Последствия международной миграции рабочей силы
Международная миграция рабочей силы как сложное явление оказывает неоднозначное влияние на различные сферы социально-экономического развития странам, как принимающим рабочую силу, так и поставляющим её. Однако при этом возможно возникновение и острых социально-экономических проблем. Таким образом, можно говорить о существовании как положительных, так и отрицательных последствий данного процесса. Кроме того, исследователи рассматривают прямое и косвенное влияние, а также разделяют краткосрочный и долгосрочный периоды, в которых последствия миграции рабочей силы для развития страны могут проявляться в разной степени[74]. Также имеют место различия в последствиях миграции рабочей силы для стран-импортёров и стран-экспортёров рабочей силы. В таблице 20 на основе ряда источников дана обобщённая характеристика возможных социально-экономических последствий международной миграции рабочей силы для стран-реципиентов и доноров [75].
В отношении наличия данных об указанных последствиях миграции отметим следующее. Во-первых, исследователи отмечают, что влияние на занятость, безработицу, на заработную плату местного населения в принимающих странах является незначительным. Во-вторых, противоречивы данные о потреблении мигрантами социальных услуг и последствия миграции квалифицированной рабочей силы.
Рассмотрим подробнее влияние денежных переводов мигрантов на развитие экономики стран-доноров. В общем виде денежные переводы мигрантов могут быть определены как средства, посланные мигрантами семействам и друзьям на родину, и в связи с которыми не возникает никаких требований у отправителей (в отличие от других финансовых потоков). В качестве денежных переводов международных мигрантов в настоящее время рассматриваются «личные переводы», представляющие сумму трёх показателей платёжного баланса – «личные трансферты», «чистая оплата труда» и «капитальные трансферты между домашними хозяйствами».
Таблица 20 – Возможные социально-экономические последствия международной миграции рабочей силы
Положительные последствия | Отрицательные последствия |
Страна-импортёр рабочей силы | |
1. Рост трудовых ресурсов в экономике, рост объёмов производства, совокупных доходов и совокупного спроса 2. Амортизация циклического процесса безработицы 3. Ликвидация структурных диспропорций на рынке труда, повышение его эластичности 4. Прирост населения, увеличение уровня рождаемости, смягчение проблемы «старение нации» 5. Повышение конкурентоспособности экономики страны за счёт собственных знаний и квалификации, за счёт инвестиций венчурного капитала и экономии части издержек 6. Замедление инфляции за счёт склонности мигрантов к сбережениям 7. Экономия на пенсиях и других социальных выплатах (в случае временной миграции) 8. Экономия на обучении (в случае привле-чения квалифицированных работников) 9. Развитие предпринимательства за счёт самозанятости мигрантов 10. Развитие отраслей, обслуживающих мигрантов (телекоммуникации и связь, авиаперевозки, банковская деятельность) 11. Развитие внешнеторгового оборота между странами импортёрами и экспортёрами рабочей силы, изменение его отраслевой структуры[76] | 1. Демпинг заработной платы со стороны мигрантов 2. Осложнение ситуации на национальном рынке труда, рост уровня безработицы определённой категории работников 3. Увеличение бюджетной нагрузки, в том числе на содержание безработных мигрантов (особенно в случае постоянной миграции и миграции семей) 4. Рост социальной напряжённости, межнациональных конфликтов 5. Вызовы политической и культурной идентичности 6. Рост преступности и другие последствия нелегальной миграции |
Положительные последствия | Отрицательные последствия |
Страна-экспортёр рабочей силы | |
1. Снижение безработицы на национальном рынке труда 2. Рост заработной платы 3. Сокращение уровня социальной напряжённости 4. Ослабление бюджетной нагрузки за счёт пособий по безработице и других бюджетных расходов (образование, здравоохранение) 5. Денежные переводы мигрантов – важнейший источник поступлений для развивающихся стран 6. Рост доходов населения за счёт денежных переводов мигрантов своим родственникам 7. Сокращение уровня бедности 8. Расширение ёмкости внутреннего рынка товаров и услуг за счёт денежных переводов мигрантов своим родственникам 9. Повышение уровня квалификации, производственной и бытовой культуры рабочей силы страны за счёт вернувшихся мигрантов 10. Развитие частного бизнеса за счёт инвестиций вернувшихся мигрантов | 1. Сокращение трудовых ресурсов 2. Уменьшение налоговых выплат 3. Технологическое отставание страны как следствие оттока наиболее квалифици-рованной рабочей силы (утечка «умов» ) 4. Ухудшение возрастного состава занятой рабочей силы 5. Ухудшение демографической ситуации в результате оттока молодых людей и семей, снижение уровня рождаемости, сокращение прироста населения 6. Изменение образца «семьи»[77] |
В последние годы объёмы денежных переводов международных мигрантов быстро росли как за счёт быстрого роста самой международной миграции, так за счёт значительного расширения возможностей совершения таких операций. Потоки международных денежных переводов стали важнейшим источником внешнего финансирования для развивающихся стран. За последнее десятилетие темп прироста объёма денежных переводов превысил прирост объёма частного капитала и официально предоставляемой международной помощи в развитии. Для некоторых стран денежные переводы мигрантов являются основным источником иностранной валюты, часто превосходят по своему размеру объёмы прямых иностранных инвестиций и обладают значительным потенциалом для снижения уровня бедности и развития национальной экономики.
