Принципы алгоритмизации комплексного анализа состояния экономической безопасности страны

Комплексный анализ состояния экономической безопасности стра­ны представляет собой ряд последовательных действий, позволя­ющих в конечном итоге выбрать наиболее предпочтительные стра­тегии предотвращения и нейтрализации угроз (рис. 7.2).

Выявление комплексных угроз, их декомпозиция на составляю­щие частные угрозы и определение их взаимного влияния друг на друга составляют первый этап оценки уровня экономической без­опасности страны.

Следующий шаг состоит в оценке влияния системы угроз на экономическую безопасность страны, то есть на величину склон­ности к импорту.

Для предотвращения и нейтрализации этих угроз необходимо разработать множество определенных стратегий. Это множество ограничено вероятностной оценкой возникновения угроз и их по­следствий (см. формулу (7.1)), а также возможностью использова­ния необходимых ресурсов для предотвращения или ликвидации

последствий этих угроз. Рассмотрим некоторые приемы алгорит­мизации процесса выбора предпочтительных стратегий повыше­ния уровня экономической безопасности страны.

Пусть r(q, I, j) — объем ресурса g-го типа, используемого /-и группой стратегического влияния (ГСВ) для предотвращения и локализации у-и угрозы. Через г обозначим возможный объем ре­сурса q-m типа. Можно ввести соответствующие ограничения по объемам используемых ресурсов

Число неравенств (7.3) равно числу типов ресурсов.

Формализация процедуры выбора стратегий может быть осно­вана, например, на приложении элементов теории игр для выбора «разумной» стратегии повышения экономической безопасности. Разработка и реализация этих стратегий осуществляются опреде­ленными ГСВ. Такими группами могут быть правительственные (государственные), экономические и общественные структуры (орга­низации). Каждая из таких групп стремится реализовать собствен­ные стратегии, ослабляющие или предотвращающие последствия этих угроз. Другими словами, они оказывают воздействие на сни­жение значимости и интенсивности определенных угроз.

Пусть N= {1, ... , п] — рассмотренное множество ГСВ (множество игроков), X. = (х.л, ... , x.J — множество стратегий игрока i, Я. = Я.(х.) — функция выигрыша z'-го игрока, численно равная доле, на которую снижается (или повышается) показатель Sim} в результате реализа­ции стратегии х... Функции выигрыша Я = Я(л:..), так же как и со­ответствующие стратегии х.., являются функциями используемых ресурсов различных видов в объемах r(q, I, /).

Стратегия повышения уровня экономической безопасности объ­единяет стратегии каждой из ГСВ. Поэтому множество стратегий формально может быть представлено в виде

Выбор определенной стратегии у е Y означает выбор набора стра­тегий всех ГСВ. Далее необходимо исследовать множество стратегий Y на равновесные (по Нэшу) ситуации, из которых и должна быть выбрана общая стратегия обеспечения экономической без­опасности страны. Это означает, что изменение хотя бы одной страте­гии х. может привести к ухудшению всей ситуации. Кроме того, выбор равновесной ситуации обеспечивает координацию деятель­ности различных ГСВ по предотвращению и локализации комп­лексных угроз, создавая предпосылки получения синергического эффекта использования ресурсов.

Таким образом, появляется возможность оценки эффективности деятельности по укреплению экономической безопасности страны. Для этого может быть выбран показатель, который формируется следующим образом. Пусть в описанной игровой ситуации имеет­ся Е+ 1 равновесных ситуаций. Каждой такой ситуации соответ­ствуют свои объемы используемых ресурсов. Будем предполагать, что объемы используемых ресурсов представлены в денежном вы­ражении #0, Rt, ... , RE, и при этом Rt — наименьшая из этих вели­чин. Каждой из равновесных ситуаций, соответствует свое значе­ние показателя Sim>, которые обозначим 50, 5,, ... , 5Г Рассмотрим величины:

Среди равновесных ситуаций выберем те, которым соответству­ют положительные значения Д5.. Для них рассмотрим показатель

Этот показатель характеризует «цену» стратегии предотвраще­ния и нейтрализации угроз, то есть эффективность деятельности по укреплению экономической безопасности. Минимальное значе­ние этого показателя характеризует наиболее целесообразную стра­тегию с точки зрения использования ресурсов. В составе Д/ . наряду с издержками, связанными с разработкой и реализацией страте­гий, присутствует и синергический эффект координации деятель- • ности различных ГСВ.

Таким образом, для достижения высокого уровня экономиче­ской эффективности целевой комплексной программы обеспечения экономической безопасности (ЦКПОЭБ) необходима координа­ция деятельности всех структур, призванных обеспечивать эконо­мическую безопасность страны. Источником синергического эф­фекта является согласованное использование всех видов ресурсов для противостояния комплексным угрозам внешнего и внутренне­го характера.

Наши рекомендации