Типизация социально-экономических систем по этическому критерию

Моральные основы экономики и предпринимательской деятельности

(2015/2016)

Для сдачи зачета, кроме ответов на вопросы по темам необходимо выступить с сообщением по реферату и сдать творческую работу.

Основные источники –

Конспект лекций по дисциплине «Моральные основы экономики и предпринимательской деятельности» (часть 1,2,4) Компаниец В.В., Полякова Е.Н

2.Учебное пособие «Этические основы бизнеса»\ ДиканьВ.Л, Компаниец В.В., Полякова Е.Н

Материал в электронном виде (все лекции на русском и украинском языках, раздаточный материал – сокращенный конспект, материал по восточнославянской школе эк. мысли)

Сайты «Русское экономическое общество им. С.Ф.Шарапова», «Познавательное ТВ» - актуальные статьи, видео

Лекции, видео д.э.н. проф.Катасонова В.Ю., эк. аналитика М.Хазина, историка, обществоведа, социолога - А.И.Фурсова

Вопросы для обсуждения и зачета 1 модуль

Лекция 1а (консп лекц «Моральные основы экономики, часть 1)

Духовно-нравственные и социокультурные основы развития социально-экономических систем

1. Этимология слова экономика (в т.ч. экономика в греческом и русском языках). Экономика и хрематистика по Аристотелю (сущность, цели, актуальность деления).

2. Сущность концепции цивилизаций. Почему религия и культура доминирующе влияют на развитие экономики?

3. Примеры первых нравственных законов регулирующих развитие экономических отношений, актуальность этих норм сегодня (отношение к труду, богатству, ссуде под % - ростовщичеству).

Лекция 1в (из учебника «Этические основы бизнеса»).

Мораль, нравственность, религия.

Нравственный закон как закон, определяющий общественное развитие.

1. Этимология слова «религия». Внешняя и внутренняя стороны религии, основные истины религии.

2. Что кроме религии относится к мировоззрению? Приведите примеры определения основных понятий: мораль, нравственность, мировоззрение.

3. Что является источником происхождения морали с точки зрения гетерономной и автономной этики.

4. Сущность гедонизма, эвдемонизма, утилитаризма, влияние этих концепций на современную экономику.

5. Договорная концепция морали.

6. Теологический подход: нравственность и ее истоки. Какие нравственные законы были даны человеку?

7. В чем состоит сущность духовно-нравственного закона (сверхъестественного по своему происхождению).

8. Как можно доказать его действие (привести примеры). Все ли могут принять такое доказательство? Что нужно для его принятия?

9. Какой закон называют царским законом и почему? Почему люди не принимают его?

Лекция 2. Проблема морального фактора в экономике: история и современность

(конспект часть 1, лекция 2 и учебник «Этические основы бизнеса»).

1. Охарактеризуйте возможные модели поведения предприятия, предпринимателя в экономической деятельности (решение дилеммы: мораль – прибыль). Объясните выгодность (невыгодность) этих моделей для конкретного предпринимателя и других заинтересованных сторон, в том числе для экономики государства в целом.

2. В какой цивилизации возникла экономика как наука. Какой отпечаток наложило это на современную экономическую науку. В чем состояла ошибка А.Смита?

3. В чем заключается ограничено прагматическая точка зрения на взаимозависимость морали и прибыли в экономической деятельности. Кто выражает эту точку зрения. Как воздействует она на результаты экономической деятельности: конкретного предпринимателя, принимающего эту точку зрения; его партнеров по бизнесу; потребителей; государства в целом.

4. Объясните диалектику взаимосвязи морали и экономики по концепции немецкой школы этики бизнеса (К.Хоман, Б.Дрез). Почему в экономической деятельности необходимы моральные стандарты?

5. В чем состоит сущность теологической концепции, объясняющей взаимосвязь морали и экономики. Кто выражает эту концепцию, как ее обосновать, доказать справедливость действия закона духовно-нравственной детерминации социально-экономического развития?

6. Перечислите факторы, которые влияют на эффективность экономики и предпринимательской деятельности.

Приведите примеры влияния: 1) морали в обществе; 2) нравственности отдельного человека, участника экономических отношений на результаты экономической деятельности, предпринимательской деятельности на микро- и макро- уровнях, состояние экономики государства.

7. Какие факторы влияют на этичность ведения бизнеса. Что необходимо предпринять, чтобы украинский бизнес работал на основе высоких моральных принципов.

8. Назовите основные причины социально-экономического кризиса в Украине. Считаете ли Вы, что этот кризис, прежде всего, был вызван духовно-моральным кризисом нашего общества, ошибкой в выборе цивилизационного (социокультурного) пути развития Украины.

9. Считаете ли Вы, что основной причиной современного мирового экономического кризиса является кризис духовно-моральный. Обоснуйте свою точку зрения.

Лекции 3,4

Цели экономики. Структура общества (социокультурной системы) и место экономики в нем.)

Типизация социально-экономических систем по этическому критерию.

(конспект часть 1,2, лекции 3,4, конспект часть 5 в эл. виде, лекция 16 и доп. материал)

1. Что такое здоровое (нездоровое) общество. Его структура и цели подсистем.

2. Структура метаэкономики (национального хозяйства). Цели 2 подсистем

3. Как обеспечить гармоническое развитие двух подсистем.

4. Объясните цели экономики и прокомментируйте их смысл. Как возможно и необходимо реализовывать каждую из них?

5. Какой должна быть иерархия целей хозяйствования, почему именно такой? Прокомментируйте схему – цели хозяйствования.

6. Что такое социально-экономическая система (СЭС)? Уровни СЭС.

7. Какие 2 закона определяют развитие СЭС

8. Прокомментируйте действие закона духовно-нравственной детерминации социально-экономического развития и закона социокультурной идентичности социально-экономического развития

9. Типы СЭС по этическому критерию. Особенности экономического механизма и цели экономики в них. ( в т.ч. прокомментировать схему).

Концепция духовно-нравственной социально-экономической системы (СЭС) (переносится ко 2 модулю)

Лекция 5

Наши рекомендации