По уточнённой оценке Всемирного банка, в 2012 г. совокупный объём учтённых денежных переводов международных мигрантов составил 519 млрд долл. США против 506 в 2011 г., 454 в 2010 г. и 418 млрд долл. США в 2009 г. (рисунок 6). За счёт перехода на новую методику расчёта оценка денежных переводов мигрантов в 2009 г. была снижена на 7,1 млрд долл. США и в меньшей степени в 2010–2012 гг. (на 1,5 млрд долл. в 2010 г., на 0,2 в 2011 г. и на 2,2 в 2012 г.). По предварительной оценке, в 2013 г. сумма денежных переводов международных мигрантов достигнет 550 млрд долл. США, а в ближайшие три года превысит 700 млрд долл. США[78].
2013 г. – предварительная оценка, 2014–2016 гг. – прогноз.
Рисунок 6 – Сумма денежных переводов мигрантов по странам с разным уровнем валового национального дохода на душу населения,
2009–2016 гг., млрд долл. США[79]
Основной объём денежных переводов мигрантов направляется в развивающиеся страны. В совокупном объёме денежных переводов мигрантов их доля быстро возрастает. Если в 1990 г. она составляла около 45%, то в начале 2000-х г. уже 65%, в 2009 г. – 72%, в 2012–2013 гг. – 75%. Совокупный объём учтённых денежных переводов в развивающиеся страны составил в 2012 г. 389 млрд долл. США, в 2013 г., по предварительной оценке, увеличится до 414 млрд долл. США (на 6,3% больше). К 2016 г. он может возрасти до 540 млрд долл. США. Причём это лишь официально учтённые суммы денежных трансфертов. Истинный размер учтённых и неучтённых денежных переводов, совершаемых через официальные и неофициальные каналы, возможно, больше в 1,5 раза или даже больше. Объём учтённых денежных переводов в развивающиеся страны сейчас почти втрое превышает объём официально предоставляемой международной помощи в развитии и нередко превышает объём частной задолженности и портфель ценных бумаг (рисунок 7).
2013 г. – предварительная оценка
Рисунок 7 – Денежные переводы и потоки капитала в развивающиеся страны,
1990–2013 гг., млрд долл. США[80]
Денежные переводы мигрантов как крупнейший внешний источник финансирования для многих беднейших стран менее изменчив, чем иные источники поступлений в пересчёте на иностранную валюту. По крайней мере, в 14 развивающихся странах объём денежных переводов мигрантов превышает валютные резервы, а ещё более чем в 26 странах превышает половину объёма имеющихся валютных резервов. Для многих развивающихся экономик со слабым платёжным балансом денежные переводы международных мигрантов становятся важнейшим источником валютных поступлений.
6.6. Государственное и международное регулирование международной миграции рабочей силы[81]
Миграционная политика в более широком смысле слова тесно связана с решением социальных, политических, юридических и финансовых проблем, возникающих в связи с миграцией и направленных на реализацию потенциала развития, заложенного в миграции рабочей силы. Политика в области миграции направлена на поиск взаимных интересов стран-экспортёров и стран-импортёров, а также интересов остальных субъектов, участвующих в этом процессе на разных уровнях: работодателей, посреднических фирм, трудящихся-мигрантов. Регулирование миграционных потоков осуществляется на национальном, региональном и международном уровнях.
