Характеризующих систему управления персоналом организации
Направления совершенствования по каждому элементу | Трудоёмкость каждой функции в % от полной трудоёмкости подсистемы | ||
1. Совершенствование функционального разделения труда – всего: | |||
- участвовать в разработке и внедрении норм затрат труда во всех звеньях производства, обеспечивать широкое применение технически обоснованных норм обслуживания для рабочих, служащих; | |||
- организовывать систематическое изучение использования рабочего времени всеми категориями работников предприятия путём применения методов изучения рабочего времени; | |||
- анализировать причины потерь рабочего времени, разрабатывать предложения по улучшению использования рабочего времени и осуществлять контроль их внедрения; | |||
- участвовать в разработке рациональных режимов работы, графиков сменности работы бригад, участков, цехов и осуществлять контроль их выполнения; | |||
- разрабатывать предложения по улучшению организации рабочих мест, облегчению условий труда и сокращению тяжёлых, трудоёмких и ручных работ, а также участвовать в разработке организационно-технических мероприятий, направленных на повышение
трудоёмкости продукции | |||
2. Управление развитием организационных структур – всего: | |||
- обрабатывать банк данных, включающий специальные структуры организации информации, алгоритмы, специальные языки, программные и технические средства, в совокупности обеспечивающие создание и эксплуатацию системы накопления информации, поступающей от нескольких источников, её обновление, корректировку и многоаспектное использование в интересах объекта управления предприятия; | |||
- обеспечивать использование и анализ информации о накопленном практическом опыте специалистов по управлению, выработку вариантов управленческих решений в автоматизированном (или автоматическом) режиме; | |||
- осуществлять участие в разработке вариантов развития производства на основе проводимых маркетинговых исследований и анализа информации; | |||
- осуществлять технико-экономическое обоснование нововведений в производство, действующую систему управления; | |||
- осуществлять участие в разработке производственных программ, проведение анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений; | |||
- осуществлять координацию работ производственных подразделений по выпуску продукции; | |||
- разрабатывать планы совершенствования управления производством на основе использования современных средств вычислительной техники и новых информационных технологий; | |||
- обосновывать и разрабатывать мероприятия по повышению эффективности развития организационных структур, разрабатывать новые формы и методы управления. | |||
3. Совершенствование кадрового обеспечения – всего: | |||
- осуществлять с участием ПЭО и ОТиЗ разработку годовых и перспективных планов потребности предприятия в специалистах с высшим и средним образованием, в рабочих кадрах по профессиям с учётом объёма производства; | |||
- обеспечивать своевременное комплектование предприятия инженерно-техническими,
специальностей и квалификации в соответствии с планом по труду и утверждённым штатным расписанием; | |||
- обеспечивать совместно с бюро технического обучения организованный приём молодых специалистов и молодёжи, проводить стажировку молодых специалистов; | |||
- проводить совместно с бюро технического обучения работы по подготовке и повышению квалификации кадров непосредственно на предприятии; | |||
- изучить причины текучести кадров совместно с другими отделами разрабатывать мероприятия по её снижению, осуществлять контроль выполнения этих мероприятий; | |||
4. Совершенствование информационного обеспечения – всего: | |||
- обеспечивать контроль своевременного поступления первичных документов; | |||
- осуществлять сортировку поступающих документов характеру содержащейся в них информации, оформить на группу одиночные документы для специального сопроводительного документа, определяющего прохождение документов по подразделениям; | |||
- обеспечивать сдачу готовой документации в группу контроля и выдачи информации; | |||
- проводить оформление выходных документов в представление их подразделениям и руководству предприятия; | |||
- обеспечивать контроль ведения планово-отчётной документации; | |||
- осуществлять оперативную корректировку планов-графиков при нарушении технологического процесса обработки информации; | |||
- обеспечивать бесперебойное функционирование средств подготовки данных. | |||
5. Совершенствование методического обеспечения – всего: | |||
- проводить регулярные методические советы с участием инженеров, техников, экономистов, нормировщиков, а также представителей общественных организаций; | |||
- разрабатывать тематику и организовывать проведение конкретных методических исследований, включающих подготовку кадров по всем направлениям, улучшение условий труда, изучение социально-психологических резервов роста производительности труда, изучение социально-экономических аспектов управления производством и др.; | |||
- разрабатывать планы комплексного
предприятия; | |||
- обеспечивать оказание методической помощи в осуществлении практических мероприятий по итогам проведённых конкретных исследований. | |||
6. Совершенствование технологии процессов управления – всего: | |||
- организовать подготовку рекомендаций по внедрению передовых методов и приёмов руда, улучшению организации и обслуживания рабочих мест, созданию благоприятных условий труда, наиболее рациональных режимов труда и отдыха, повышению культуры производства; | |||
- осуществлять нормативно-исследовательские работы в области организации труда и совершенствований технологии процессов управления; | |||
- обеспечивать участие в разработке и предварительной првоерке в производственных условиях нормативных материалов по труду, рекомендаций и мероприятий по технологии управления, а также во внедрении указанных материалов после их утверждения; | |||
- разрабатывать мматериалы по организации процессов управления: схем, структур управления, должностных инструкций, положений и др.; | |||
- изучать эффективность действующих процессов управления и подготавливать предложения по созданию экономических и оперативных процессов и систем управления, совершенствованию структуры аппарата управления. |
2.2.4. Критерии оценки состояния и эффективности процесса управления, формированием персонала организации (табл. 5).
