динамика изменения.

2. Развитие ранка продовольственных товаров.

3. Формирование и функционирования валютного рынка.

4. Фондовый рынок Республики Беларусь и проблемы его развития.

5. Формирование и развитие рыночных форм собственности в республике.

6. Особенности формирования социально-ориентированной экономики Республики Беларусь.

Дополнительная литература.

1. Байнев В. Формирование инновационной экономики на постсоветском пространстве // Финансы, учет, аудит. – 2007. № 5. – С. 20-25.

2. Барановский С.И. Формирование равновесной модели регулируемой рыночной экономики // Новая экономика. – 2008. - № 5-6. – С. 7-13.

3. Галеева-Сергейчик О.О. Основные отличительные черты социально-экономического развития Республики Беларусь // Веснiк Магiлеускага дзяржаунага унiверсiтэта iмя А.А Куляшова. – 2009. № 1. – С. 5-13.

4. Дорина, Е.Б. Формирование институциональной структуры белорусской экономики в условиях трансформации: Монография / Е.Б. Дорина, - Минск: БГЭУ, 2005. – 187 с.

5. Козловский В.В. Мировая экономика: социально ориентированный подход.

6. Малинин А.С. Взаимосвязь принципов функционирования социального рыночного хозяйства и мировой экономики // Новая экономика. – 2009. - № 1-2. – С. 68-77.

7. Никитенко П.Г. Политико-экономические и организационные преобразования в экономике Беларуси – императив нового качества экономического роста // Проблемы управления. – 2008 . № 2. – С. 25-37.

8. Стратегия развития Республики Беларусь до 2025 года // Экономический бюллетень. – 2008. - № 12. – С. 69-77.

9. Янчук В.А. Белорусская экономическая модель. Социально-экономичсекое управление // Труд. Профсоюзы. Общество. – 2008. - № 1. – С. 10-15.

Наши рекомендации