Национальный уровеньявляется приоритетным в области регулирования. Миграционная политика различается в странах экспортёрах и импортёрах рабочей силы.
В странах-импортёрах рабочей силы сложилась система государственных мер регулирования миграции, включающая: законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе; национальные службы иммиграции, а также межгосударственные соглашения. Иммиграционная политика проводится непосредственно через национальные службы иммиграции, которые обычно создаются при министерствах труда, юстиции или внутренних дел. Разрабатываются специальные программы по привлечению наиболее желательных иммигрантов и вводятся санкции по отношению к нелегальным мигрантам, а также посредникам и работодателям, использующим их труд.
Страны-доноры рабочей силыпри проведении политики в области миграции ориентируются либо на экономическое стимулирование, либо на нормативно-законодательное ограничение её. Всё больше стран, осознав преимущества, предоставляемые миграцией рабочей силы, активно ищут иностранные рынки труда для своих работников. Основным механизмом предотвращения нелегальной миграции являются предмиграционные информационно-образовательные программы.
Региональный уровень.Региональные интеграционные группы, такие как ЕС, АСЕАН, НАФТА, КАРИКОМ, МЕРКОСУР и др. осуществляют на региональном уровне ряд мер по управлению процессом международной миграции. В рамках интеграционных союзов и блоков заключаются официальные соглашения в отношении перемещения рабочей силы. На региональном уровне проявляется двойственный характер миграционной политики: либерализация миграционных потоков внутри интеграционных союзов и ужесточение миграционной политики к «третьим странам». Например, в ЕС принята директива 2009/50/ЕС от 25 мая 2009 г. об установлении условий въезда и пребывания граждан третьих стран в целях квалифицированной работы. Отчасти регулирование, осуществляемое на региональном уровне, противостоит процессу глобализации рынка труда.
Международный уровень. На глобальном уровне проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов, занимается значительное число международных организаций.Прежде всего ООН и её организации. В области международно-правового регулирования трудовой деятельности сложились нормы международных стандартов обращения с мигрантами в форме Конвенций Международной организации труда (МОТ). Целью принятия Конвенций стало стремление предотвратить дискриминацию мигрантов, что защищает и национальный рынок труда. Конвенции МОТ № 97 и № 143, а также международная Конвенция от 1990 г. о правах трудящихся-мигрантов являются базовыми стандартами для национального законодательства по управлению трудовой миграцией и предупреждения эксплуатации и незаконной миграции.
Одним из примеров наднационального регулирования вопросов мобильности рабочей силы является рассмотрение в рамках Генерального соглашения о торговле услугами (ГАТС) IV способа предоставления услуг.В соответствии с выработанным подходом, проблема миграции рабочей силы всё более переводится в плоскость торговли услугами. К IV способу относятся лишь отдельные категории мигрантов: менеджеры, специалисты и профессионалы, формирующие «горизонтальные» группы работников.
В настоящее время в мире ещё не сложилась система межстранового регулирования миграционных процессов. Есть ряд концептуальных, но декларативных документов и чрезвычайное разнообразие подходов к этой проблеме в каждой конкретной стране. Международная организация труда (МОТ) приняла несколько конвенций, касающихся положения трудовых мигрантов[82]. В 1990 г. ООН приняла акт, регулирующий трудовую миграцию, — Международную конвенцию о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. Однако и в этих документах, имеющих декларативный и рекомендательный характер, речь идёт о положении трудящихся-мигрантов на национальных рынках труда, а не о механизмах регулирования межстранового перетока рабочей силы.
Термины и понятия
Миграция
Международная миграция рабочей силы
Трудящийся-мигрант
Миграционный поток
Контингент мигрантов
Центры трудовой миграции
Миграционные коридоры
Денежные переводы мигрантов
Регулирование миграции рабочей силы
Мировой рынок рабочей силы
Вопросы и задания к самостоятельной работе
1. Дайте классификацию международной миграции.
2. Охарактеризуйте основные центры трудовой миграции, направления, размеры и состав международной миграции рабочей силы
3. Сформулируйте современные тенденции международной миграции рабочей силы.
4. Каковы последствия международной миграции рабочей силы?
5. Перечислите и кратко охарактеризуйте уровни регулирования миграционных потоков.
6. Дайте характеристику этапов формирования мирового рынка рабочей силы.
7. В чём разница между понятиями – «мировой рынок рабочей силы», «региональный рынок рабочей силы», «международный рынок рабочей силы»?