Таблица 5
№ | Критерии | Показатели критерия | ||
Уровень развития трудового потенциала предприятия и работников | Количественные показатели:
Качественные показатели трудового потенциала: Профессионально-квалификационный потенциал:
Психофизиологический потенциал:
Творческий потенциал:
Мотивационный потенциал:
Моральный потенциал
Состояние социально-психологического климата, наличие или отсутствие конфликтных взаимоотношений в коллективе | |||
Уровень трудовой активности персонала | Производственно-экономические показатели:
| |||
Уровень образовательной и социальной активности | Показатели развития персонала:
| |||
Структура и динамика персонала | Структура рабочей силы по категориям занятых:
| |||
Уровень производитель- ности труда | Объём реализации на одного сотрудника Объём прибыли до уплаты налогов на одного сотрудника Показатель производимой продукции за час производительного труда Показатель числа производительных часов, затрачиваемых на производство единицы продукции (трудоёмкость) | |||
Уровень издержек на персонал | Общие издержки организации на рабочую силу в анализируемый период:
|
Материалы для анализа студент должен получить в соответствующих службах предприятия (управления персоналом, финансовых, экономических и т. п.).
Важным материалом для анализа является самостоятельное социологическое исследование, проведённое студентом (анкетный опрос, интервью, социометрическое обследование группы, наблюдение, контент-анализ содержания публикаций многотиражной газеты, протоколов собраний и т. п.).
Материалы, служащие базой для обоснованного анализа, должны быть достаточно полными и достоверными, чтобы, опираясь на них, можно было проанализировать положение дел, вскрыть резервы и наметить пути их использования, а также устранить вскрытые недостатки в работе.
Характер и объём собранного материала зависят от особенностей принятых методик исследования.
Анализ состояния дел в организации по теме дипломного проекта предполагает обработку собранных статистических материалов. Например, данные за последние 5 лет: по состоянию трудовой дисциплины, текучести кадров, действенности резерва, численности повысивших квалификацию, расходов на обучение персонала, расходов на улучшение условий труда, внедрение новой техники и т. п. Такой ретроспективный анализ позволяет выявить тенденции и установить закономерности их изменения.
Анализ и обработку цифровой информации необходимо проводить с помощью современных методов экономического, социологического и психологического анализа. Важно использовать компьютерные программы для обработки материала.
С помощью различных методов раскрывается причинная связь факторов, измеряется их влияние на различные показатели.
Результаты исследования приводятся в одномерных таблицах и таблицах взаимной сопряжённости, графиках, диаграммах и т. д.
По каждой из таблиц (графиков, диаграмм, гистограмм), приведённых в тексте дипломного проекта, необходимо сделать выводы. Графический материал, который не является предметом анализа в тексте, должен быть помещён в раздел «Приложение».
Анализ собранных материалов позволяет дипломнику определить степень использования предприятием имеющихся ресурсов, уровень организации труда, состояние системы управления персоналом, состояние планирования работы с персоналом, качество оценки персонала и аттестационной работы и т. п. Круг анализируемых показателей определяется планом дипломного проекта.
Используя полученные статистические и социологические данные, необходимо вскрывать причины имеющихся недостатков. Хорошо, если дипломник изучит и опишет отечественный и зарубежный опыт с целью его дальнейшего использования при разработке конкретных мероприятий.
Результатом анализа должны быть выводы о состоянии дел на предприятии по рассматриваемым вопросам – это называется исследовательской диагностикой. На основании диагностики выполняется следующий раздел – разработка рекомендаций.
2.3. Причины, мешающие эффективному функционированию рассматриваемого объекта. Выводы по результатам анализа.Этот раздел концентрирует в себе выводы по результатам разработки аналитической части. В тезисной форме следует подвести общей итог, характеризующий нерешённость методических, организационных, экономических, правовых вопросов в области управления персоналом для исследуемой организации. При этом могут содержаться ссылки на передовой опыт отечественных и зарубежных организаций, подтверждающий негативные моменты в деятельности анализируемого объекта. В данном разделе следует описать все недостатки, выявленные при анализе состояния изучаемой проблемы.
3. Проектная часть(в конкретном дипломном проекте должна иметь своё название).
3.1. Разработка проекта совершенствования управления персоналом по выбранной теме дипломного проекта.Проектная часть представляет собой взаимосвязанный комплекс проектных мероприятий, состав которых определяется темой дипломного проекта, результатами проведенного анализа состояния управления персоналом. Проектные мероприятия должны вытекать прежде всего из результатов анализа и быть направлены на устранение недостатков, выявленных в аналитической части дипломного проекта.
Опираясь на выводы по результатам анализа в 1 и 2 разделах, необходимо разработать рекомендации по решению поставленной проблемы на предприятии. В частности, намечаются пути использования вскрытых резервов, устранения недостатков в работе, планируются, обосновываются и принимаются решения, обеспечивающие реализацию целей и задач проекта.
Разработка рекомендаций предполагает, что на основании проведённого анализа, выявления недостатков и неиспользуемых возможностей решения проблемы, студент-дипломник приводит достаточно полные и аргументированные предложения и рекомендации.