Взаимодействие цены и спроса
Состояние рыночной экономики, уровень и механизм развития всех инструментов рынка, в том числе и цены, описываются с помощью таких понятий, как спрос (Demand) и предложение (Supply).
Спрос является важнейшей категорией рыночной экономики, так как именно он в конечном счете определяет цену на различные товары, распределяет сырье и готовую продукцию.
Спрос – это желание и возможность потребителя купить товар или услугу в определенное время и в определенном месте. Следует различать понятия «желание» и «спрос». Не всякое желание иметь товар является спросом. Желание только тогда превращается в спрос, когда подкрепляется финансовыми возможностями покупателя. Иными словами, рынок не реагирует на потребности, не обеспеченные платежеспособностью покупателя.
Объем спроса – это то количество товара (услуг), которое покупатель готов приобрести при данных условиях в течение определенного промежутка времени.
Взаимосвязь между объемом спроса на товар и определяющими его факторами отражена в общей функции спроса и может быть представлена следующей формулой:
QDx =f(Px , Рy , ..., Рz , I, W, Тх, F, S, q), (1)
где QDx – объем спроса на товар Х в единицу времени;
Рx – цена товараX;
Рy , ..., Рz – цены товаров-заменителей и взаимодополняющих товаров;
I – доход покупателя;
W– уровень благосостояния, т.е. покупательная способность потребителя;
Tx – вкусы и предпочтения покупателей;
F–потребительские ожидания;
S – сезонность потребности, удовлетворяемая данным товаром;
q – количество покупателей.
Закон спроса показывает связь между ценами и количеством товаров и услуг, которые могут быть приобретены по каждой из данных цен. При прочих равных условияхпо низкой цене удастся продать больше товаров, чем по высокой.
Поэтому между рыночной ценой товара и тем его количеством, которое может быть куплено по этой цене, устанавливается строгое соотношение. Эту взаимосвязь можно представить в виде шкалы спроса, показывающей, какое количество товара будет купленопо различным ценам (табл. 1).
Таблица 1
Соотношение цены и количества проданного товара А на рынке
Цена (Price) за единицу товара А в денежном выражении | Спрос (Quantity) – количество проданного товара А |
Такое изменение спроса (или количества единиц купленного товара А) объясняется следующими обстоятельствами:
· по низкой цене купить товар может большее число потребителей;
· низкие цены заставят многих покупателейпредпочесть данный товар другому;
· если цены на товар будут высокими, определенное число покупателей откажутся от покупки.
Используя данные, приведенные в табл. 1, можно построить кривую спроса DD (рис. 1)* . По оси ОХ отложены объемы продаж некоторого товара X, по оси О Y– цены на единицу данного товара. Кривая спроса DD раскрывает связь между ценой (Р) и количеством товара (Q), которое будет приобретено покупателем по данной цене.
В учебных целях кривую спроса обычно изображают в виде прямойлинии, описываемой уравнением QD = а - bх.
Кривая спроса показывает, что между ценой товара и его количеством устанавливается обратно пропорциональная зависимость. Чем выше цена, тем меньше товаров по этой цене может быть куплено. Увеличение количества товара в продаже вызывает снижение цены на него.
Рис. 1. Кривые спроса и предложения
Если изменяется цена товара (Рx), то при прочих равных условиях изменяется величина спроса на него и движение идет по кривой спроса.
Если допустить, что в какой-то период времени все факторы, кроме первого, в выражении (1) неизменны, то объем спроса реально будет зависеть только от изменения цены. Таким образом осуществляется переход от общей функции спроса к функции спроса от цены QDx=f(Px).
В случае изменения других факторов (кроме цены) изменяется сам спрос и, следовательно, положение кривой спроса: при падении спроса кривая спроса сдвигается вниз и влево (DD), а при его повышении – вверх и вправо (D1D1).
Таким образом, «изменение в спросе» нельзя смешивать с «изменением объема спроса». Изменение объема спроса означает движение по кривой спроса, тогда как изменение в спросе выражается в смещении всей кривой спроса влево или вправо.
На изменение спроса влияют многие неценовые факторы. Наиболее существенное воздействие на поведение покупателей оказывают следующие из них.